Пусть будет дверь открыта ( урок по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazke_paustovskogo_tyoplyy_hleb.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

 города Смоленска

Пусть будет дверь открыта

(2-ой урок по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

(Урок разработан в рамках  ФГОС)

учитель русского языка

 

и литературы Сливкина О.К

 

Смоленск

                                                                       Когда метель кричиткак зверь —Протяжно и сердито,                                                                                                     Не запирайте вашу дверь,                                                                                             Пусть будет дверь открыта.

Б. Окуджава

Пусть будет дверь открыта

(2-ой урок по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

Цели и задачи урока

1. Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке                                     К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
2. Понять причины поступков главного героя сказки.
3. Совершенствовать навык монологической речи.                                             4. Развивать мышление (умение анализировать, выделять главное,  сравнивать).                                                                                                                        5. Воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за свои поступки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд №1

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Слайд №2

На предыдущем уроке мы с вами прочитали эту сказку. Дома вы должны были поразмышлять над событиями, описанными в ней, ответить на предложенные вопросы. Ваши размышления будут положены в основу нашего урока "Пусть будет дверь открыта". Эту строку я взяла из стихотворения Б. Окуджавы

Слайд №3

Когда метель кричит, как зверь —
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.

- Почему были выбраны эти слова? Ответ на этот вопрос мы будем искать  в ходе урока

II.Цели и задачи

 Отправляясь в путь, мы всегда ставим перед собой цель. Ведь дорога без цели - блуждание, путь в никуда.
Давайте подумаем, что мы должны сделать на уроке (то есть сформулируем цели урока). Каждой группе дана табличка, в которой перечислены возможные цели нашего урока. Обсудите и назовите те, которые мы можем поставить перед собой.

(Обсуждение и ответ)

1.

Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

2.

Понять причины поступков главного героя сказки.                                            

3.

Развиваться самим: уметь  анализировать текст, выделять главное,  сравнивать.                                                                                                                        

4.

Научиться  уважать, любить людей и научиться отвечать за свои поступки.

Слайд №4

III. Повторение изученного на предыдущем уроке

Итак, сказка "Теплый хлеб" 
1) Вспомним ее краткое содержание.

(Краткий пересказ)

IV. Беседа с элементами театрализации

  1. Где происходят события? (В деревне Бережки)

Слайд №5                                                                                                                

2)Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов «беречь», оберегать».  Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне, должны беречь друг друга, жить мирно). 

3) В нашей сказке много героев.  Все они интересны. Давайте их перечислим.

  Слайд №6

4) Но мы обратим внимание на главного героя - Фильку по прозвищу «Ну тебя». Потому что он не такой, как все жители деревни Бережки.

Слайд №7

Да вот и он сам!

Филька: Да ну вас! Что вы на меня смотрите?  Что вам больше делать нечего? Я сам по себе, вы тоже! Нам с вами делить нечего!

1) Вас удивило поведение мальчика?

2) Приятно ли вам было слышать слова Фильки?

3) Есть такое выражение: «Посредством слова творю я мир». Как  вы понимаете эти слова?

 (Ответы)

Слова        

Слова бывают разные:

Восторженные, глупые,

Как зверь ночной, коварные,

Бессовестные, дутые,

Научно-бестолковые,

Как сахар белый, сладкие,

Наивные, бредовые

И нестерпимо гадкие,

Целительные, меткие,

Врачующие душу,

Заносчивые, мерзкие –

Их больно даже слушать.

Мы словом душу радуем,

Творим и созидаем,

Порою в пропасть страшную,

Не думая, толкаем.

…Слова бывают разные,

Как люди их родящие,

Как люди их носящие

И ими мир творящие.

(авторское стихотворение)

4)Какой мир творит (создает) вокруг себя Филька своими словами?

5) Как вы думаете, кто себя чувствует более счастливым, тот, кто любит людей или ненавидит их? У злого человека холодное, злое, черное сердце.

V. Пересказ фрагмента

Именно злобой руководствуется Филька, когда обижает беззащитного коня.

Слайд 8

Перескажем этот фрагмент сказки.

VI. Работа по группам

Ответим на предложенные вопросы.

Слайд №9

1группа. Почему Филька свою злобу (и словом и делом) срывает именно на коне, который побирается, христарадничает, просит в каждом доме хлеб.

2группа. Каковы последствия Филькиного поступка? Почему природа именно так реагирует на произошедшее?

3группа. Кто из литературных героев похож на Фильку (так же обижает того, кто просит помощи и сам не может себя защитить).

(Обсуждение и ответ)

VII.Физминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь

VIII. Беседа

Слайд 10

А теперь вернёмся к стихотворению, прозвучавшему в начале урока.

1)Как в свете сказанного вы понимаете смысл этого отрывка?

(Обсуждение)

Слайд №11

(Когда кому-то плохо - не отворачивайся, помоги, выручи, не унизь и не обидь; «Пусть будет дверь открыта» = пусть будет открыто сердце)

Звучит стихотворение:

Не зли других, и сам не злись,

Мы гости в этом бренном мире.

