"В человеке главное - его душа" ( по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек") урок литературного чтения
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Гатина Светлана Анатольевна

Урок литературного чтения в 4 классе, сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksakov_2.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Технологическая карта урока

Тема:

«В человеке главное -  его душа»

(по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)

                                                                                              Разработала: учитель русского языка и литературы

                                                                                                            Гатина Светлана Анатольевна

                                                                                     Технологическая карта

Тема: «В человеке главное -  его душа»

(по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»)

                                              Тип: урок «открытия» нового знания.

Задачи:

- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

- воспитать духовно развитую  личность ;  формировать гуманистическое  мировоззрение,  любовь и уважение  к литературе.

- на материале сказки  донести мысль писателя, что  « …в человеке главное – его душа».

                                                                                                                         Планируемые результаты

Предметные:

познакомить учащихся с  творчеством С.Т.Аксакова;

ввести учащихся в художественный мир сказки, показать её сходство и различие с народной  сказкой;

Метапредметные

Регулятивные : формулировать  учебные  задачи урока, планировать  вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;

Познавательные:  анализировать  художественный  текст, выделять  в нём основную  мысль, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста; составлять ответы на вопросы;

Коммуникативные:  находить ответы на вопросы на основе художественного текста.

Личностные

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме;

Формировать  систему нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни);

проявлять  интерес  к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

                                                       

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Ресурсы урока: портрет С.Т.Аксакова, иллюстрации к произведению, кроссворд, выставка книг;

Информационно-

Методические: http://festival.1september.ru/

                               http://images.yandex.ru/

                               http://schoolcollection.edu.ru/

Материально-

технические: Компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

     Содержание деятельности ученика

           Содержание деятельности учителя

                                                                             Мотивация познавательной деятельности

 Организационный момент.

Мотивация к творческому труду.

Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку,  к получению знаний.

Ответы учащихся.

- Человек прекрасен своей душой.

-Главное  в человеке – его душа и сердце.

- А мне кажется, что важно, как ты относишься к старшим и близким людям.

-  Важно в человеке разглядеть его внутреннюю красоту.

Учащиеся формулируют цели урока.

- Мы узнаем, кто такой Аксаков, какую  сказку он написал, чем литературная сказка отличается от народной, узнаем, кто является главными  героями его сказки.

Актуализация знаний и постановка проблемы

             ( Стадия вызова.)

Светлячок, герой одного мультфильма, не раз говорил своим лесным зверюшкам: «Давайте, друзья, улыбнемся друг другу. С улыбкой любая дорога легка». Давайте и мы, ребята, улыбнемся и с хорошим настроением и добрыми мыслями начнём наш урок.

На доске слова С.Т.Аксакова:  «Важно не то, что снаружи, …            (а то ,что внутри»)

Ребята, как бы вы продолжили эту фразу?

 

Откроем продолжение этого предложения.

«Важно не то, что снаружи, …   а то ,что внутри».

А как вы понимаете слова «а то, что внутри?»

- Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке, что нового узнаем?

Да, вы правы.  Сегодня на уроке мы  познакомимся с  творчеством С.Т.Аксакова ,покажем сходство и различие его сказки от народной, рассмотрим на материале сказки стремление писателя донести мысль, что важно формировать  систему нравственных ценностей (любовь к природе, красоту человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни).

                                                            Актуализация необходимых знаний

Сообщение подготовленного ученика (Познавательные УУД)

