План-конспект урока литературы в 5 классе "К.Г. Паустовский. ТЕплый хлеб"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе на тему: «К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
Цель:
обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;
развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;
воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Метапредметные.
Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать.
Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного.
Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем.
Личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.
Предметные цели:
создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста, с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности;
способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения;
создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, портрет писателя, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
(Цель: настроить учеников на учебную деятельность)
-Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Что вам хочется увидеть в глазах товарищей?
-Давайте подарим друг другу добрый взгляд, и пусть он сопровождает нас на протяжении всего урока.
-Посмотрите, пожалуйста, что вы видите на столе?(рушник, в котором завернут хлеб)
-Наклонитесь, вы ничего не почувствовали?
-Давайте покушаем его, отломите себе по кусочку! Какой хлеб?
-Почему я принесла именно теплый хлеб? Правильно! Дома вы читали произведение «Теплый хлеб» (название на доску).
Дети, хлеб вкусный, а хотите знать, когда он был самым вкусным?
2. Подготовка к восприятию нового материала
-Дети, какая дата приближается?
(фото на слайде блокадные дети с хлебом 1941-1945 г.)
Война. Вспомним блокадный город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Погибло много детей. В музее истории г. Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. 125 граммов в сутки. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить назло врагу, назло бомбежкам и обстрелу.
Поэтому люди относились к хлебу с большим уважением и почтением, для них этот кусок хлеба- цена жизни.
-А как человек в настоящее время относится к хлебу? Видели ли вы когда-нибудь отрицательное отношение к хлебу?
-Почему это происходит? (в жизни всегда идет борьба добра со злом, на доску тема урока)
-так какова же тема нашего урока?
-Я предлагаю взять эпиграфом к нашему уроку эту пословицу: «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души!» Как вы понимаете смысл этой пословицы? (на доску)
-Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?
3. Изучение (изложение, объяснение) нового материала.
Правила работы в группе.
-Дома вы читали произведение «Теплый хлеб» и проводили словарную работу! Назовите автора, что вы знаете о нем? Посмотрите на слайд. (слайд с фото и краткой биографией, портрет на доску)
- В этом произведении есть много непонятных слов, наверняка, при чтении вы обращались к толковому словарю или родителям, чтобы уточнить их значение. У каждой группы есть таблица с трудными словами, соотнесите слова и картинки к ним!
-Хорошо у всех получилось. (Вывешиваем таблицу на доску)
-Дети, на следующем уроке вы выпишите эти слова в свои словари и еще раз уточните значение этих слов, тем самым обогатите свой словарный запас.
-А теперь давайте вспомним содержание произведения. Каждой группе необходимо восстановить последовательность событий. У вас на столах листы и в конвертах разбросаны эпизоды. (на доску каждая группа вывешивает содержание текста)
Физминутка
Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.
-А прошел ли Филька этот путь. В этом мы разберемся.
-Назовите действующих лиц и главного героя. Как его зовут? А полное имя? Не зря это имя использует автор.
-Скажите, одинаковый ли герой в начале и в конце сказки?
-Охарактеризуйте главного героя при помощи эпитетов. Вот вам маркеры: подберите эпитеты-характеристику главного героя. 1 группа в начале-вторая в произведения. (на а3 филька, полоски и маркер+клей).
-Вы знаете, я тоже готовилась к уроку, помогите мне поместить мои характеристики главного героя.
-Почему герой изменился? Что повлияло? (рассказ бабки, образ природы)
-Природе отводится особый образ, потому что за злые поступки природа по-своему сердится и мстит людям.
-Дети, вы бы хотели быть такими как Филька в начале произведения?
Почему? Подходит ли наш эпиграф к характеристике главного героя?
-А что автор хотел показать? Какие уроки он дает своим произведением.
(Сказка «Теплый хлеб» учит нас бороться со злом внутри себя, не совершать плохих поступков, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причиненное другим зло.)
-Паустовский показал путь от зла к добру.
-А сейчас давайте просмотрим видео.
-Скажите, жили ли в нашем главном герое два таких волка? Какой волк победил?
-Смог ли исправиться герой? Да. Какая пословица напоминает об этом? Если совершили плохой поступок, мы стараемся что…? (Смог ошибиться - умей исправиться)
Итог урока
Какое произведение почитали? Так почему же автор назвал его именно теплый хлеб?
4. Рефлексия
Давайте оценим себя.
- Я в восторге от произведения и от своей работы
- Произведение интересное, но у меня небольшие затруднения
- Произведение для меня трудное и мне было нелегко
На память о нашем уроке я вам подарю потеводитель к доброте. В случае трудной ситуации в жизни, обращайтесь к нему.
Домашнее задание . Напишите отзыв по прочитанному произведению или письменный ответ на вопрос: «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-100314-1512235231.jpg)
Разработка урока по теме "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб"
С темой ответственности человека за свои поступки, которую поднимает писатель, ученики уже встречались в сказках А. С. Пушкина, А. Погорельского, а также в рассказах Л. Н. Толстого; затем её пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-236956-1365273241.png)
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-236956-1365273241.png)
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/11/picture-426835-1486805087.jpg)
Урок по произведению К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"
урок по произведению К Г Паустовского "Теплый хлеб"...
Презентация открытого урока по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-16725-1387120902.jpg)
Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"...
Пусть будет дверь открыта ( урок по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»)
Урок по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"...