Урок внеклассного чтения по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кудряшова Наталия Сергеевна

Урок внеклассного чтения по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Тип урока: урок развивающего контроля

Цели деятельности учителя: закрепить знания об отличиях народной и литературной сказок; ввести понятия «тема» и «идея  сказки»; показать сложность чувств и глубину личных переживаний героев в сказе С.Т. Аксакова; развивать навыки работы стекстам, учить исследовательской деятельности.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжетное своеобразие сказки С.Т. Аксакова, гуманистический пафос произведения; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Методы и технологии обучения: исследовательский, поисковый, метод критического мышления

Основные понятия: Сказка, литературная сказка, бродячий сюжет, тема и идея произведения.

Оборудование:

Мультимедийная презентация

Портреты писателей – сказочников:

Сергей Тимофеевич Аксаков

Павел Петрович Бажов

Петр Павлович Ершов

Александр Сергеевич Пушкин

Всеволод Михайлович Гаршин

Карточки:

Для индивидуальной работы (буквы в алфавитном порядке).

Работа в группах.  Восстановить правильный порядок событий в сказке «Аленький цветочек».

Словарная работа. (Соедини слова и лексическое значение)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ромодановская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Урок литературы в 5 классе на тему:

«Уроки любви и добра»                                                                                             (по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»)

Учитель:

Кудряшова Наталия Сергеевна

учитель русского языка

и литературы

МБОУ Ромодановской СОШ

 «Уроки любви и добра» (по сказкеС.Т. Аксакова «Аленький цветочек»)

Тип урока: урок развивающего контроля

Цели деятельности учителя: закрепить знания об отличиях народной и литературной сказок; ввести понятия «тема» и «идея  сказки»; показать сложность чувств и глубину личных переживаний героев в сказе С.Т. Аксакова; развивать навыки работы стекстам, учить исследовательской деятельности.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжетное своеобразие сказки С.Т. Аксакова, гуманистический пафос произведения; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Методы и технологии обучения: исследовательский, поисковый, метод критического мышления

Основные понятия: Сказка, литературная сказка, бродячий сюжет, тема и идея произведения.

Оборудование:

Мультимедийная презентация

Портреты писателей – сказочников:

Сергей Тимофеевич Аксаков

Павел Петрович Бажов

Петр Павлович Ершов

Александр Сергеевич Пушкин

Всеволод Михайлович Гаршин

Карточки:

Для индивидуальной работы (буквы в алфавитном порядке).

Работа в группах.  Восстановить правильный порядок событий в сказке «Аленький цветочек».

Словарная работа. (Соедини слова и лексическое значение)

Ход урока

Организационный момент: приветствие, создание эмоционального фона.

Прозвенел уже звонок

Начинаем литературного чтения урок.

Пусть сегодня в каждом сердце

Солнышко прибавит тепла!

А мы с вами улыбнемся,

Пожелаем друг другу добра!

Мотивационный этап.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Иллюстрации к произведениям какого жанра?

Дети:  Сказки.

Учитель: А какие бывают сказки?

Дети: сказки бывают: о животных, волшебные, социально-бытовые, фольклорные, литературные авторские.

- Сегодня мы как раз и поговорим о сказке.

- Какие сказки называются авторскими?

Дети: обработанные или пересказанные авторами

- Назовите фамилии писателей- сказочников и их произведения, которые мы читали?

Дети: А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне», П.П. Ершов « Конек- горбунок», П.П.Бажов « Серебряное копытце», В.М.Гаршин « Жаба и роза».

Просмотр отрывка из мульфильма « Аленький цветочек».

- О какой сказке мы сегодня поговорим?

Показ обложки книги.

(Ввожу учащихся в коммуникативную ситуацию и помогаю создать эмоциональную установку на её восприятие).

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Учитель: Вы уже знаете историю создания сказки С.Т. Аксаковым, вы знаете историю жизни этого писателя, вы прочитали сказку. Я предлагаю вам заполнить карточки словами ассоциациями. Работаем в группах, помогаем друг другу, не мешаем остальным.

Работа в группах по заполнению карточек-ассоциаций.

Учитель: Зачитайте, что у вас получилось. Если у товарищей есть слова, которых нет у вас, допишите их.

-Вы молодцы. Сразу видно, что все готовы к уроку. Тогда мы начнем.

Если бы на обложке не было указания на сказку, как бы вы догадались, что это произведение относится к жанру сказки?

Приметы сказок:

а) Наличие волшебных предметов.

б) Сказочные превращения.

в) Троекратный повтор.

г) Победа любви над колдовством.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

Вспомним содержание сказки . Работа в парах по карточкам. Надо восстановить правильный порядок событий.

Карточка

Жил купец и было у него три дочери.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Нашёл купец подарки для старших сестёр.

Купец встретился со зверем лесным.

Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.

Младшая дочь у зверя лесного.

Скучает Настенька по батюшке и сестрам.

Превращение зверя в принца.

Проверка по эталону. Чтение ответов.

Учитель: О чем же эта сказка?

Тема сказки: - о заколдованном королевиче и девушке, которые силой своей любви одолели чары злой волшебницы. Также о доброте и силе любви, которая одна может бороться со злом.

Итак, сказка С.Т.Аксакова о волшебной силе любви и добра. Но откуда ключница Пелагея узнала эту сказку и есть ли подобные сказки в мировой литературе?

