«Особенности тематики и центральная идея сказа «Левша». Слово о писателе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Батеенкова Светлана Александровна

Урок по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levsha.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 7 классе «Особенности тематики и центральная идея сказа «Левша». Слово о писателе.

Учитель: Батеенкова Светлана Александровна.

Цели:

_учить анализировать  художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями , учить филологическому анализу ( от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам ее создания;

-обогащать словарный запас учеников  лексикой нравственной тематики;

-воспитывать  чувство нравственной  ответственности  и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

                      Ход урока )

-Что знаете о Лескове?        Составление плана биографии-9 минут

Презентации и сообщения.

-Сформулируйте, что сегодня должны узнать на уроке?

-Какое слово, из записанных в теме не часто встречалось?

Записать как можно больше однокоренных слов к слову «сказ» за 2 минуты.

Сказ-сказка –сказитель-сказочный-сказочка-сказывать…

Лесков ввел в большую литературу слово «сказ», т.е. новый жанр, попробуем дать ему определение.

Выборочное чтение  1 главы- 3 минуты, записать ответ на вопрос в одно слово.

От чьего лица ведется повествование                                          Сказителя.

в 1 главе?

Перечитайте 1 предложение, чем оно

является в композиционном плане?                                              Зачином.

Какие типы речи знаете, определите их                                       Разговорный.

в сказе.

-Назовите главных героев произведения.

Создайте таблицу, в которой будут отражены элементы сказки и реальности-10  минут.

Элементы сказки:

Отражение реальности:

  Сказитель

Император Александр Павлович

   Зачин

Платов

Используя таблицу дайте литературоведческое понятие термину «сказ»-5 минут.

Сказ-причудливое сочетание …(сказки и реальности),в котором имитируется живая речь устного рассказа.

«Одно слово, и целая картина перед глазами.Бюстры: тут и прекрасный зал, и ажурные люстры, свисающие там и сям с высокого потолка в его орнаменте, тут и белые Аполлоны в венках, стыдливые Венеры, желто-розовый паркет, и красный ковер,-все это в одном слове-«бюстры»,-писал К.Паустовский.

                                                  Самостоятельная работа:(выписать из 2 главы)-5 минут.

Бюстры        Мантоны        Пубель

Двухсестная        Непромокабли        Аболонполведерский

Буреметр        Долбица        Нимфозории

Мерблюзьи        Куцапый        Тугамент

Писатель заменил иностранные слова, потому что считал, что нельзя преклоняться перед всем иноязычным, нужно оставаться верным самим себе, своей истории и культуре.

У Платова куцапые пальцы, что вы знаете об этом человеке, как о реальной исторической личности?-сообщения из курса истории -2 минуты.

                                                     Работа по вариантам:-5  минут.

                                                             1 вариант:

Подготовить ответ на вопрос «Народ и власть в сказе». Есть ли антитеза в вопросе?

                                                 Народ:        Власть:

                                                 Левша        царь

                                                 мужики        Платов

Верно ли расположены в схеме все герои?

                                                             2 вариант:

Как связан сказ с фольклором? Вспомните все пословицы из произведения, одна из них вынесена в эпиграф урока. Вернитесь к таблице, которую вы заполняли в начале урока.

            Сформулируйте из своих заданий основную тематику  сказа, выслушав все варианты ответов-3  минуты.

1 вариант-Безответственное, преступное отношение власти к народу.

2 вариант-(перед ответом на вопрос просмотреть презентацию о современных Левшах)

                    Поразительные способности русского народа.

                                              Ролевое чтение:(15 глава)

                                                 Левша-англичане-автор

                       Формулирование и запись в тетрадь остальных тем  сказа-5 минут.

Сформулируйте из тематики основную идею сказа, для этого продолжите фразу, построив ее на приеме антитезы.

«Русскийнарод… но ему мешают…-3 минуты.

                                                      Домашнее задание:

Высокий уровень :

Письменный развернутый ответ на вопрос «Лесков-писатель будущего»

                    Средний уровень

Перечитать главу 20, выписать все основные мысли из нее.

                    Низкий уровень:

Объяснить значение слов:водоглаз,студинг,кривопутка,мелкоскоп,полшкипер,клеветон,морская свинка от корабельной качки. Можно повысить уровень выполнения заданий до высокого , если придумать свои неологизмы.

Вернемся к теме урока .Реализована ли она, дайте полный ответ с пояснениями.

Захотелось ли вам прочитать другие произведения Лескова?

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ атамана М.И.Платова в произведениях УНТ, Донских писателей и сказе «Левша» Н.С.Лескова».

6-й класс. Урок литературы с использованием регионального компонента....

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа

Конспект урока Н. С. Лескова. Сказ "Левша"....

Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа

Урок подготовлен для изучения творчества Н.С. Лескова . Сказ "Левша", история его создания. Особенности сказа.Связь с жизнью автора....

Конспект урока по литературе в 5 классе К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»

Конспект урока по литературе в 5 классеК.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»...