С.Т. Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе в небольшой, но старинной дворянской семье. Его отец, Тимофей Степанович Аксаков, мать  - Марья Николаевна. Это была очень красивая, умная, образованная женщина, деятельная и энергичная. Сына по воле деда назвали Сергеем в честь Сергия Радонежского–великого народного подвижника. Светло и радостно вошёл Сергей в жизнь, и все как-то необыкновенно радовались ему, словно знали, какого человека они встречают. В поэтической душе маленького Сережи - будущего писателя - плавно соединились положительные качества его родителей: глубокое понимание, чувствование природы, любовь к литературе, искусству. От отца к нему перешло еще одно увлечение - лодка, удочка. Его увлекала рыбная ловля, охота, собирание ягод, дальние прогулки в лес. Серёжа  Аксаков  был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи». Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение. Дальнейшее воспитание и образование  С .  Т .  Аксаков  получил в Казанской гимназии. Там  он провел всего три с половиною года. Втайне от всех он начал писать там небольшие заметки. В 1804 году в Казани открыли университет. В числе первых студентов был 14 летний Сергей Тимофеевич  Аксаков.. Аксаков  пробыл в университете до 15 с половиной лет, но эти полтора года много значили в его развитии. В 17 лет Сергей Тимофеевич вместе с семьей переехал в Петербург, где стал работать переводчиком в комиссии составления законов, там же произошло его первое сближение с литературными деятелями того времени. Они много беседовали о литературе, театре, живописи. В 1811 году  Аксаков  оставил службу в Петербурге и вскоре переехал в Москву.   В 1834 году  Аксаков  купил под Москвой имение Абрамцево, оно служило ему местом отдыха и труда. Московский дом Аксаковых был всегда гостеприимным и хлебосольным. Семья писателя была многодетной, у него было десять детей. Их воспитанию Аксаков всегда уделял много внимания. С.Т. Аксаков вошел в историю литературы, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.

Работа на листочках

Особенности народной сказки:

1. Композиция сказки: зачин, основная часть, концовка

2. Повторы

3. Простой язык

4. Волшебные числа

5. Простой сюжет

5. Отсутствие авторской оценки

     

- Ребята, а что вы знаете об Аксакове, авторе сказки «Аленький цветочек», о его читательской манере?

 

-Чем литературная  сказка отличается от  народной?

Эта сказка очень близка к народной.
-Какие элементы народной сказки встречаются в сказке Аксакова?

-В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. 
-Для литературной сказки характерно углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей. 
-Для литературной сказки свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. 

*У любой литературной сказки, как правило, есть народный источник.

Сказку   «Аленький  цветочек»  писатель Сергей Тимофеевич Аксаков услышал

  в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом уже взрослым: «Скорому   выздоровлению  моему  мешала  бессонница...  

По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая  мастерица  сказывать  сказки  и  которую даже покойный дедушка любил слушать. Пришла  Пелагея,  немолодая,  но  еще белая,  румяная...  села  у  печки  и  начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно  ли  говорить,  что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На  другой  же  день  выслушал  я  в другой раз повесть об «Аленьком цветочке».

С этих пор, до самого моего выздоровления Пелагея   ежедневно  рассказывала  мне  какую-нибудь  из  своих многочисленных сказок.

        Впервые она была напечатана в 1858 году  и  с  тех  пор стала у нас любимой сказкой.

Чтобы проверить, насколько вы внимательно читали дома текст сказки «Аленький цветочек», отгадаем кроссворд.

1

т

р

и

д

ц

а

т

ь

2

в

е

н

е

ц

3

н

е

в

и

д

а

н

н

ы

е

4

я

в

с

т

в

а

5

з

а

п

о

в

е

д

н

ы

й

6

м

у

р

а

в

ч

а

т

ы

й

7

ж

е

л

е

з

о

8

б

е

с

е

д

к

а

             

 1.Сколько лет добрый молодец был в облике чудовища?

2.Какой гостинец  привёз отец для старшей дочери?

3.Какие птицы жили в прекрасном саду?

4.Название угощений в царстве чуда морского?

5.Каким был Аленький цветочек для чудища?

6.Название пригорка, на котором рос Аленький цветочек?

7.Каким металлом окованы сундуки купца?

8.Любимое место отдыха младшей дочери во владениях    чудища?

                                             

                                                                      Организация познавательной деятельности

                     (Стадия осмысления)

Работают в группах, опираясь на напечатанные задания, быстро отвечают на вопросы.

 -Жил купец, и у него было три дочери.

- Старшие дочери были жадными и завистливыми.

