Обобщающий урок по сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек».
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Айзятова Фидания Мидехатовна

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания сказки, показать особенности сказки как литературного жанра; анализируя сказку, показать нравственные идеалы и красоту русской женщины.

Вступительное слово учителя.

Вы уже знаете, что многие писатели создавали свои произве­дения, опираясь на фольклор. Вспомните сказки Пушкина или его «Пролог» к поэме «Рус­лан и Людмила», созданием которых мы во многом обязаны его няне, русской сказительнице Арине Родионовне. Именно со слов своей няни Пушкин написал большинство сказок, именно она вдохновила поэта на создание знаменитых строк:

У лукоморья дуб зеленый,

 Златая цепь на дубе том,

 И днем и ночью кот ученый

 Все ходит по цепи кругом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек».

Ф.М.Айзятова, учитель русского языка и литературы Старокакерлинской СОШ Дрожжановского района.

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания сказки,  показать особенности сказки как литературного жанра; анализируя сказку, показать нравственные идеалы и красоту русской женщины.

Вступительное слово учителя.

Вы уже знаете, что многие писатели создавали свои произве дения, опираясь на фольклор. Вспомните сказки Пушкина или его «Пролог» к поэме «Рус лан и Людмила», созданием которых мы во многом обязаны его няне, русской сказительнице Арине Родионовне. Именно со слов своей няни Пушкин написал большинство сказок, именно она вдохновила поэта на создание знаменитых строк:

У лукоморья дуб зеленый,

 Златая цепь на дубе том,

 И днем и ночью кот ученый

 Все ходит по цепи кругом.

Сегодня на уроке мы будем говорить о произведении другого автора. Но между ним и Пушкиным есть одно сходство: оба писали сказ ки со слов няни, простой русской женщины. Я надеюсь, вы до гадались, что речь пойдет о Сергее Тимофеевиче Аксакове и его сказке «Аленький цветочек».

Известна история создания сказки. Она были опубликована в приложении к автобиографической книге «Детские годы Баг рова-внука», над которой автор работал в продолжение 1856— 1857 годов. Книга и сказка увидели свет в 1858 году. Аксаков пи сал: «По совету тетушки, для нашего усыпления позвали один раз ключницу Палагею, которая была великая мастерица сказы вать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Палагея, немолодая, но еще белая, румяная и дородная женщина, помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула не сколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: "Гос поди; помилуй нас грешных", села у печки, подгорюнилась од ною рукой и начала говорить, немного нараспев: "В некиим цар стве, в некиим государстве..." Это вышла сказка под названием "Аленький цветочек"». Писатель признавался: «Я попытался вспомнить ее». Аксаков воспроизвел манеру рассказывания ска зочницы и указал в подзаголовке: «Сказка ключницы Палагеи».

(Прокомментируем слово «ключница». В словаре В. И. Даля сказано: ключник или ключница служитель, заведующий съестными припасами в доме, погребом.)

- Ребята, давайте вспомним текст сказки. (Для этого предложим пяти классникам несколько иллюстраций, которые изображают раз ные эпизоды сказки. Ребята должны определить, к какому эпи зоду относится иллюстрация, его границы и последовательность пересказа. Для данной работы можно использовать рисунки са мих учеников, приготовленные ими заранее).

Беседа по восприятию сказки.

—        Понравилась ли вам сказка? Какие чувства вызвала она у
вас при чтении?

 — Кто из героев сказки вам понравился больше? Может быть, кто-то из них вызывает у вас сочувствие или восхищение? Есть ли в этой сказке отрицательные герои? Почему вы их счита ете таковыми?

 — Можно ли сказать, что «Аленький цветочек» — это вол шебная сказка? Докажите это.

(Ученики отмечают необычную обстановку, выделяют наличие в сю жете волшебства, участие в сюжете волшебных героев.)

Беседа по содержанию сказки с элементами анализа.

