УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. Программа элективного (факультативного) курса для 9 класса.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_slovesnosti.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ

ПРОГРАММА

Элективного (факультативного) курса для 9 класса

Составлена на основании программы «Элективные курсы»

Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина 2009.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ 3АПИСКА

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Программа дает прёдставление о том, как можно организовать работу на занятиях, если поставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительными возможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих ее элементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить в художественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладевают языковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационные особенности, приемы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенности его графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающим этапом такого анализа становится выразительное чтение, с помощью которого школьник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передать эмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.

Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-9-х классов необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

9 класс (35 ч)

Морфологические средства

выразительности русской речи

Имя существительное (2 ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Имя прилагательное (4 ч)

Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально- авторские образования сложных прилагательных.

Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.

Имя числительное (1 ч)

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

Местоимение (2 ч)

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.

Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

Глагол и его формы (4 ч)

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический трап и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Наречие (2 ч)

Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных  для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Служебные части речи (2 ч)

Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Синтаксическое богатство русского языка

Особенности русского синтаксиса (2 ч)

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений  разного типа (8 ч)

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений.  Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

Особенности интонации восклицательных предложений.  Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы  оформления и стилистическое использование в речи.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства  его создания: сравнительные обороты,  сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием.

Стилистические фигуры речи (7 ч)

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) Наблюдение за  использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Антонова Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. - М., 2001.

Антонова Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. - М., 2001.

Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. - М., 1984.

Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А. С. Пушкин в истории русского языка). - М., 1992.

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. - М., 1995.

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач и упражнений. 10-11 кл. - М., 1997.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. - М., 1986.

Журавлев А. П. 3вук и смысл. - М., 1991.

Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984. Крысин Л. П. Жизнь слова. - М., 1980.

Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 классов. - М., 2006.

Любичева Е. В., 5олдырРва Л. И. Родным войти в родной язык. Интегративное учебное пособие по русскому языку. 10- 11 классы. - Л., 2005.

Максимов В. И. К тайнам словообразования. - М., 1970. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа. - М., 1992. Мокиенко В. М. Образы русской речи. - Л., 1986. Николина Н. А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М., 2003.

Новиков Л. А. Искусство слова. - М., 1982.

Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. - М., 1987. Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993.

Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. - М., 1996.

Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., 1986.

Словари

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).

Внешность человека: Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа  Под ред. Е. В. Михайловой. - Великий Новгород, 2004.

Горбачевич К. С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. - М., 2004.

Горбаче.вич К. С. Словарь эпитетов русского языка. - СПб., 2001.

Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - Л., 1979.

Жуков В. П. Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. - М., 1994.

Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.

Крылатые слова: Энциклопедия  Сост. В. Серов. - М., 2003.        

Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-ХХ вв.). - М., 1996.

Шанский Н. М. Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 1997.

Шанский Н. М. 3имин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 3начение и происхождение словосочетаний (любое издание).

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)  Сост. М. В. Панов. - М., 1984.

Для учителя

Антонова Е. С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. — М., 1999.

Антонова Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 7-8 классов. — М., 2001.

Анненков Е. И. и др. Анализ художественного произведения. — М., 1987.

Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

Бобылев Б. Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста. — Орел, 2003.

Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М., 1959.

Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.

Григорьев В. П. Поэтика слова. — М., 1979.

Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. — М., 1986. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. — М., 1977. Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного текста. — М., 1980.

Купина Н. А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. — М., 2003.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972. Львова С. И. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. — М., 1996.

Львова С. И. уроки словесности. 5-9 классы. — М., 1996.

Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я Мир... Книга третья. Диалог с художественным текстом. — СПб., 2002.

Мещеряков  В. Н. и др. Основы школьного  речеведения. В 2 ч. — М.: Тольятти, 2004.

Моисеева Л. Ф. Лингвостилистический анализ художественного текста. — Киев, 1984.

Одинцов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1973. Орфография и русский язык. — М., 1966.

Симашко Т. В., Литвинова М. Н. Как образуется метафора. — Пермь, 1993.

Федоров А. И. Семантическая основа образных средств языка. — Новосибирск, 1969.

Харченко В. К. Функции метафоры. — Воронеж, 1992.

Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1982.

Черемисина - Ениколопова Н. В. 3аконы и правила русской интонации. — М., 1999.


Тематическое планирование элективного курса «Уроки словесности»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Имя существительное (2 ч)

1

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

1

2

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

1

Имя прилагательное (4 ч)

3

Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

1

4

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

1

5

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

1

6

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных прилагательных.

Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.

1

Имя числительное (1 ч)

7

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

1

Местоимение (2 ч)

8

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.

Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

1

9

Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

1

Глагол и его формы (4 ч)

10

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический трап и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

1

11

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью приданияживости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

1

12, 13

Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

2

Наречие (2 ч)

14

Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

1

15

Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных  для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

1

Служебные части речи (2 ч)

16

Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

1

17

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

1

Синтаксическое богатство русского языка

Особенности русского синтаксиса (2 ч)

18, 19

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

2

Экспрессивное использование предложений  разного типа (8 ч)

20

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений.  Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

1

21

Особенности интонации восклицательных предложений.  Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

1

22

Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы  оформления и стилистическое использование в речи.

1

23

Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

1

24

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства  его создания: сравнительные обороты,  сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

1

25

Семантико-стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

1

26

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием.

1

Стилистические фигуры речи (7 ч)

27

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: бессоюзие, многосоюзие.

1

28

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: инверсия, параллелизм.

1

29

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: риторический вопрос и обращение.

1

30

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: эллипсис, анафора, эпифора.

1

31

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью: антитеза, градация, умолчание и др.

1

32

Наблюдение за  использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

1

33

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

1

34

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

1

35

Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного (факультативного) курса в 10 – 11 классах

Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование ...

Рабочая программа по факультативному курсу «Основы русской словесности» в 5 -6 классе

Рабочая программа факультативного курса  составлена для 5 класса...

Рабочая программа по факультативному курсу 7 класс

Рабочая программа по факультативному курсу "Трудные вопросы русской орфографии" для 7 класса...

Рабочая программы элективного предметного курса 11 класс

Рабочая программа элективного предметного курса...

Русский язык 9 класс. Элективный ( факультативный курс) "Лего- сочинение"

Курс предназначен для подготовки к успешному написанию сочинения на ОГЭ....