Конспект урока по литературе 5 класс (К.Г.Паустовский " Теплый хлеб ")
план-конспект урока (5 класс) на тему

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

 

Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:

  • обучающие: выявить, какую  роль играет пейзаж в сказке, найти, в каких словах заключается народная мудрость, подвести учащихся к пониманию  морали сказки, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формировать навыки работы с текстом,
  •  развивающие: развивать  речевые навыки: чтение-понимание, говорение, выразительное чтение, развивать художественное восприятие через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст), развитие творческих навыков, осуществлять совместную деятельность в группе
  • воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.

Тип урока:  комбинированный
Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, толковый  словарь, карточки с заданиями, презентация
Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

 

 

Ход урока

 

1.      Орг. момент.

- Добрый день, ребята! Рада вас приветствовать!

 

2.      Мотивация.

- Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение? .

- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).

- Подберите антоним к слову зло. (Добро)

- Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.

- В каких поступках может выражаться добро?

 

3.Постановка цели и задач:

- Давайте поставим учебную задачу на данный урок. (Рассмотреть противостояние добра и зла, какие-то человеческие качества на примере сказки «Тёплый хлеб»). А помощниками на этом пути нам будут герои сказки  К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Т.Е мы сегодня будем говорить о нравственности  и тема нашего урока будет " нравственные уроки сказки К.Г.Паустовского "Теплый хлеб". СЛАЙД

А эпиграф к уроку я взяла пословицу "Умел ошибиться-умей и поправиться"       

 

- В каких текстах художественной литературы, уже  известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.)

 

3.     Изучение материала.

- Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще) Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? Могу ли я сделать вывод, что, совершив злой поступок, человек «низко падает».

- Вы прочитали дома текст сказки «Теплый хлеб». Что в этом произведении необычного? (в нем соединены элементы рассказа и сказки). Назовите основные особенности сказки и рассказа . СЛАЙД

Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

Повторим знание текста с помощью кроссворда

-  А теперь проверим ваши  знания. с помощью  кроссворда СЛАЙД

1. Как Филька называет коня? (христорадник) .А знаете ли вы значение этого слова?

2.  Какой  МАСТИ БЫЛ КОНЬ?

3. Где происходят действия? (Бережки). что вы можете сказать о названии деревни? (само название говорит о том , что люди должны беречь друг друга, жить мирно,. приносить людям добро)

4. КАК звали мельника?

5. ФИЛЬКА жил с бабкой. Почему? ( сирота)

 

1. В какое время года происходят события? (зима).

2. Как звали коня? (Мальчик)

3. самая болтливая птица на свете.(сорока)

Главный герой сказки мальчик Филька? А ПОЛНОЕ ЕГО ИМЯ(Филипп)

А ЗНАЕТЕ ВЫ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО ИМЕНИ?

Ребята, какой же поступок совершил Филька?

- Как природа реагирует на поступок Фильки?

-Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает реальное и сказочное описание пейзажа в рассказе.

-А что такое пейзаж в литературе? (словарная работа) СЛАЙД

ТЕПЕРЬ Я ВАМ ПРЕДЛАГАЮ ПОРАБОТАТЬ В ГРУППАХ

 

4.Работа в группах. СЛАЙД

1 группа «Реалисты»: Найти реальный пейзаж в произведении.

                  Определить его роль в сказке.

2 группа «Сказочники»:  Найти сказочный пейзаж в произведении.

                  Определить его роль в сказке.

3 группа «Мудрецы»:  Найти в сказке выражения, которые могут быть пословицами, поговорками,  содержат народную  мудрость?   

4 группа «Путешественники»:

 Нарисовать «маршрут добра» Фильки и определить мораль сказки.

5. Выступления групп.  

1 группа: зачитывает реальные пейзажи на стр. 13, 14, 18, 20. Для чего используется автором? Что изображает? Как? С помощью чего? СЛАЙД

2 группа – сказочные: на стр. 14, 15, 16, 19.  Для чего используется автором? Что изображает? Как? С помощью чего?

- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?

 Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.
Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж

Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.
 

- Какую роль играет пейзаж в произведении? (помогает нам понять состояние природы, которое меняется из-за плохого поступка героя, понять идею произведения: человек должен быть наказан за плохой поступок, он обязан осознать это и исправиться, как герой сказки Филька)

олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой.

сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.

эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.

      

  3 группа:

Найти в сказке выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, содержат народную мудрость?

 - Какое выражение с последней страницы сказки могло бы стать пословицей, потому что оно содержит в себе народную мудрость? ("Не только человеку извинения требуются!")

СЛАЙД.

  • "Зачем помирать? Надеяться надо".
  • "Льготного срока не будет".
  • "Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение".
  • "За твою дурь расплачиваться своим горбом".
  • "От теплоты лёд начал оседать".
  • "Сорока - самая болтливая птица на свете".
  • "Хлеб-соль подносить".
  • "Бери хлеб, мирись!"
  • "Сорока трещала, как пулемёт".

- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

Вывод: черты сказки и реалистического произведения тесно переплетаются. Народная мудрость заключается в словах, которые заставляют задуматься о поступках, о жизни.

4 группа: предлагает свой рисунок-«маршрут добра Фильки».

- Что такое мораль?

- Какова мораль нашей сказки?

Мораль сказки: человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть. (слайд 22).

6. Анализ учебной  деятельности совместно с учащимися.

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

     Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

     Не причинять другим вреда, обиды.

     Отвечать за свои поступки, слова.

     Не бояться просить прощения, прощать.

   Любите  ближнего своего, то есть  поступайте  по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

Вернёмся к эпиграфу как он связаны с темой нашего урока и с образом главного героя?

Филька сделал ошибку и исправил её. Любой человек должен осознавать свои ошибки.                И чтобы не было больно и обидно, надо делать добрые дела, стремиться к прекрасному.

- Чему учит нас сказка К.Г.Паустовского? (учит нас быть терпимыми и милосердными друг к другу, делать добро людям; и самое главное - не бояться исправлять собственные ошибки).


 

 

-Удалось Фильке вернуться исправить свой поступок? (Да.Хотя было не просто…)

- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.)

Символом примирения в сказке становится хлеб.  СЛАЙД

- Как нужно относиться к хлебу? Что вы знаете о пользе хлеба? СЛАЙД

Ребята, вспомните когда было написано произведение? (1954год – через 9 лет после окончания ВОВ. Блокадный Ленинград - 1 октября 1941 года хлебный паек для рабочих и инженерно-технических работников был снижен до 400 г в день, для служащих, иждивенцев и детей - до 200 г. Карточки на другие продукты почти не отоваривались. Хлеб стал практически единственной пищей. С 20 ноября по 25 декабря рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные - по 125 г. При этом "блокадный" хлеб состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки) , был сырой. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким и низкокаллорийным

 

- А сейчас мы также относимся к хлебу? Наше отношение не изменилось? Почему?

7.. Домашнее задание. СЛАЙД.

 Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся вам. Возможно, кто-то выполнит все задания:

1)      сочинение – миниатюра «О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

 2)      составить  вопросы Фильке от своего лица;

3)      создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.

8. -Что же самое важное хотел сказать нам автор?

(Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки,  нужно уметь прощать,  человек только тогда  может быть «чистым», «весёлым», когда живёт с добром в душе…)

 

8. Видеоклип «ПЕСНЯ О ДОБРОТЕ»

9.. РЕФЛЕКСИЯ

 Ребята, перед вами сердце. Сердце – символ любви и доброты, прежде всего к людям.

Возвращаясь к притче, с которой я начала урок мне хотелось бы знать с каким сердцем вы уходите с урока и какого вы волка будете вскармливать в дальнейшем.

У вас на столе два сердца: красное означает добро, синее -  зло.

Я очень рада, что вы с урока уходите с добрым сердцем и надеюсь , что в дальнейшем вы будете кормить только доброго волка.

-  сорока из сказки узнала о том, что вы сегодня очень хорошо работали, что среди вас нет злых и жестоких ребят, и в знак благодарности попросила передать символ из своей сказки.  Он нужен каждому из нас. Без него нет жизни на земле. Это хлеб. Я оставляю его вам.   (Учитель передаёт детям каравай).

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ Ближнепесоченская ОШ № 1

 

 

 

 

 

 

Визитная карточка
урока 
литературы

 

 

 

 

Класс: 5 

 

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

 

Учитель: Сухарева Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

 

Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

 

    Задачи:

 

  • обучающие: выявить, какую  роль играет пейзаж в сказке, найти, в каких словах заключается народная мудрость, подвести учащихся к пониманию  морали сказки, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формировать навыки работы с текстом,

 

  •  развивающие: развивать  речевые навыки: чтение-понимание, говорение, выразительное чтение, развивать художественное восприятие через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст), развитие творческих навыков, осуществлять совместную деятельность в группе

 

  • воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.

