урок словесности по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" в 5 классе
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Кузьмина Татьяна Ивановна

 

Аннотация

Урок словесности.Размышление над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Урок может быть проведён учителем, использующим любую программу по русскому языку и литературе и любой из учебно-методических комплексов, рекомендованных Министерством образования РФ для 5 класса.

Полезно провести урок в 1 четверти, после изучения раздела «Русская литературная сказка» и повторения изученного по разделу «Лексика». Учащиеся, исследуя текст, ищут ответ на проблемный вопрос: «Что такое  «аленький цветочек» и где его искать?»

Используются продуктивные методы работы: эвристический и исследовательский; словесные, наглядные; личностно ориентированный(позволяет стимулировать творчество каждого учащегося: рисование, инсценирование, исследование).

 Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, эвристическая беседа, словарная работа, инсценирование, выразительное чтение, пересказ эпизода, просмотр фрагмента мультфильма, электронной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksakov.alenkiy_cvetochek.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

«А иначе зачем на земле этой вечной живу?» (Б. Окуджава)

Урок словесности. Размышляем  над  сказкой  С.Т. Аксакова

«Аленький цветочек» (5-й класс)

Цели урока:

  1. заинтересовать  учащихся  личностью, творчеством писателя-земляка С.Т. Аксакова;
  2. способствовать развитию у учащихся языкового чутья, связной речи, основанной на чувстве слова;
  3. способствовать формированию мышления, умения определять идею сказки, замысел автора через восприятие слова писателя, обращение к сюжету, к образам;
  4. развивать коммуникативные способности учащихся: умение вести диалог, монологическую речь, умение инсценировать эпизоды, память;
  5. воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем – сотворцом.

Оборудование:

  1. индивидуальные тексты сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова в любом издании;
  2. портрет С.Т. Аксакова;
  3. выставка произведений писателя;
  4. учебная электронная презентация;
  5. мультфильм по сказке «Аленький цветочек».

Оформление доски

Урок-размышление над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

«А иначе зачем на земле этой вечной живу?» (Б. Окуджава)

Портрет С.Т. Аксакова                                                 Эпиграф:

Жить – значит медленно рождаться.

Это было бы чересчур легко –

брать уже готовую душу.

                                                                                                      С.Т. Аксаков

Рисунки учащихся  к сказке

Ход урока

1.Организация начала урока.

2. Подготовка к восприятию. Запись темы в тетради.

3. Постановка учебной задачи: познакомиться с личностью, творчеством писателя-земляка С.Т. Аксакова, поразмышлять над смыслом сказки, высказать своё отношение к героям, понять причину их поступков.

4. Обобщающая беседа о личности С.Т. Аксакова.

Вступительное слово учителя

По решению ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Существует с 1946 года. Входят 160 стран. Штаб-квартира – в Париже) 1991 год объявлен был годом великого русского писателя, певца природы Сергея Тимофеевича Аксакова. 1 октября 2011 года исполнилось 220 лет со дня его рождения. А время не отдалило от нас писателя.

     И мы с вами сегодня будем открывать для себя Аксакова, писателя, чья жизнь неразрывно связана с родной Ульяновской – Симбирской землёй.

- Что вы узнали об Аксаковых, готовясь к уроку? (Сообщения, подготовленные учащимися дома)От станции Майна до села Аксаково рукой подать – не более 10 километров. Вокруг удивительная, по-аксаковски щедрая и разнообразная природа: поля, леса и перелески, холмы, лощины, светлые ключики родников и заплутавшаяся в зарослях ивняка махонькая речушка Майна.

Само Аксаково в далёком прошлом- родовое имение Аксаковых. В произведениях писателя село Аксаково упоминается десятки раз под именем Старого Аксакова, Симбирского Аксакова. «Детские годы Багрова-внука» воскрешают в памяти имение Аксаковых.

Родители писателя считали своим долгом обязательно бывать в Аксакове. Бывал там и Сергей Тимофеевич с сыном Константином, с дочерьми. В 19 веке в селе Аксаково младший брат Сергея Тимофеевича Аркадий воздвиг грандиозные каменные постройки, поражавшие современников своими размерами и оригинальностью. Но в конце 19 века имение перешло в руки симбирского купца Вьюгина, человека, совершенно равнодушного к литературе, к истории. Вскоре от каменных построек не осталось и кирпича. Потом, к сожалению, исчезло и всё имение.

