Рабочая программа по факультативному курсу 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Рабочая программа по факультативному курсу "Трудные вопросы русской орфографии" для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_7_kl_rus_yaz.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

к программе спецкурса «Трудные случаи русской орфографии» для 7 класса (34 часа в учебном году, 1 час в неделю)

Рабочая программа составлена на основе документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

- ФГОС. Разноуровневый тематический контроль по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.

- Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /                              М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2014.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Актуальность.

Программа спецкурса «Трудные случаи русской орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Спецкурс «Трудные случаи орфографии» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 7 класса. Занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

       Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.

        Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы по седьмой класс включительно, когда изучаются такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Состав слова», «Словообразование», «Морфология» работа по  орфографии носит повторительно-обобщающий характер. Малое количество учебных часов не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, подготовить их к дальнейшему обучению.

        Выпускник  основной школы должен уметь  пользоваться справочной литературой, словарем, знать множество исключений из правил, составлять алгоритм и опорные схемы по орфографическому материалу и уметь ими пользоваться, а также владеть умением, корректировать не только свои орфографические ошибки, но и чужие, знать лингвистическую природу орфографической ошибки, уметь работать по принципу саморепетиторства. Бесспорно, что эта задача выполнена для учащихся гимназии. Этим и вызвано написание программы спецкурса «Трудные случаи орфографии» для 7 класса.

Методические особенности организации занятий.

  1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
  2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
  3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
  4. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.

В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализированы следующие цели:

          - углубление знаний по орфографии;

          - знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;

          - систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме таблиц, опорных схем;

          - повышение интереса к изучению русского языка;

          - подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по орфографии русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Ожидаемый результат:

  • формирование познавательной деятельности;
  • развития у учащихся стремления расширить свои знания по предмету;
  • повышение грамотности учащихся.

          Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:

          - работа по опорным таблицам и алгоритмам;

          - словарно-орфографическая работа;

          - морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;

          -   этимологический анализ слова;

           - различные виды диктантов;

           - работа с текстом;

           - тестирование.

           В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

           - знать все нормы правописания;

           - уметь классифицировать ошибки, объяснять их;

           - графически обозначать орфограммы и объяснять их;

           - уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.

           Изучение орфографии в разрезе данного спецкурса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в школе.

     Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Спецкурс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Основные технологии:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Средства, необходимые для реализации программы:

  •  наличие лингвистических словарей;
  • наличие  карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях.

Методическая литература

  1. Занимательные упражнения  по орфографии  5-9 классы. Саратов: Лицей, 2004. 96 стр.
  2. Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе). 5-11 классы/Е.М. Мордес.  Волгоград, изд. «Учитель – АСТ», 2002.
  3. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. М.: ВАКО, 2009.
  4. Словообразование для всех классов: разные типы заданий/ И.А.Громов.М.:Чистые пруды, 2003-32с (библиотечка «Первого сентября»).
  5. Повышение качества образования по русскому языку: опыт, проблемы, перспективы (материалы к ЕГЭ) Казань: РИЦ «Школа», 2009.348 с.
  6. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс. / Т.М.Пахнова
  7. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А.Войлова и др. – 2-е изд., стереотип.  М.Дрофа, 2007. 784 стр.
  8. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.И. Розенталь. М.: ООО«Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2005.
  9. Нуртазина Р.Б. Занимательная грамматика.Алма – Ата: Мектеп, 1987 .
  10. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение, 2007.
  11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.М.: Просвещение, 1991.
  12. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. М.: Рольф, 2001.
  13. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Маиерик – Альфа. Москва, 2004.
  14.  Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 1999 г.
  15.  Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 1991 г.
  16.  Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 1994 г.
  17. Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти, 1994 г.
  18.  Рейнке И.Н. Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград, 1971 г.

 Материально-техническое обеспечения образовательного процесса.

Экранно-звуковые пособия:

Слайд-шоу с материалами к уроку и с играми.

Технические средства обучения:

Компьютер

Телевизор.

Цифровые образовательные ресурсы:

-   http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library

-   http://www.develop-kinder.com/katalog-razviv/category-middle_pupils-4_5_class_1.html

http://festival.1september.ru/articles/524330/

http://festival.1september.ru/articles/504253/

http://www.slideshare.net/ssusera1d829/ss-11591088

http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/parasat-intellektualnaya-igra-5-7-klassy

       

Содержание спецкурса «Трудные случаи русской орфографии»

7 класс (34 часа)

  1. Введение. Основные принципы русской орфографии  (2 часа).
  2. Правописание гласных в корне слова (3 часа).

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

  1. Правописание согласных в корне слова (2 часа).

Звонкие и глухие согласные в корне слова. Двойные согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова.

  1. Правописание гласных после шипящих и Ц (3 часа).

О-Ё-Е в корне. О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях. Слова с чередующейся гласной в корнях жог/жег. И-Ы в корне. И-Ы в окончаниях и в суффиксах  притяжательных прилагательных

  1. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ (2 часа).

Основные значения приставок пре-при. Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем.  Слова-исключения.  Иностранные слова с формантом пре/при.

6.         Правописание суффиксов причастий(2 часа).           

 Действительные и страдательные причастия .

7.         Н и НН в разных частях речи (2 часа).

НН и Н в прилагательных. НН и Н в  причастиях и отглагольных прилагательных. НН и Н в наречиях. Слова-исключения.                        

8.         Правописание окончаний разных частей речи (2 часа).

9.         Правописание личных окончаний глаголов (2 часа).

Морфологические признаки глагола. 1и 2 спряжение глаголов. Суффиксы и окончания глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. Ь в инфинитиве, во 2 лице, в повелительном наклонении.

10.         Правописание Ь и Ъ  (2 часа).

Ь для обозначения мягкости. Ъ и Ь в корне и после приставок. Слова-исключения.

11.       Правописание сложных слов (3 часа).

Соединительные гласные О-Е. Сложносокращенные слова. Дефис в сложных прилагательных и наречиях

12.       Правописание частицы НЕ со всеми частями речи (3 часа).

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.

НЕ с глаголом и глагольными формами.

13.       Правописание служебных частей речи и междометий (2 часа)

Правописание через дефис частиц. Правописание производных предлогов. Правописание  союзов.

15.       Сочинение на лингвистическую тему. Зачет. (1 час).

16.       Лингвистический вечер «Секреты русской орфографии» (2 часа).

Издание газет, буклетов, плакатов, презентаций.

15. Повторение (1 час).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к факультативному курсу "Русское правописание"для 10 класса

Факультативный курс предназначен для повторения изученного по русскому языку...

Рабочая программа по факультативному курсу «Основы русской словесности» в 5 -6 классе

Рабочая программа факультативного курса  составлена для 5 класса...

Рабочая программа по факультативному курсу по русскому языку для 10 класса

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения ...

Рабочая программа по факультативному курсу по литературе для 10 класса

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов  общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа (1 учебный час в неделю)....

Рабочая программа по факультативному курсу " история донского казачества " для 6 класса

Рабочая программа « История Донского края с древнейших времен до конца 16 века» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донског...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Швейное дело» для 7-9 класса

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий....