Главные вкладки

    Конспект урока по литературе в 5 классе К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Полозкова Вера Владимировна

    Конспект урока по литературе в 5 классе

    К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_5_kl_teplyy_hleb.docx18.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературе в 5 классе

    К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»

    1. Образовательная:


    - формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
    - обучение обобщению прочитанного, услышанного.

    2. Развивающая:

    - развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

    - развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

    - развивать речь при составлении устного рассказа.

    3. Воспитательная

    - формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
    - формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Оборудование:  текст сказки, мультимедийная презентация (приложение)

    Словарная работа: добро, зло, теплый.

    ХОД УРОКА

    1. Слово учителя.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня отличный день. Светит солнце. В такую погоду хочется думать только о хорошем. А о чем думаете вы?

    Ответы учеников

    Слово учителя.

    Сегодня мы с вами познакомимся с новым писателем  Константином Георгиевичем Паустовским и его произведением «Теплый хлеб».

    Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».

    Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

    -Вспомните, какие произведения Паустовского вам уже известны?

    Работа со статьей учебника

    - Ребята, перед вами эпиграф, слова К. Паустовского: « Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». Как вы понимаете смысл этих слов? А какие книги вы можете назвать своими друзьями?

    Ответы учеников

    Слово учителя

    Сегодня мы приступим к чтению произведения К.Г.Паустовского. Константин Георгиевич Паустовский писал произведения для взрослых – романы и рассказы, которые несли в нашу жизнь свет, радость, надежду. Но не забыл он и о детях, сочинив для них несколько сказок: "Растрёпанный воробей", "Стальное колечко", "Дремучий медведь", "Тёплый хлеб".

    Может показаться, что они совсем не похожи на сказки – события в них реальные, жизненные. Только добавлено чуть-чуть чего-то неуловимо-волшебного, чудесного... Такое и в действительности может быть. Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках! Иногда сказки Паустовского называют притчами.

    – А что вы знаете о притчах? Расскажите о притче как литературном жанре.

    (Ответы детей: Они знакомы с притчами, с особенностями этого жанра. На уроках литературы мы читали библейские притчи, притчи Л.Н.Толстого).

    Сегодня мы будем слушать, и читать сказку – притчу "Тёплый хлеб".

    Работа с текстом

    _ Ребята, давайте вспомним какие виды сказок бывают?

    - А к какому виду сказки можно отнести «Теплый хлеб»? (бытовая)

    - Раз это сказка бытовая, то главные герои такой сказки люди. Вот и у нас главный герой – мальчик Филька. Давайте вспомним, кто такой Филька и что с ним происходит.

    Учащиеся: Филька-мальчик, который проживает со своей бабушкой, он невежда, . Филька совершает зло- прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. После этого деяния всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и решает загладить свою вину.

    Учитель: Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после. Почему он Филька, а не Филя? (потому что он злой)

    Учитель: Какую легенду рассказывает бабушка Фильке?

    Ученики

    Учитель: давайте сравним Фильку до легенды и после

    До

    После

    Очень груб с окружающими и лошадью

    Просит прощение у лошади

    Фраза «Ну тебя»

    Не произносит таких фраз, а помогает

    Не обращает ни на кого внимание

    Расстроился из-за того, что лошадь не хочет с ним мириться

    Живя с бабушкой, не помогает ей

    Становится трудолюбивым

    Учитель: Как мы видим, Филька меняется в лучшую сторону. Да, быть добрым, учиться добру – сложно. Но Филька с этим справляется. Как выдумаете, Филька получил свой урокжизни?

    Учитель: Как прошло примирение Фильки и лошади? И почему лошадь не хотела с ним мириться?

    Зачитывается фрагмент из сказки.

    Учитель: А теперь ответьте мне на вопрос, почему сказка называется «Теплый хлеб»?

    Учащиеся: Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению. Учитель: Когда хлеб становится теплым?

    Учащиеся: Когда все согреты теплом души, общая радость

    Рефлексия

    Ребята, мы говорили о добре и зле. Перед вами два кружочка- красный и синий. Красный это цвет дружбы, добра. А синий – холод, зло. Выберите для себя кружочек и прикрепите его на доску. Ну вот, ребята, мир становится добрее и от маленьких посткпков. Не забывайте об этом.

    Домашнее задание

    Напишите 5 пословиц и поговорок о хлебе.

    Всем спасибо. До свидания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

    План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

    Презентация и конспект урока по литературе к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».

    Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Иллюстративный материал дает возможность пройтись по страницам сказки. Вопросы и задания дают возможность актив...

    Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"

    В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...

    Конспект урока по литературе 5 класс (К.Г.Паустовский " Теплый хлеб ")

    Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюд...

    План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

    План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...

    Урок по литературе. Тема: «Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков»

    Родина РОМАНСА – Испания, расцвет жанра происходит в 16-17 веках.Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию, а затем и в Россию.Под понятием «романс» у нас принято считать н...