- С какой целью купец едет в «заморские страны»? Что вы
можете сказать о его отношениях с дочерьми?

- Какие подарки заказывает каждая из дочерей?

-  Как вы думаете, почему младшая дочь заказывает такой необычный «гос тинец»? Как это характеризует ее духовный мир?

(Сказочник сразу выделяет ее из трех сестер, показывая младшую дочь как романтическую, необыкновенную натуру, живущую в каком-то своем прекрасном мире.)

- Попробуйте описать героиню.

- Почему отец так долго искал подарок для младшей доче ри? Удалось ли ему выполнить ее заказ?

-Прочитайте описание дворца и парка, где рос аленький цветочек. Представьте, что вы еще не знаете, кто хозяин этого роскошного дома. Как бы вы охарактеризовали его, опираясь на прочитанное описание?

- Действительно ли аленький цветочек был так красив? До кажите это, опираясь на текст.

—        Каково  было  условие,   поставленное  чудищем   купцу?
Можно ли сказать, что это жестокое
условие? Был ли у купца
другой выход из сложившейся ситуации?

- В конце сказки мы ви дим, что у чудовища доброе сердце, способное на огромную любовь. Почему же сейчас он так жесток, требуя разлуки отца с до черью?

- Опишите встречу купца с дочерьми по возращении. Заме тили ли девушки подавленное состояние отца? Почему именно
младшая дочь почувствовала беду, грозящую отцу? Сразу ли она
решилась отправиться
к чудищу? Почему? Какая черта характера
девушки выявляется в этом эпизоде?

- Проследите, как развивались отношения девушки и чудо вища.  Какие чувства испытывала героиня при каждой новой
встрече? Подтвердите свой ответ
цитатами из текста.

- Найдите в тексте описание хозяина дворца. Соответствует
ли
внешность внутреннему миру героя? Почему девушка после
того, как увидела его, осталась с ним? Была ли это жалость или
героиня действительно полюбила
его? Какой эпизод в сказке до казывает последнее?

(Возвращение героини из отцовского дома.)

—        Как вы думаете, смогла бы одна из старших сестер полю -
бить чудовище? Почему?

Творческая работа.

Предложим учащимся немного пофантазировать: предста вить, как могла сложиться судьба трех сестер, и попробовать «до писать» сказку. Для выполнения этой работы разделим класс на три группы и предложим каждой из них написать историю одной из героинь.

Учащиеся работают над продолжением сказки.

Обобщение урока.

— Ответьте на вопрос, за что наша героиня полюбила чудо вище?

(Ученики дают разнообразные ответы, которые позволяют учите лю сделать основной вывод.)

Слово учителя.

Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под не казистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и са мозабвение, доброта и духовная красота, которые способно по чувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.

Домашнее задание: написать свою историю одной из героинь сказки Аксакова «Аленький цветочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок словесности по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" в 5 классе

АннотацияУрок словесности.Размышление над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Урок может быть проведён учителем, использующим любую программу по русскому языку и литературе и любой из уче...

Интеллектуально-обучающая игра Большие буквы по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»

Методическая разработка.Интеллектуально-обучающая играБольшие буквыпо сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»Игра  для  учащихся 2-4 классаВремя на проведение игры 1,5 часа.Для игры формируютс...

Инсценирование Сказки Аксакова " Аленький цветочек"

Сценарий для постановки сказки  по ролям и действиям....

«Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Методическая разработка на тему «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова  «Аленький цветочек» предназначена не только для проведения на занятии объединения «Литературное краеведение», но и дл...

"В человеке главное - его душа" ( по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек") урок литературного чтения

Урок литературного чтения в 4 классе, сопровождается презентацией....

Урок внеклассного чтения по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"

Урок внеклассного чтения по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Тип урока: урок развивающего контроляЦели деятельности учителя: закрепить знания об отличиях народной и литературной ска...

«Чем люди живы, или Сказка о великой любви» (по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)

laquo;Чем люди живы, или Сказка о великой любви»(по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)...