- Каков же он, Сергей Аксаков? Что вы узнали о нём самостоятельно? (Сообщения учащихся) (Презентация – слайды)

 Родился 20 сентября (1 октября) 1791 года в Уфе. Жизнь мальчика началась тяжёлой болезнью. Может быть, именно это сделало так, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Серёжиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым. Вместе с жалостью в сердце его возникли Любовь и Благодарность. Это подарила ему мать, которая своей любовью вылечила сына. И это подарила ему сказка, которую тяжело больному мальчику рассказывала ключница Пелагея. Значит, таит эта сказка силу исцеляющую.

Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный визг и стал просить мать, чтобы узнали, кто так плачет. Дворовая девушка принесла в пригоршнях крошечного, ещё слепого щенка. Так в мире мальчика появилась неказистая дворняжка Сурка-существо, так же зависящее от его забот, как сам он зависел от взрослых. Сурку он учил, кормил, оберегал.

Когда Серёжа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряжённую карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что он едет, мчится в неведомые края.

Но вот жарким июльским утром в карету впрягают лошадей, и начинается настоящее путешествие. Из Уфы они ехали в имение деда. Мальчик увидит мир. Весенний перелёт птиц поразит его, перевернёт всю душу. Мальчик был восхищён природой. Он заселил землю зверями и птицами, преображёнными взглядом поэта.

Люди часто говорят: «зверский поступок». Аксаков показал, что, в сущности, звери почти никогда не совершают «зверских поступков» - им несвойственна бессмысленная кровожадность. И мы будем читать «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об уженье рыбы», очерк «Собирание бабочек».

5. Работа по первичному восприятию содержания сказки.

    С.Т. Аксаков написал одну-единственную сказку – «Аленький цветочек». В который раз читаю чудесную сказку – и каждый раз чувство, будто не только читаешь, но и слышишь её. Это потому, что слова в ней особенные – задумчивые и протяжные, как в старинной песне. Мы вместе с вами постараемся услышать на первый взгляд простые и привычные слова, понять их особенный, сокровенный смысл. А что нужно для этого? Особый слуховой аппарат? Нет, такой аппарат у нас есть – душа, способная откликаться на слово, чувствовать его. Слушаем: «Собрался купец за море и говорит дочерям…(Учитель читает до слов)… да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?» Так начинается долгая эта сказка.

Много раз Серёжа Аксаков мальчиком слушал тревожащее сердце таинственное повествование ключницы Пелагеи.

- Что главное в сказке? (Доброта и Любовь. И то, что нехорошие чувства: зависть, жадность, себялюбие – не торжествуют, а чёрное зло побеждено).

6. Размышление над сказкой. Исследование характеров героев. Работа со Словом.

- Чем побеждено зло? Попробуем вместе найти ответ. Откроем сказку, услышим её душой своею, будем рождаться для жизни вместе с ней.

Перед нами одна семья: отец и три дочери. Посмотрим, одинаковы ли они, ведь одинаково растит их отец, вкладывая всю любовь, душевное тепло.

- Кто из них вам больше нравится? Почему?(Меньшая дочь, любимая. Она собой лучше всех и к отцу ласковей. Добрая). (Инсценировка эпизода отъезда купца. Наказы дочерей) 

- Какой вывод вы можете сделать, когда узнаёте, что за наказы дают дочери купцу, отправляющемуся за море по торговым делам?

 (Старшие самолюбивы, ценят украшения, любят прихорашиваться да собою любоваться).

- Есть ли польза кому-нибудь от венца или зеркала? Нужны ли они кому-то, принесут ли Добро, сделают ли кого-нибудь чуточку счастливее, кроме них самих? (Нет).

- А что попросила младшая? (Цветочек аленький).

- Не кажется ли странной эта просьба? Зачем ей нужен этот цветочек? От него какая польза ей или ещё кому-то? Станет ли она богаче от этого? Оставим этот вопрос на конец разговора.

- Что же это за цветочек аленький? Опишите его. (Пересказ близко к тексту).

Нашёл купец цветочек аленький, вернулся домой печальный. Это все в доме заметили.

- А как спрашивали купца дочери о причине печали? Какие качества их души проявляются? (Смотрим инсценировку разговора отца с дочерьми).

(Старшие лебезили. У печального отца спрашивали, не потерял ли он богатства великого. Меньшая же о богатстве и не думает: «Открой мне своё горе сердечное»).

- Сравните, как приняли подарки от отца. (Старшие от радости рехнулися. «Меньшая затряслась и заплакала, точно в сердце её что ужалило». Целует руки отцовы, плачет).