Элементы мини-исследования. Сообщения учащихся

Ученик1.  Красавица и Чудовище» - сказка  французской сочинительницы мадам де Бомон, ставшая классической, была опубликована первый раз в 1756 г. Это сказка оБелль, которая  доброе сердце предпочла красоте телесной и уму, и обрела все эти качества в одном человеке. В отличие от сказки Аксакова  в сказке «Красавица и чудовище» героям помогает фея, а злые сестры жестоко наказаны.

Ученик2.  Сказка Шарля Перро «Рике с хохолком» напоминает по сюжету сказку о красавице и чудовище. Отличие от сказки Аксакова в том, что красавица сама несет в себе изъян: она глупа, несмотря на совершенную красоту. В конце герои сочетаются браком, и каждый приобретает то, чего ему не хватало: Рике становится красивым, принцесса—умной.

Ученик 3.  История прекрасной Цыганки Эсмеральды и благородного горбуна Квазимодо описана Виктором Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери». Квазимодо  любит девушку самоотверженно и бескорыстно; он лишён в своём чувстве и капли эгоизма. Так возникает традиционный план контраста: Квазимодо уродлив внешне, но прекрасен душой.  Это произведение необыкновенно популярно. Многие режиссеры пытались воплотить фантазию Гюго на сцене. Нам известны несколько  телевизионных экранизаций книги,  на студии Уолт Диснея снят одноименный мультфильм( хотя сюжет несколько изменен), мюзикл претерпел множество версий, существует балет о Квазимоде и Эсмеральде.

Ученик 4.  Эдмон Ростан написал произведение  о Сирано де Бержераке – поэте с неприглядной внешностью, который влюблен в красавицу Роксану.  На его  смелом лице вырос огромный, нелепый нос. Де-Бержерак знает, что женщина, которую он любит, не отдаст  ему своего сердца. Но по иронии судьбы или по закону жизни Роксана влюблена в другого.  Много лет спустя Роксана все же узнает, что все трогательные и проникнутые лиризмом письма писал на самом деле не ее возлюбленный Кристиан, а тайно влюбленный в нее поэт Сирано де Бержерак. Финал произведения открыт.

Ученик 5.  Совсем недавно на экраны вышел анимационный фильм «Шрек». Основной сюжет фильма: мотив Шрека и Фионы — это сказки о Красавице и Чудовище  наоборот . Фильм строится на постоянном обыгрывании широко известных образов и сюжетов классических литературных сказок. Создатели фильма сатирически переосмыслили нравоучительный смысл , и использовали в фильме привычные сказочные образы в непривычной трактовке.

Учитель:  Таким образом , можно сделать вывод о том, что этот сюжет остается популярным до наших дней и волнует как писателей, сценаристов, так  и читателей , зрителей. А подобные сюжет называются «бродячими»

Учитель: С.Т.Аксаков- человек творческий и талантливый, он не просто пересказал сказку, он добавил некоторые свои детали сюжета.Итак, начало 19 века. Детская литература только зарождается. Есть ли в сказке нравоучительность?

Вспомните, при каком условии отец обещал привезти подарки дочерям?

( за хорошее поведение).

- Что сделал Аксаков с манерой повествования в сказке Пелагеи?

Ученики: Сохранил его: многословие, устаревшие слова, неправильное окончание (читаем слова и находим ответы.Работа в группах)

Найти значение слов и выражений, соединить стрелочкой.

Пригорок муравчатый – бугорок, поросший мягкой, сочной травой.

Яства сахарные - еда, кушанье

Сажень - русская мера длины 2м. 13см.

Опочивать – спать

Челядь – слуги

Парча - шёлковая ткань

Туалет - стол с зеркалом

Паче зеницы ока - беречь больше, чем глаза.

Сверка по эталону

- Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

   "Богатство – дело наживное".

 "Двух смертей не бывать, а одной не миновать".

 "От страха зуб на зуб не попадал".

Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.

- Так чья же это сказка?

Пелагея сотворила сказку из французских, восточных и русских мотивов, рассказала её Аксакову, а тот дополнил её приметами своего времени, охранив самобытный стиль языка Пелагеи.

- Вспомним персонажей сказки. Кто больше понравился? Почему? (Младшая дочь – добрая, отзывчивая, любящая.Чудище – ласковое, доброе, щедрое).

- Почему сказка имеет такое название? Какие суффиксы носят оттенок любви и доброты? ( уменьшительно-ласкательные –еньк, - оньк, - ек, - ик).

- Чем заканчивается сказка? ( Чудище превращается в принца).

Учитель: Итак, мы видим результат творческого союза писателя С.Т.Аксакова и ключницы Пелагеи. Я предложила и вам внести свой вклад – придумать начало сказки. Почему был заколдован принц?

Решение задач творческого уровня.

Творческое задание: Дети предлагают свои варианты начала сказки.

Рефлексия деятельности.

- Что же самое главное хотел сказать автор читателям? Какова идея сказки?

- Нужно добиваться своей цели с помощью доброты и щедрости души, только так можно стать счастливым. Зло и зависть – враги счастья.

Заключительное слово учителя:

- Сказка эта живёт 200 лет и ни на день не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь.

Итог ответов: Молодцы ребята, работали дружно, активно. За ответы и карточки после проверки получите оценки. Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказке В.Роньшина "Злушка"

Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района Предмет: литература Тема урока: «Сказка-ложь, да в...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"

Урок внеклассного чтения  по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием  приемов  технологии критического мышления.Может быть проведен  в  классах...

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса...

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"

Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....