 

 

 

 

 

Тип урока:  комбинированный


Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, толковый  словарь, карточки с заданиями, презентация

 

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Методы и приёмы обучения:

 

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

 

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

 

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

 

image

 

 

 

                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplyy_hleb.docx179.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:

  • обучающие: выявить, какую  роль играет пейзаж в сказке, найти, в каких словах заключается народная мудрость, подвести учащихся к пониманию  морали сказки, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формировать навыки работы с текстом,
  •  развивающие: развивать  речевые навыки: чтение-понимание, говорение, выразительное чтение, развивать художественное восприятие через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст), развитие творческих навыков, осуществлять совместную деятельность в группе
  • воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.

Тип урока:  комбинированный
Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, толковый  словарь, карточки с заданиями, презентация
Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Ход урока

1.      Орг. момент.

- Добрый день, ребята! Рада вас приветствовать!

2.      Мотивация.

- Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение? .

- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).

- Подберите антоним к слову зло. (Добро)

- Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.

- В каких поступках может выражаться добро?

3.Постановка цели и задач:

- Давайте поставим учебную задачу на данный урок. (Рассмотреть противостояние добра и зла, какие-то человеческие качества на примере сказки «Тёплый хлеб»). А помощниками на этом пути нам будут герои сказки  К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Т.Е мы сегодня будем говорить о нравственности  и тема нашего урока будет " нравственные уроки сказки К.Г.Паустовского "Теплый хлеб". СЛАЙД

А эпиграф к уроку я взяла пословицу "Умел ошибиться-умей и поправиться"        

- В каких текстах художественной литературы, уже  известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.)

  1. Изучение материала.

- Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще) Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? Могу ли я сделать вывод, что, совершив злой поступок, человек «низко падает».

- Вы прочитали дома текст сказки «Теплый хлеб». Что в этом произведении необычного? (в нем соединены элементы рассказа и сказки). Назовите основные особенности сказки и рассказа . СЛАЙД

Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

Повторим знание текста с помощью кроссворда

-  А теперь проверим ваши  знания. с помощью  кроссворда СЛАЙД

1. Как Филька называет коня? (христорадник) .А знаете ли вы значение этого слова?

2.  Какой  МАСТИ БЫЛ КОНЬ?

3. Где происходят действия? (Бережки). что вы можете сказать о названии деревни? (само название говорит о том , что люди должны беречь друг друга, жить мирно,. приносить людям добро)

4. КАК звали мельника?

5. ФИЛЬКА жил с бабкой. Почему? ( сирота)

1. В какое время года происходят события? (зима).

2. Как звали коня? (Мальчик)

3. самая болтливая птица на свете.(сорока)

Главный герой сказки мальчик Филька? А ПОЛНОЕ ЕГО ИМЯ(Филипп)

А ЗНАЕТЕ ВЫ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО ИМЕНИ?

Ребята, какой же поступок совершил Филька?

- Как природа реагирует на поступок Фильки?

-Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает реальное и сказочное описание пейзажа в рассказе.

-А что такое пейзаж в литературе? (словарная работа) СЛАЙД 

ТЕПЕРЬ Я ВАМ ПРЕДЛАГАЮ ПОРАБОТАТЬ В ГРУППАХ

4.Работа в группах. СЛАЙД

1 группа «Реалисты»: Найти реальный пейзаж в произведении.

                  Определить его роль в сказке.

2 группа «Сказочники»:  Найти сказочный пейзаж в произведении.

                  Определить его роль в сказке.

3 группа «Мудрецы»:  Найти в сказке выражения, которые могут быть пословицами, поговорками,  содержат народную  мудрость?    

4 группа «Путешественники»:

 Нарисовать «маршрут добра» Фильки и определить мораль сказки.

5. Выступления групп.   

1 группа: зачитывает реальные пейзажи на стр. 13, 14, 18, 20. Для чего используется автором? Что изображает? Как? С помощью чего? СЛАЙД

2 группа – сказочные: на стр. 14, 15, 16, 19.  Для чего используется автором? Что изображает? Как? С помощью чего?

- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?

 Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.
Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж

Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.

- Какую роль играет пейзаж в произведении? (помогает нам понять состояние природы, которое меняется из-за плохого поступка героя, понять идею произведения: человек должен быть наказан за плохой поступок, он обязан осознать это и исправиться, как герой сказки Филька)

олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой.

сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.

эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.

       

  3 группа:

Найти в сказке выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, содержат народную мудрость?

 - Какое выражение с последней страницы сказки могло бы стать пословицей, потому что оно содержит в себе народную мудрость? ("Не только человеку извинения требуются!")

СЛАЙД.

