«Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Методическая разработка на тему «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова  «Аленький цветочек» предназначена не только для проведения на занятии объединения «Литературное краеведение», но и для учителей русского языка и литературы, которые могут использовать её на уроках литературы или на занятиях литературного кружка. Возрастная аудитория: 4-6 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_skazke_aksakova_alenkiy_tsvetochek.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов  Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Методическая разработка занятия по теме «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Номинация    «Калейдоскоп идей»

Автор: Буракова Юлия Георгиевна, учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №114, педагог МБОУ ДОД ДООЦТКиЭ «Меридиан»

Уфа – 2015 год

Аннотация

Методическая разработка на тему «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова  «Аленький цветочек» предназначена не только для проведения на занятии объединения «Литературное краеведение», но и для учителей русского языка и литературы, которые могут использовать её на уроках литературы или на занятиях литературного кружка. Возрастная аудитория: 4-6 классы.

Пояснительная записка

          Методической разработки на тему «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова  «Аленький цветочек» актуальна и в наше время, когда современное общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. В связи с этим проблема нравственного воспитания становится одной из самых актуальных и требует системного подхода.

Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Когда меня спрашивают о том, что же должен делать педагог: учить или воспитывать, мне хочется задать вопросы: «А что Вам важнее  левая рука или правая? От чего Вы готовы отказаться  от ног или рук?» В нашем понимании не может быть полноценного человека без определённого образования и воспитания. Об этом говорил и Л.Н. Толстой: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно», а В.А. Сухомлинский считал, что «учение  это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

Нельзя учить, не воспитывая. И это действительно так. Учения без воспитания не бывает. Любой предмет воспитывает. Воспитание – это процесс, неограниченный во времени и пространстве, он не заканчивается и с окончанием урока или кружкового занятия, он продолжается на перемене, на улице, дома, на прогулке, во время разговора с друзьями. Не может педагог прививать доброе и светлое, если обучение для него не связано напрямую с воспитанием.

Цель занятия: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им, воспитание таких духовно-нравственных качеств, как сострадание, доброта, ответственность, порядочность, нежность, верность, любовь, сочувствие, милосердие.

         Задачи занятия:   1. Образовательные: учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения. 2. Развивающие: развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение. 3. Воспитательные: через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.

          Ожидаемый результат от использования данной методической разработки: после обсуждения сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» ребята должны убедиться в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце, и что аленький цветочек  должен расцвести в душе каждого человека.

Тема: « Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова  «Аленький цветочек».

Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им.

Задачи:

  1. Образовательные: учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
  2. Развивающие: развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
  3. Воспитательные: через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.

Тип: урок обобщения после самостоятельного чтения.

          Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации к сказке, картинки распустившихся цветов и бутонов из картона  по количеству детей, шкатулка слов, зеркало, корона, цветочек.

Ход занятия

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Звучит музыка. На фоне музыки девочка читает зачин сказки.  

"В некиим царстве, некиим государстве жил- был богатый купец, именитый человек..."

 - Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки.                  ("Аленький цветочек")

- Что слышится в названии?  (Нежность, красота.) (Слайд 2)

- Для кого он написал сказку? ( Своей единственной внучке Оленьке он  посвятил эту сказку.)

II. Постановка темы и цели занятия.

   - Прочитав сказку, мы задумываемся о том, что хотел сказать автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам, читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке. 

III. Работа над языком сказки

-  От кого в детстве писатель слышал такую сказку? (ключницы Пелагеи).

-  Как это выражается в языке сказки? (Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.)

 Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.

1. Лексическая работа  (Шкатулка)

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

\Ребята по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

2. Определение вида сказки.

 - Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой "Аленький цветочек". Назовите их. "Заклятый царевич", "Перышко Финиста - ясна сокола")

- Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям? (Литературные сказки.)

А к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"?  Объясните почему. (Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

3. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.

 Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их. (Слайд 3)

 "За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".

"Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

"Долго ли, мало ли времени".

 "Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

 "Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".

4. Проверка домашнего задания.

- Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

   "Богатство – дело наживное".

 "Двух смертей не бывать, а одной не миновать".

 "От страха зуб на зуб не попадал".

Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.

Викторина по сказке (Приложение – презентация)

IV. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.

\На доске 6 иллюстраций \

- Перед нами иллюстрации к сказке. Переставьте картинки так, чтобы их последовательность соответствовала ходу событий. \Приложение\

V. Беседа по сказке (Приложение 2)

VI. Физкультурная минутка (Слайд 4)

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

 А у нас урок, друзья!

VII. Характеристика героев

- Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

- Дадим им характеристику.

1. Купец. (Слайд 5)

- Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Мальчик читает с листа/

“Лучше мне с дочерьми повидатися, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”. 

- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское. (Слайд 6)

– Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров,  И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?

- Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой  чувство отвращения? (Нет) 

 – Почему? А какие чувства он вызывает? Почему?  (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой.

3.Три сестры (Слайд 7) 

Элементы драматизации.

 \Четверо ребят распределяют роли главных героев. «Купец» вручает гостинцы: старшей сестре – корону, средней – зеркальце\

- Предлагаю обыграть такой момент: вносит купец аленький цветочек. Увидела старшая сестра и говорит: «Вот ты какой, цветочек аленький!» (то же повторяют средняя и меньшая дочь нужной интонацией).

- Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет). Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам) 

-Подберем прилагательные, характеризующие старшую сестру. Мысли подтвердите словами текста.

 Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской. Она неблагодарная. Не пошла выручать отца. Недобрая, завистливая. 

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).)

 - А младшая дочь?   Какая она?                       Добрая, ласковая, приветливая.

В каком поступке это проявилось?

-  А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?  Почему?

VIII. Пересказ отрывка сказки

- Какой момент сказки самый волнующий?  (Когда происходит превращение чудища в доброго молодца).

- Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах  близко к тексту -  индивидуальное задание.)

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

-  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

IX. Итог занятия.

- Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость  этой сказки, ее идею,  и могла бы послужить эпиграфом нашего урока? (Слайд 8)

Любовь не знает мести, а дружба лести.

Любовь все побеждает.

-  Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

Вывод: В человеке главное -  его душа,  а любовь способна победить зло.

Кроссворд (Приложение 3)

X. Рефлексия.

- Какие задания показались вам интересными?

- Ребята, с каким чувством вы заканчиваете занятие? Поделитесь. (Свободные высказывания)

- Если урок для вас был интересен и полезен, то поставьте в вазу распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то поставьте в вазу бутон аленького цветочка.

XI. Домашнее задание.

-  Ребята, получите домашнее задание: творческая работа: представьте, как могла сложиться судьба трех сестер, и попробуйте «дописать» сказку. (Для выполнения этой работы разделим класс на три группы и предложим каждой из них написать историю одной из героинь).

XII. Заключительные слова учителя

- Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она  не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

Список использованной литературы

1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

2. Сказки русских писателей. – М.: «Советская Россия», 1991. – стр. 7-23.

Приложение 1

Тестовые задания по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

1. Какими словами начинается эта сказка?

а) «В некиим царстве, в некиим государстве...»

б) «За горами, за лесами, за широкими морями...»

в) «Три девицы под окном...»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?

а) старшая

б) средняя

в) младшая

3. Что случилось с купцом в дороге?

а) весь товар утонул

б) весь товар сгорел

в) на его караваны напали разбойники

4. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?

а) если он отдаст аленький цветочек

б) если заплатит за цветочек золотом

в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

5. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

а) золотой перстень

б) медный браслет

в) изумрудное ожерелье

6. Что стало с сорванным аленьким цветочком?

а) остался в купеческом доме на радость сестрам

б) прирос к прежнему стеблю

в) завял

7. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?

а) исполнялись все ее желания

б) ей приходилось работать с утра до ночи

в) она пребывала в постоянной тоске и печали

8. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь

б) на три дня и три ночи

в) на пять дней и пять ночей

9. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что.,

а) долго прощалась с отцом

б) долго не могла решить, возвращаться или нет

в) сестры перевели часы назад

10. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

а) заколдованным принцем

б) злым колдуном

в) карликом

Приложение 2

Вопросы по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

1) Что заказала отцу себе в подарок старшая дочь?

_____________________________________________________________________________

2) Что пожелала получить в подарок средняя дочь?

_____________________________________________________________________________

3) О каком подарке мечтала младшая, самая любимая дочь?

_____________________________________________________________________________

4) Как узнала младшая дочь о существовании аленького цветочка?

_____________________________________________________________________________

5) Кем по роду занятий был отец трех сестер из сказки « Аленький цветочек»?

_____________________________________________________________________________

6) Как звали старшую дочь купца?

_____________________________________________________________________________

7) Как звали среднюю дочь?

_____________________________________________________________________________

8) Как звали отца из сказки « Аленький цветочек»?

9) Как звали младшую дочь купца?

_____________________________________________________________________________

10) Опишите внешний вид чудища, которое повстречал купец, затем и его дочь. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) Кто из дочерей купца добровольно согласился отправиться к чудищу?

_____________________________________________________________________________

13) Чем прогневал купец чудище, когда находился у него в гостях?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14) Где рос аленький цветочек?

_____________________________________________________________________________

15) Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16) Что удивило Настеньку в увиденном ею морском царстве?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17) Когда наказал Настеньке вернуться в нему во дворец чудо лесное? _____________________________________________________________________________

18) Какую подлость совершили сестры, в отношении Настеньки, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19) Как вы думаете, почему умер зверь лесной, чудо морское?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20) В чем был секрет чуда лесного, зверя морского?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21) Какой по счету девушкой, попавшей в этот волшебный дворец, оказалась Настенька?

 _____________________________________________________________________________

22) Скажите, кем на самом деле был зверь лесной, чудо морское?

_____________________________________________________________________________

Приложение 3

Вопросы:

1.Что перевели сестры, желая навредить младшей сестре?

2. Кто заколдовал юношу в лесного зверя?

3. В каком строении нашел приют у лесного зверя торговец?

4. Что просила привезти старшая дочь торговца?

5. Кем приходилась торговцу главная героиня?

6. Отец попросил дочерей спасти его о гибели. Чем ответили две старшие дочери?

7. На какой палец следовало девушке надеть украшение, чтобы вернуться домой?

8. Кто напал на караван торговца?

9. Кем был отец девушек?

10. Что попросила привезти средняя дочь торговца?

11. Где скрывался от бандитов торговец?

12. Какое  украшение дал торговец младшей дочери, чтобы отправить ее к лесному зверю?

13. Живя в гостях, девушка слышала только … ее господина.

14. В кого превратила злая колдунья маленького мальчика?

15. Имя автора этой сказки.

16. Что все время играло в доме чудища?