Открытый урок по литературе в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Открытый урок по литературе в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема урока: "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб".  Материал содержит паспорт урока, презентацию, приложения, музыкальное сопровождение и карточки для работы учеников. Эти матириалы можно скачать по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1pgvry3y7a1...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деят-ть уч-ся

ПОР

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Психологический настрой на урок:

-Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

- Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

Стоя, учебник, карточки, дневник, ручка

II.Создание проблемной ситуации (5мин.)

1. Обозначение темы урока

Вводная беседа:

– Вспомните, что всегда противопоставляется в любой  сказке? Подумайте, могут ли эти два понятия статьтемой  нашего  сегодняшнего  урока?

Формулировка темы урока: Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

2.Создание проблемной ситуации

Задание: Прочитайте эпиграф к уроку

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться».

- Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

(Совершил зло, умей исправиться)

Главный вопрос урока:

-Как исправиться, если совершили ошибку?

-Ребята, вот над этим мы сегодня будем размышлять.

Слайд 1

Фронтально

Слайд 2

Фронтально

Слайд 3

Фронтально

Читают эпиграф, доказывают, приводят аргументы

Фронтально

Слайд 4

Высказывают свою точку зрения.

ЛР-2:активно включается в выполнение всех заданий;

ЛР-4:ведёт диалог с классом и с учителем;

ПУД-1: выделяет основную мысль, формулирует выводы;

РУД-1: ставит учебную цель при изучении нового материала;

РУД-3: планирует предстоящую деятельность;

КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками;

КУД-2: находит аргументы для обоснования собственной позиции

III.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (10-12 мин.)

1. Стадия вызова и осмысление.

1) Работа по вопросам.

– Кто является героями сказки?

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

2) Характеристика героев повести в отдельности.

-На дом было дано индивидуально задание. Сейчас мы их послушаем и ответим на вопросы

2. Индивидуальная работа.

1 конь Мальчик.

– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?

– Какова его жизнь?

(Конь Мальчик – вороной конь, был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нём).

2 Филька.

Кто такой Филька, дайте ему характеристику.

– Как Филька обидел коня?

- Почему Филька так поступил?

(Просто потому, что Коньпомешал ем есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя).

- Что случилось, когда Филька обидел коня?

Итак, Филька совершил зло.

-Когда же Филька понял, что он совершил злой поступок? (когда слушал рассказ бабки)

3 Бабка Фильки.

– Какую историю рассказала Фильке бабка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).

– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

(сердце у мужика было злое, холодное, умер из-за своей злости)

(Именно бабка объяснила внуку причину лютой стужи).

Текст « Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз».

(Бабка этим  рассказом подтолкнула Фильку к осознанию своего злого поступка).

4 Мельник Панкрат.

– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?

(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)

-Что посоветовал Фильке Панкрат?(Изобрести спасение от стужи).

-Что придумал Филька?

(на зло природа ответила холодом, значит, чтобы наступило тепло, надо совершить добрый поступок)

 -Кто помогает Фильке  исправить зло? (ребята, жители деревни)

-Во что верил герой? (ребята хорошие, помогут).

Дополнительные вопросы:

– Ребята, а мы всех помощников Фильки мы назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, кто же это? (Это сорока и летний ветер)

– Как они помогли мальчику?

( Сорока позвала тёплый ветер)

– Каков же результат взаимодействия всех помощников?

(Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба)

Фронтально

Слайд 5

Фронтально

Слайд 6

Индивидуальное сообщение

Устно

Устно

Слайд7

Работа с учебником.

Слайд 8

Устно, фронтально

Слайд 9

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

Слайд 10

Устно, фронтально.

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

Слайд 11

Устно, фронтально.

ЛР-2: активно включается в выполнение всех заданий;

ПУД-1: знает содержание текста и героев сказки;

ПУД-2: владеет элементами анализа текста;

ПУД-3: умеет извлекать необходимую информацию;

ПУД-4: устанавливает причинно – следственные связи;

ПУД-5: логически рассуждает, делает выводы;

КУД-1: выполняет задание в сотрудничестве с одноклассником;

ПУД-2: логически рассуждает, делает выводы;

ПУД-6: извлекает необходимую информацию из текста;

КУД-2: находит аргументы для обоснования собственной позиции;

ЛР-4:ведёт диалог с классом и с учителем;

РУД-2: отбирает нужные для решения учебной задачи эпизоды;

РУД-3: анализирует свою деятельность с точки зрения выполнения поставленной задачи;

КУД-3: выступает перед аудиторией сверстников с сообщениями

IV.ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

  1. Исследование в парах.