-Настенька была доброй, отзывчивой дочерью, она умела сострадать..

- Потому что у неё была добрая душа. Снять проклятие помогла любовь.

 

Опираясь на текст сказа, интуитивно объясняют значения слов.

   Познавательные , Коммуникативные УУД.

Работают в парах, формулируют, опираясь на начальные слова, вопросы репродуктивного и познавательного характера.

Записывают вопросы, затем отвечают.

- Три сестры; купец; чудище;

- Он был честным, известным и очень любил своих дочерей;

- Его полюбила младшая сестра.

- За его душу, доброту.

- Старшие сестры были жадными, очень любили наряды и украшения, завистливые.

- Его честность. «Зверь лесной, чудо морское… и записки с него заручной не взял».

- Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.

-. Купец  был честным, известным и очень любил своих дочерей.

- Старших волновало - не потерял ли он своего богатства великого.

- старшие дочери были жадными, корыстными, бездушными.

Для дальнейшей работы мы разделились на группы, у каждой группы будет своё задание.

-1 группа -- Что узнаем мы  о героях?

2 группа. – Что вы можете рассказать о дочерях?

- Как происходит встреча  купца с чудищем заморским?

3 группа: - Чем Настенька  отличалась от своих сестер?

4 группа. - Почему чудовище полюбило Настеньку? Что помогло снять проклятие?

 

Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.  (внимание на экран)

1. Лексическая работа  (Шкатулка)

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

/Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение/

Разговорные и просторечные слова  из сказа

Синонимы из современного литературного языка

Пригорок муравчатый 

поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные

Еда,кушанья

Челядь дворовая

Слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка

Мужчина средних лет

Опочивать легла

Спать легла

Паче зеницы ока

сохранять, беречь, больше, чем глаза.

А сейчас перед вами наши герои: Чудовище и Настенька. Возможно, у вас возникли какие-либо вопросы, задайте их героям. Первый вариант задает «тонкие» вопросы, второй – «толстые».

 «Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Назовите  главных героев.

Что вы можете сказать о самом купце? 

Что  помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  

 За что же полюбила девушка чудище?

Какое мнение у вас сложилось о сестрах ?

- Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

«Толстые» вопросы

-Почему купец хотел вернуться домой? Он что, хотел отправить вместо себя одну из своих дочерей?

-Какую черту характера подчеркивает автор?

- Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Ученик читает с листа/

“Лучше мне с дочерьми повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”.

- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

 –Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало?  

 

-Как отреагировали старшие дочери на рассказ отца и на предложение спасти его ?

- Какой можно сделать вывод о старших дочерях?

                                                                                                Подведение итогов

Формирование личностных УУД:

- Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

- Аленький цветочек – символ настоящей любви. Она раскрывает душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под её воздействием человек преображается.

-  В человеке главное -  его душа,  а любовь способна победить зло.

Домашнее задание: задание по группам.

- О чем главном рассказал С.Т. Аксаков   в этой сказке?

- Как вы поняли, в чем смысл сказки?

- Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

 

Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она  не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

Задание для групп: составить синквейн по сказке. Что понравилось, запомнилось, о том и напишите. Тема любая

Составим синквейны по данному произведению.(Образец)

Настенька

Добрая, заботливая

Помогает, заботится, любит

Полюбила чудище

Доброта

Чудище

Страшный, несчастный

Любит, заботится, верит,

Превращается в принца

Любовь

Аксаков  нарисовал нам в лице Настеньки  прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа.

Дополнительный материал:

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания : прочитать всем сказку «Аленький цветочек», подготовить сообщения о жизни и творчестве Аксакова, выразительное чтение в лицах сцены встречи с, выразительное чтение портрета Хозяйки.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Урок литературного чтения "Сказка Пляцковского «Какая бывает зима?»

Урок литературного чтения во 2 классе учащихся с нарушением слуха...

Презентация к уроку литературного чтения "Айога" нанайская сказка

Презентация к уроку литературного чтения "Айога" нанайская сказка...