конспект урока музыки "Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс
план-конспект урока по музыке

Андреева Ольга Викторовна

конспект урока музыки " Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simfonicheskaya_skazka_petya_i_volk.docx19.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное приветствие.

«Рада видеть вас, ребята, И приветствовать сейчас.

И мы тоже очень рады, Здравствуйте, учитель, наш!»

 (слайд « Портрет С. Прокофьева)

- Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

- Назовите НЕизвестное нам произведение, которое есть на нашем стенде?

Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.С.Прокофьева «Симфоническая сказка Петя и волк»

( слайд  «Тема урока» )

Рассказ о творчестве русского композитора и педагога С. Прокофьева (1891-1953).

Сергей Прокофьев написал большое количество произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Он начал сочинять в 5 с половиной лет. Вместе с родителями мальчик как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые он увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица».

Поездка в Москву придала его жизни новый смысл. Появляется первая опера «Великан».

Мама была его первой учительницей - строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня? Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям.

Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк».

Исполняет ее чтец и симфонический оркестр.

- Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке?

(слайд с героями сказок )

Переворачивает карточки, на которых правильные ответы с именами героев.  

На экране подтема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».

(слайд с темой)

-Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

Ответы: Наверное, ее играет симфонический оркестр.

 -Симфоническая, значит, от слова симфония.

-Это сказка, как симфония.

-Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.

(слайд «Симфонический оркестр»)

Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Сергей Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

(слайд « Картинки» )

Перед вами две картины, сравним их: первая выполнена простым карандашом, вторая – красками.  Вероятно, более выразительным является яркий, красочный рисунок. Чем пользуются художники для создания своих картин?      

А как же в музыке? Какие краски есть у композитора, что помогает им создавать музыкальную палитру более разнообразной?

(слайд  «Тембр»)

- Сегодня мы познакомимся с музыкальной краской – тембром.  

Я предлагаю сыграть в игру «Узнай по голосу!».

ИГРА «Узнай по голосу»

(слайд « Определение слова –Тембр)

 - И у каждого героя сказки «Петя и волк» есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

- На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Ставит проблемный вопрос: 

- Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?

(слайд « Петя»)

- Спасибо!

-Приготовьтесь прослушать тему Пети и ответить на вопрос, каким мы видим Петю.

Слушание музыки.

-Расскажите о музыке его характеризующей.

-В каком жанре написана тема Пети?

-Какие инструменты ведут тему Пети?

-Правильно, ребята. Тему Пети исполняет квартет струнных смычковых инструментов.

(слайд «Смычковые инструменты»)

- В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

(слайд « Марш» )

-Петя приехал отдыхать на каникулы к… Дедушке.

- Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

(слайд «Дедушка»)

- Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер.

(Слушание).

-Действительно, Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.

«Места опасные. А если из лесу придет Волк, что тогда?»

- Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации.

-Какой инструмент исполняет тему Дедушки?

 (слайд « Фагот»)

-Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.

-Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

-К какой группе инструментов относится фагот?

(слайд «Кошка, Утка, Птичка»)

- Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

(Слушание).

(Слайд «Птичка»)

-Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

(слайд «Флейта»)

-Какое настроение у Птички?

- К какой группе инструментов относится флейта?

(слайд «Петя, Кошка, Дедушка, Волк»)

- Кому из героев сказки принадлежит эта тема?

Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

Слушание музыки

-Почему вы решили, что это кошка?

(слайд «Кошка»)

-Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.

(Слайд «Кларнет»)

-Какой тембр у кларнета?

-К какой группе инструментов относится? (Слушание).

(слайд «Кошка, Охотники, Волк, Уточка»)

- Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ). 

(слайд «Уточка»)

-Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой.

(слайд « Гобой»)

-Какой тембр у гобоя?

-К какой группе инструментов относится гобой?

- А какой инструмент озвучивает волка?

(слушание музыки)

- Найди расположение деревянных духовых инструментов в схеме оркестра.

(слайд)

Игра «Узнай инструмент»

 Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.  А вы в своих карточках соедините стрелками героев сказки с нужным музыкальным инструментом.

Тестирование.

У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк».

Подводит итог:

(слайд)

–Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?

- Научились?

- А кто доволен своей работой? Почему?

А сейчас, ребята, давайте вместе исполним песню « Заводные игрушки»

 

домашнее задание

- Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.

Наш урок подошел к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков по слушанию музыки в ДШИ и ДМШ "Композиторы детям" - "С.С.Прокофьев детям», "Симфоническая сказка "Петя и волк".

В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп...

Симфоническая сказка "Петя и волк" С. Прокофьева

Знакомство детей со звучанием и изображением отдельных инструментов симфонического оркестра...

Урок музыки на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"

Цель:научить ребят анализировать различать тембр инструментов симфонического оркестра...

Конспект урока для 2 класса -С.С Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева и его симфонической сказкой "Петя и волк"...

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк»....

Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Технологическая карта.  Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...

Конспект урока «Разыграй сказку Баба Яга». 1 класс

Конспект урока «Разыграй сказку Баба Яга». 1 класс...