А, если что не так - смирись,

Будь поумнее – улыбнись.

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

Слайд 12

Зло, совершённое Филькой, заставило страдать и самого Фильку, и всю деревню – начался сильный мороз.

IX. Беседа с элементами театрализации

  1. Кто и как помогает понять Фильке, что он виноват в произошедшем?

(бабушка; рассказывает историю столетней давности)

Давайте мы эту историю вспомним.

Слайд №13

2) В тексте сказки не говорится, почему Филька после рассказа бабушки решил бежать за помощью к деду Панкрату. Давайте подслушаем размышления Фильки.

Филька: Да ну их! И коня-попрошайку, и бабку с этой историей. Только то, что страшно почему-то и холодно. А вдруг я умру от охлаждения сердца, как тот мужик. Ведь он тоже обидел, как и я, нищего. Батюшки свет, что мне делать? Я не хочу умирать. Вот я сейчас соберусь и к деду Панкрату побегу. Он умный, он подскажет.

И дед Панкрат, конечно, подсказал.

Слайд №14

3) Как заканчивается сказка? Давайте вместе от имени ребят расскажем о том, что придумал Филька, как удалось прогнать злой мороз и помирить мальчика с конем.

Я начинаю: «Мы удивились, когда Филька, испуганный, плачущий, прибежал к нам ... 

(Далее по 1 предложению составляем связный текст.)

Слайд №15 (вовремя рассказа)

4) А теперь давайте спросим Фильку, что он понял для себя? (любой учащийся по желанию)

Слайд №16

5) Мороз ушел, всё стало таять, началась оттепель.
"Растаяло" и злое Филькино сердце, именно потому, что мальчик понял, что людей нужно любить людей, что нужно по мере возможности помогать нуждающимся.

6) Послушайте историю о человеке, который жил много веков назад. Как эта история связана с нашей сказкой?

Слайд №17

 «… В дни римского императора Траяна в городе Эфесе жил старец, пресвитер Иоанн, такой древний, что успело смениться несколько поколений, а он всё жил.  Был он слаб и уже не мог ходить. Когда же люди расспрашивали его, просили рассказать что-нибудь, он отвечал только одно: “Дети, любите друг друга, любите друг друга!”. Это наскучило всем, и однажды ему сказали: “Иоанн, что же ты повторяешь всё одно и то же?”. Он помолчал, подумал и сказал: “Так Господь велел, и этого одного, если исполнить, - довольно… - И опять: “Дети, любите друг друга…”»

(Обсуждение)

Слайд №18

X. Рефлексия. Работа в группах

1)1,2 группе даны пословицы, афоризмы. Выберете из них те, которые можно  отнести к нашей сказке и  прокомментируйте.

2) Цветопись (Перед вами изображено сердце Фильки (контурный рисунок). Каким вы представляете его в  начале сказки и в конце. Разукрасьте цветными карандашами и объясните, почему выбран тот или иной цвет).

1 группа

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Каков привет, таков и ответ.
  • Возлюби ближнего своего (заповедь Божья).

2 группа

  • Умение прощать - свойство сильных. Слабые не прощают никогда.
  • Нет ничего важнее, чем победа над собой.
  • «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…» (Евангелие от Матфея, 12-14)

3 группа

Перед вами изображено сердце Фильки (контурный рисунок). Каким вы представляете его в  начале сказки и в конце. Разукрасьте цветными карандашами и объясните, почему выбран тот или иной цвет.

(Обсуждение)

XI. Итоги урока

Корреспондент: Здравствуйте, ребята! Я с удовольствием слушал ваши размышления, следил за вашей работой. Мне захотелось задать вам несколько вопросов.

- Какое произведение вы изучали? Кто его написал?

- Я думаю, что сказка вам понравилась.  Что самое главное для себя вы выделили в этом произведении?

- За что бы вы хотели сказать спасибо автору?

Вернёмся к тем целям, которые были поставлены вами в начале урока? Можете ли вы сказать, что они достигнуты?

Гостям:

 - Уважаемые гости, какие замечания и пожелания вы хотели бы высказать ребятам, с которыми вы познакомились?

Закончить наш разговор  хотелось бы словами К.Г. Паустовского.

Слайд № 19

«Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь же мне напоследок. Я приму эту улыбку как величайший и незаслуженный дар и унесу ее с собой в тот непонятный мир, где нет «ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная»

К. Паустовский заслужил эту улыбку своим ярким, неповторимым творчеством. Заслужили и вы своими достойными ответами, а гости - терпением.

Слайд №20

Спасибо за работу!

XII. Домашняя работа (по выбору)

1.Составить кроссворд по содержанию сказки.

 2. Мини-сочинение «Над чем меня заставила задуматься сказка «Теплый хлеб».

3.Проиллюстрировать сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...

Открытый урок по литературе_ К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

Открытый урок.Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения.Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Цели урока:1) образовательные: формировать умения:а) анализировать художественные произв...

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Презентация открытого урока по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...

Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"...

Открытый урок по литературе в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Открытый урок по литературе в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема урока: "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб".  Материал содержит ...