Рассказал купец о своём горе сердечном. (Инсценировка)

- Как отнеслись дочери к просьбе отца избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, чуду морскому? (Старшие наотрез отказались. А меньшая, не дослушав речи, попросила благословить её).

- Как встретило её всё живое: сады, цветы, птицы? Почему? (Пересказ близко к тексту).

Всё тянется к Добру и милосердию. Всё живое чувствует добрых людей.

- Как жилось ей во дворце сказочном? Чем занималась? (Рукодельничала, со своим господином разговаривала). Она одна, далеко от родных, в неведомой земле, с чудищем ужасным. Ни в чём ей нет отказа. Ещё не видела она своего господина, не знает, каков он внешне.

- Расскажите, каков зверь лесной, как он выглядит. (Близко к тексту). Страшен, ужасен, безобразен.

- Какое чувство испытала она, увидев его? Страх, ужас. Как не испугаться? Как же должно было быть невыносимо ей!

- Оцените дальнейшее поведение девушки. (Она победила страх).

- А могла ли вернуться? (Да, ведь заветное колечко у неё было – стоило только надеть).

- Почему не вернулась домой? - Что помогло ей победить страх?  Какие замечательные качества души проявила? (Доброта. Стало жалко ей и совестно. Полюбила она его за душу добрую, ласки и угождения. Страшен зверь, безобразен. Но в народе известна истина: «с лица воды не пить». Сколько добра он сделал для неё. Душу свою отдал ей. Благодарность. Не смогла за добро заплатить чёрной неблагодарностью. Жертвует собой ради него. Остаётся несмотря ни на что. Её выбор – самопожертвование во имя покоя, счастья другого).

Живёт девушка в довольстве, дружбе во дворце сказочном.

-Но забыла ли о доме родимом, о батюшке, сёстрах?(Нет. Ей хорошо, а душа страдает. Тоска у неё. Чувствует, что болен батюшка).

- Как вы думаете, что значит выражение «душа болит»?(Страдает.Значит, растёт её душа, добротой наполняясь).

- Откуда видно это?(Домой запросилась – батюшке помочь.О себе и не думает).

- А что случилось бы, если бы девушка не вернулась к чудищу? (Умер бы с тоски). Значит, жизнь и смерть чудища были в её руках. Именно в этот момент должна была раскрыться вся сила её души. Посмотрим, как поступит.

Вот дома дочь меньшая, рассказала о житье своём, довольстве и богатстве.

- Какое чувство это вызвало у сестёр? Оцените. (Зависть их взяла.

А ведь сами не хотели ехать, жертвовать собой во спасение отца. А теперь чужому богатству завидуют).

- Что задумали сёстры? Осуществилось ли задуманное?(Перевели часы на час назад. Пусть околеет зверь лесной. Но не удалось злодейство).

- Что помешало?(Щемит и болит сердце девушки, будто чует беду неминучую.Это растёт её душа).

- Подтвердились ли тяжкие предчувствия, боль душевная? (Эпизод возвращения близко к тексту). (Остановилась жизнь.Обнял зверь лесной цветочек аленький и умер с тоски).

- Значит, зло торжествует?(Нет, Добро побеждает.Распались колдовские чары, погибло, рассыпалось зло от великой силы Любви, Добра, Благодарности). (Близко к тексту финал)

- Какие слова купеческой дочери избавили зверя от чар злой волшебницы? («Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного».) (Фрагмент мультфильма)

Так заканчивается сказка.

- Почему она называется «Аленький цветочек»? Послушаем слова.

- Разберите слова по составу, определите способ образования.Меняется ли значение слова? (Суффиксальный способ образования: алый цветок – аленький (суффикс –еньк) цветочек (суффикс –ек). В этих словах суффиксы уменьшительно-ласкательные, они меняют значение слов: это что-то нежное, хрупкое, беззащитное).

- Докажите примером из сказки.(Его легко сорвал купец. Его можно растоптать, уничтожить).

- Аленький цветочек как символ проходит через всю сказку. Докажите текстом. ( Его просила привезти дочь купеческая, он заставил её прибыть во дворец сказочный, аленький цветочек обнял, умирая, чудище).

-Нет ли у этого постоянного эпитета переносного смысла? Попробуем его раскрыть. Обратимся к эпиграфу – словам самого С.Т. Аксакова. Как вы их поняли?