1ряд Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли, что это произведение по жанру сказка?

-С какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные мотивы?

(Сказочные сцены природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конём).

2рядЗапишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые.

-Почему у Фильки не замёрзло сердце?

3 ряд Филька до разговора с бабкой и его поведение после (глаголы, прилагательные)Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?

(Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им).

-Какие новые качества и черты характера появились у Фильки? (Доброта, сочувствие, уважение)

Физминутка

Разминка. Вышли из-за парты.(1 мин.)

Если согласны с моим утверждением, хлопаете в ладоши,

если не согласны – топаете.

1. Совершать зло – это хорошо.

2.Человек часто ошибается.

3.Когда поймешь свои ошибки, хочется их исправить.

4.Людей и животных можно обижать.

5.Нам нравится грубить окружающим людям.

6. Сообща можно преодолеть любые трудности.

- Я рада, что вы правильно оценили данные ситуации.

Продолжаем работать.

2.Закрепление знаний.

Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?

– Что же делать человеку, допустившему  ошибку? Как исправить ситуацию?

Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.

Вы видите на экране опорные слова и  ступеньки лестницы. Прошу вас создать  лестницу преодоления зла добром.

Преодоление

Исправление

Раскаяние

Осознание

      – Какова будет первая ступенька?

(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)
     – Какова будет вторая ступенька?

(Это преодоление.На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)
      – Какова будет третья ступенька?

(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и  перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)
     – Какова будет четвертая ступенька?

(Исправление.Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)

-И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило  сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

(Добрыми делами.Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно).

Итак, в чем смысл названия сказки?

(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно.Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода  искупление вины мальчика).

-Когда хлеб становится теплым?

(Когда все согреты теплом души, общая радость)

Работа в парах.

Раздаточный материал.

Слайд 12/ письменно на раздаточных листочках

Слайд13

Фронтально

Слайд14

Отвечают. Слушают ответы одноклассников.

Высказывают свою точку зрения.

Слайд 15

Устно, фронтально

Слайд 16

Устно, фронтально.

Высказывают свою точку зрения.

ЛР-2: активно включается в выполнение всех заданий;

ЛР-3: даёт оценку авторской позиции, аргументирует свою точку зрения;

ЛР-4:ведёт диалог с классом и с учителем;

ПУД-1: знает содержание текста и героев сказки;

ПУД-2: владеет элементами анализа текста;

ПУД-3: умеет извлекать необходимую информацию;

ПУД-4: устанавливает причинно – следственные связи;

ПУД-5: логически рассуждает, делает выводы;

ПУД-6: извлекает необходимую информацию из текста;

КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками;

ПР-1: устанавливает связь названия произведения с его содержанием;

ПР-4: расширяет знания о реальном и фантастическом в тексте;

РУД-3: анализирует свою деятельность с точки зрения выполнения поставленной задачи

V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

1. Рефлексия деятельности.

- Какой был главный вопрос урока?

- Как сейчас вы ответите на него?

-Чему же учит сказка Паустовского?

(Сказка учит правильно жить. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку. Так и сделал герой сказки – Филька.)

 - Что дал вам урок? Что в вас изменилось?

2. Домашнее задание.

Выбор и запись домашнего задания.

1. Написать сочинение «Чему учит сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

2.Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского.

3.Написать синквейн.

Слайд17

Фронтально

Высказывают свою точку зрения.

Слайд18

Фронтально

Слайд 19

Запись в дневник

РУД-2: проводит рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке;

ЛР-1: определяет своё отношение к прочитанному;

ЛР-3: даёт оценку авторской позиции, аргументирует свою точку зрения;

ПУД-5: логически рассуждает, делает выводы;

ПР-2: определяет отношение автора к изображаемым событиям, поступкам героев;

ПР-3: рассказывает о своём восприятии произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...

презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева

Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....