Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Кузовлева Ирина Васильевна

Обобщающий урок по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Обобщающий урок по сказке К.Г.паустовского Теплый хлеб.

Цель урока: 

1. Образовательная:

- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного.

2. Развивающая:

- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

- развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

- развивать речь при составлении устного рассказа.

3. Воспитательная

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Тип урока: обобщающий урок, урок – поиск. Учащиеся работают в группах

Оборудование: текст сказки, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями для учащихся, набор для творчества.

Конечный результат: аппликация по содержанию предложенного текста.

ХОД УРОКА

-Здравствуйте, ребята, сегодня мы подводим итог по прочитанной сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Как вы думаете, почему Паустовский назвал « Теплый хлеб» сказкой?

В произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка. Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие – сказочными.

Карточка 1.  Фантастическое

Внезапная метель

Небывалый мороз наступивший п.ч обидели коня

Причина мороза – злоба людская

Мельник- колдун

Сорока

Карточка 1.  Реальное

Филька его бабушка и др. жители деревни

Мельница

Конь

Гражданская война

Лисица

Вороны

Зима

Деревня Бережки

-Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле.

Подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».

Работа над лексическим значением слова «теплый».

 На доске записано несколько лексических значений данного слова.
Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливы

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб? ( слайды презентации)

- Итак, в чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.

-Хлеб. Очень знакомое нам всем слово. Что нужно сделать, чтобы испечь хлеб! (Слайды презентации)

  • Смолоть на мельнице муку
  • Сжать рожь или пшеницу
  • Вспахать землю
  • Поставить квашню
  • Засеять поле
  • Замесить тесто
  • Растопить печь
  • Испечь хлебы
  • Обмолотить зерно
  • Нарубить дров и растопить дров

-На чем пекли хлеб? (на капустном листе) ответ на стр.80 абз. 3

- Ребята, вспомните, пожалуйста, кем считают мельника в деревне?

          Колдуном

Мельница и мельник.  Рассмотрим принцип действия мельницы ( слайды презентации)

С колдунами «сближались» в народном представлении и представители некоторых профессий — прежде всего мельники, плотники, пчеловоды, печники и кузнецы.

Мельник, по мнению русского народа, обладал особой силой. Он мог договориться с водяным, чтобы тот не прорывал плотины, не ломал мельничных колес. Мельник приносил мельничному духу жертву в виде черной курицы и знал специальные заговоры. И еще мельник был во вражде с лешим.

В деревнях бытовало поверье, что мельник обладает способностью творить «чары на подтек», то есть своими колдовскими снадобьями и зельями разрушать чужие мельницы и выгонять водяных из прудов и рек.
В народе рассказывали великое множество страшных историй о мельниках.

- Работа над аппликацией. Создайте аппликацию, опираясь на текст

Зимa в этот год стоялa тёплaя. В воздухе висел дым. Снег выпaдaл и тотчaс тaял. Мокрые вороны сaдились нa печные трубы, чтобы обсохнуть, толкaлись, кaркaли друг нa другa. Около мельничного лоткa водa не зaмерзaлa, a стоялa чёрнaя, тихaя, и в ней кружились льдинки.

В морозные дни солнце восходит бaгровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось нaд Бережкaми тaкое солнце. Нa реке был слышен чaстый стук ломов. Трещaли костры. Ребятa и стaрики рaботaли с сaмого рaссветa, скaлывaли лёд у мельницы. И никто сгорячa не зaметил, что после полудня небо зaтянулось низкими облaкaми и зaдул по седым ивaм ровный и тёплый ветер. А когдa зaметили, что переменилaсь погодa, ветки ив уже оттaяли, и весело, гулко зaшумелa зa рекой мокрaя берёзовaя рощa. В воздухе зaпaхло весной, нaвозом.

Ветер дул с югa. С кaждым чaсом стaновилось всё теплее. С крыш пaдaли и со звоном рaзбивaлись сосульки.

Вороны вылезли из-под зaстрех и сновa обсыхaли нa трубaх, толкaлись, кaркaли.

Не было только стaрой сороки. Онa прилетелa к вечеру, когдa от теплоты лёд нaчaл оседaть, рaботa у мельницы пошлa быстро и покaзaлaсь первaя полынья с тёмной водой.

 к вечеру лёд треснул, рaзошёлся, ребятa и стaрики нaжaли - и в мельничный лоток хлынулa с шумом водa.

Стaрое колесо скрипнуло - с него посыпaлись сосульки - и медленно повернулось. Зaскрежетaли жерновa, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся стaрaя мельницa зaтряслaсь, зaходилa ходуном и пошлa стучaть, скрипеть, молоть зерно.

Работа в группах.

Карточка 1  Реальное / Фантастическое

Карточка 2. Что нужно сделать, чтобы испечь хлеб! Расположите по порядку действий

  • Смолоть на мельнице муку
  • Сжать рожь или пшеницу
  • Вспахать землю
  • Поставить квашню
  • Засеять поле
  • Замесить тесто
  • Растопить печь
  • Испечь хлебы
  • Обмолотить зерно
  • Нарубить дров и растопить печь

Карточка 3.  Найдите любое упоминание о хлебе и его составляющих (стр.73 -76, 80)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 4. Работа над аппликацией. Создайте аппликацию Опираясь на текст

Зимa в этот год стоялa тёплaя. В воздухе висел дым. Снег выпaдaл и тотчaс тaял. Мокрые вороны сaдились нa печные трубы, чтобы обсохнуть, толкaлись, кaркaли друг нa другa. Около мельничного лоткa водa не зaмерзaлa, a стоялa чёрнaя, тихaя, и в ней кружились льдинки.

В морозные дни солнце восходит бaгровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось нaд Бережкaми тaкое солнце. Нa реке был слышен чaстый стук ломов. Трещaли костры. Ребятa и стaрики рaботaли с сaмого рaссветa, скaлывaли лёд у мельницы. И никто сгорячa не зaметил, что после полудня небо зaтянулось низкими облaкaми и зaдул по седым ивaм ровный и тёплый ветер. А когдa зaметили, что переменилaсь погодa, ветки ив уже оттaяли, и весело, гулко зaшумелa зa рекой мокрaя берёзовaя рощa. В воздухе зaпaхло весной, нaвозом.

Ветер дул с югa. С кaждым чaсом стaновилось всё теплее. С крыш пaдaли и со звоном рaзбивaлись сосульки.

Вороны вылезли из-под зaстрех и сновa обсыхaли нa трубaх, толкaлись, кaркaли.

Не было только стaрой сороки. Онa прилетелa к вечеру, когдa от теплоты лёд нaчaл оседaть, рaботa у мельницы пошлa быстро и покaзaлaсь первaя полынья с тёмной водой.

 к вечеру лёд треснул, рaзошёлся, ребятa и стaрики нaжaли - и в мельничный лоток хлынулa с шумом водa.

Стaрое колесо скрипнуло - с него посыпaлись сосульки - и медленно повернулось. Зaскрежетaли жерновa, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся стaрaя мельницa зaтряслaсь, зaходилa ходуном и пошлa стучaть, скрипеть, молоть зерно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек».

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания сказки, показать особенности сказки как литературного жанра; анализируя сказку, показать нравственные идеалы и красоту русской женщины.Вступит...

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)

Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....

Материалы к уроку по сказке Константина Паустовского "Теплый хлеб"

Материалы содержат презентацию к уроку и мини-проект , созданный учениками...

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Конспет урока по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб"

Конспект урока по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб" для 5 класса + презентация. Групповая работа, элементы ТРКМЧП....