  • "Зачем помирать? Надеяться надо".
  • "Льготного срока не будет".
  • "Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение".
  • "За твою дурь расплачиваться своим горбом".
  • "От теплоты лёд начал оседать".
  • "Сорока - самая болтливая птица на свете".
  • "Хлеб-соль подносить".
  • "Бери хлеб, мирись!"
  • "Сорока трещала, как пулемёт".

- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

Вывод: черты сказки и реалистического произведения тесно переплетаются. Народная мудрость заключается в словах, которые заставляют задуматься о поступках, о жизни.

4 группа: предлагает свой рисунок-«маршрут добра Фильки».

- Что такое мораль?

- Какова мораль нашей сказки?

Мораль сказки: человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть. (слайд 22).

6. Анализ учебной  деятельности совместно с учащимися.

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

     Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

     Не причинять другим вреда, обиды.

     Отвечать за свои поступки, слова.

     Не бояться просить прощения, прощать.

   Любите  ближнего своего, то есть  поступайте  по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

Вернёмся к эпиграфу как он связаны с темой нашего урока и с образом главного героя?

Филька сделал ошибку и исправил её. Любой человек должен осознавать свои ошибки.                И чтобы не было больно и обидно, надо делать добрые дела, стремиться к прекрасному.

- Чему учит нас сказка К.Г.Паустовского? (учит нас быть терпимыми и милосердными друг к другу, делать добро людям; и самое главное - не бояться исправлять собственные ошибки).


-Удалось Фильке вернуться исправить свой поступок? (Да.Хотя было не просто…)

- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.)

Символом примирения в сказке становится хлеб.  СЛАЙД

- Как нужно относиться к хлебу? Что вы знаете о пользе хлеба? СЛАЙД

Ребята, вспомните когда было написано произведение? (1954год – через 9 лет после окончания ВОВ. Блокадный Ленинград - 1 октября 1941 года хлебный паек для рабочих и инженерно-технических работников был снижен до 400 г в день, для служащих, иждивенцев и детей - до 200 г. Карточки на другие продукты почти не отоваривались. Хлеб стал практически единственной пищей. С 20 ноября по 25 декабря рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные - по 125 г. При этом "блокадный" хлеб состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки) , был сырой. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким и низкокаллорийным

- А сейчас мы также относимся к хлебу? Наше отношение не изменилось? Почему?

7.. Домашнее задание. СЛАЙД.

 Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся вам. Возможно, кто-то выполнит все задания:

1)      сочинение – миниатюра «О чем заставила меня задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

 2)      составить  вопросы Фильке от своего лица;

3)      создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.

8. -Что же самое важное хотел сказать нам автор?

(Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки,  нужно уметь прощать,  человек только тогда  может быть «чистым», «весёлым», когда живёт с добром в душе…)

8. Видеоклип «ПЕСНЯ О ДОБРОТЕ»

9.. РЕФЛЕКСИЯ

 Ребята, перед вами сердце. Сердце – символ любви и доброты, прежде всего к людям.

Возвращаясь к притче, с которой я начала урок мне хотелось бы знать с каким сердцем вы уходите с урока и какого вы волка будете вскармливать в дальнейшем.

У вас на столе два сердца: красное означает добро, синее -  зло.

Я очень рада, что вы с урока уходите с добрым сердцем и надеюсь , что в дальнейшем вы будете кормить только доброго волка.

-  сорока из сказки узнала о том, что вы сегодня очень хорошо работали, что среди вас нет злых и жестоких ребят, и в знак благодарности попросила передать символ из своей сказки.  Он нужен каждому из нас. Без него нет жизни на земле. Это хлеб. Я оставляю его вам.   (Учитель передаёт детям каравай).

 

                                       


МБОУ Ближнепесоченская ОШ № 1

Класс: 5  

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Учитель: Сухарева Оксана Николаевна

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

    Задачи:

  • обучающие: выявить, какую  роль играет пейзаж в сказке, найти, в каких словах заключается народная мудрость, подвести учащихся к пониманию  морали сказки, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формировать навыки работы с текстом,

  •  развивающие: развивать  речевые навыки: чтение-понимание, говорение, выразительное чтение, развивать художественное восприятие через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст), развитие творческих навыков, осуществлять совместную деятельность в группе

  • воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.

 

Тип урока:  комбинированный


Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, толковый  словарь, карточки с заданиями, презентация

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

C:\Documents and Settings\Владелец\Рабочий стол\DSC02201.JPG


                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Работа на уроке проходила в группах. Исследователи находили черты народной сказки в произведении К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"....

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...

Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."

Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Презентация к уроку литературы по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс

Презентация к уроку литературы в 5 классе . Паустовский "Теплый хлеб"...

Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....