Цветок не вырастет без семени. Так же и душа человека. Человек не рождается с готовой душой. Он её сам растит. Семена Любви, Добра, Благодарности, Милосердия посеяны в душе каждого человека. Посеяны они были и у сестёр. Но ведь семена растить надо.

- А кто должен это делать? (Каждый должен делать это сам).

- Одинаково ли растили их дочери купца? Вырос ли в их душах аленький цветочек? Или это что-то другое? (Младшая растила. Мы это видим. А старшие вырастили злобу, зависть. Не вырос в их душах аленький цветочек, не расцвёл).

- Что же такое «аленький цветочек»? (Это Любовь, Добро, Милосердие).

- Какого человека называют милосердным? (Доброго, отзывчивого, сердечного, готового помочь в любую минуту, простить кого-то из сострадания, человеколюбия).

- Послушайте слово  «милосердие». Посмотрите на его состав. (Сложное слово).

- Подберите однокоренные слова. (Милость, сердечность, сердечный).

- Кому адресуем эти слова?(Меньшой дочери. Она жертвует собой во имя покоя, счастья другого).

- Назовите однокоренные слова  к слову жертвовать. (Самопожертвование, жертва, жертвенный).

- Что такое жертва? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. (Жертва

1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо.

2. Добровольный отказ от чего-нибудь в пользу кого-нибудь.

- Насколько велика жертва купеческой дочери? (Она жертвует собой ради других).

- Ради кого приходилось ей жертвовать?(Чтобы спасти отца от наказания, отправилась к чудищу. Чтобы покой и мир были у зверя лесного в душе, не покидает, не предаёт его).

- Подберите синонимы к слову самопожертвование.( Самоотречение).

7. Подведение итогов.

- Нужно ли сегодня быть верным, благодарным, не стыдиться совершать добро, не бояться любить людей? Подумайте.

Самопожертвование, самоотречение -  великие, высокие слова! Нельзя употреблять их

всуе. Они опора, стержень чистой души, такой, как душа меньшой дочери купца, которая искала и нашла свой цветочек аленький.

- Где его искать? В каком тридевятом царстве?( Не надо далеко ходить: он посеян в душе каждого человека. Важно только, чтобы пророс и расцвёл).

Б.Окуджава (поэт) сказал об этом так: «А иначе зачем на земле этой вечной живём?»

Много ли в нас Любви, Добра, Благодарности, Милосердия, Самопожертвования? Цветёт ли аленький цветочек в наших душах?

8.Рефлексия.- Какой урок извлекаем мы из сказки, написанной автором для своей единственной внучки Оленьки? (Самоотверженная любовь, верность и преданность способны победить зло). - Как вы думаете, пригодятся ли  вам знания, приобретенные на этом уроке?

Давайте растить свой «аленький цветочек». - Как?(Попробуем, даже когда нам не хочется, помочь кому-то. Иногда ведь достаточно только одного взгляда, улыбки, чтобы кому-то стало веселее, легче. Делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее  от нашей доброты).

 «А иначе зачем на земле этой вечной живём?»Человеку отпущено так мало времени для жизни на этой земле. Растите свою душу, свой «аленький цветочек», ведь  «жить- это значит медленно рождаться…»

- Какие задания показались вам самыми интересными? Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой? Можно ли развить в себе лингвистическое чутьё? Нужно ли оно современному человеку?

Домашнее задание: создать свою миниатюру на тему «Я слышу слово…»

Литература:

  1. Великие россияне. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. // Аксаковы. М.: Олма. Пресс. - 2004. - С. 304 – 310.
  2. Энциклопедия для детей. Русская литература. От былин и летописей до классики. 19 век. // О С.Т. Аксакове. М.: Аванта+.- 2005. - С. 19, 367, 396.
  3. Л.Маврина. Сказочной тропой. // Симбик. Детский познавательный журнал.- 2001. - №5.- С. 2-3.
  4. М. Матлин. Слово о С.Т.Аксакове. // Мономах. - 2006. - №4. - С. 28-29.
  5. М. Тагильцева. Тропой «Аленького цветочка». // Века над Венцом. Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – 1998. - №41 (5-6). - С. 138-140.
  6. Филологическое краеведение в школе. Ульяновск. – 2001. - С. 55-62.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. докт. филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»

На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....

Урок рефлексии "Пушкинская сказка-прямая наследница народной" 5 класс

Презентация по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."...

УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. Программа элективного (факультативного) курса для 9 класса.

Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический ма...

Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"

Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....

конспект урока музыки "Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс

конспект урока музыки " Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс...