Программа элективного (факультативного) курса в 10 – 11 классах
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.

 

Цели курса:

- развить речь, научить владеть словом, т.е. создать условия для реализации творческих возможностей учащихся;

- довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.

 

Задачи курса:

- формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи учащихся на основе практической работы с текстом;

-формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте);

- формирование у учащихся знаний основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.

 

Курс включает работу над речеведческими понятиями. Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного. В курсе предусмотрена работа по культуре речи (виды речевых ошибок и способы их устранения).

Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Целесообразно применять разнообразные формы занятий (семинары, практикумы, дискуссии и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_redaktirovaniya.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Основы редактирования

Программа

элективного (факультативного) курса

в 10 – 11 классах

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного. Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.

Цели курса:

- развить речь, научить владеть словом, т.е. создать условия для реализации творческих возможностей учащихся;

- довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.

Задачи курса:

- формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи учащихся на основе практической работы с текстом;

-формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте);

- формирование у учащихся знаний основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.

Курс включает работу над речеведческими понятиями. Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного. В курсе предусмотрена работа по культуре речи (виды речевых ошибок и способы их устранения).

Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятия самостоятельной работы (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Целесообразно применять разнообразные формы занятий (семинары, практикумы, дискуссии и др.).

Содержание курса

Введение

Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование.

Совершенствование написанного. Приемы правки черновика.

Особенности редактирования текстов разных стилей.

Текст и контекст.

Синонимия (лексическая и грамматическая).

Как строится текст

Текст как результат речевой деятельности.

Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста; тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин).

Типы речи.

Стили речи.

Абзац. Сложное синтаксическое целое.

Текст как смысловое и структурное единство.

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.

Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).

Средства межфразовых связей.

Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных).

Лексико-грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы.

Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи.

Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.

Логические ошибки и способы их устранения.

Композиционные ошибки (нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в рассуждении).

Грамматические ошибки и их устранение

Нарушение согласования. Нарушение управления.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Ошибки в построении предложений с однородными членами.

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.

Ошибки в построении сложного предложения.

Ошибки в предложениях с косвенной речью.

Нарушение границ предложения.

Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия.

Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности.

Неудачный порядок слов.

Неумелое цитирование.

Бедность и однообразие синтаксического строя текста.

Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

Лексические ошибки

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Неточность выбираемого слова (ошибки в употреблении синонимов, паронимов).

Нарушение лексической сочетаемости.

Неоправданное повторение одного и того же слова.

Употребление просторечных слов в литературной речи.

Немотивированное употребление слов разной стилистической принадлежности и эмоционально-оценочных слов.

Употребление лишних слов (плеоназм, многословие).

Приемы устранения ошибок

Использование словарей, справочников в процессе редактирования текста.

Приемы устранения в тексте неоправданных повторов (замена слов, усложнение синтаксического строя речи).

Лингвостилистический анализ текста.

Тематическое планирование занятий

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема занятия

Количество часов

Виды работ

Основные виды деятельности учащихся (знания, умения, навыки)

1.Редактирование как один из видов работы

над текстом. Приемы правки черновика. Совершенствование написанного.

2

Работа со справочниками

Создавать и редактировать собственные тексты.

2.Текст и контекст. Особенности редактирования текстов разных стилей. Синонимия (лексическая и грамматическая)

2

Работа со справочниками

Сопоставлять речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей.

3.Основные признаки текста (смысловая цельность, связность текста, тема, основная мысль). Практическая работа с текстами для сочинений.

2

Анализ текста

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

4.Типы речи. Стили речи. Абзац. Деление текста на микротемы. Составление плана текста.

2

Анализ текста

Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана.

5.Текст как смысловое и структурное единство, способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Отражение связи предложений в схемах.

2

Анализ текста

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде схемы.

6.Зачин (вступление). Роль первого предложения в тексте. Виды зачинов. Концовка (заключение) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).

2

Создание зачина и концовки

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

7.Средства межфразовых связей. Лексические средства: использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных), антонимов (в том числе контекстуальных).

2

Анализ текста

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

8.Лексико-грамматические средства связей. Местоимения. Наречия. Числительные. Союзы. Частицы.

2

Анализ текста

Определять ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста.

9.Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи. Редактирование нарушения видовременных форм глаголов-сказуемых в тексте.

2

Анализ текста

Находить грамматические т речевые ошибки, недочеты и исправлять их.

10.Синтаксические средства связи. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации теста. Роль односоставных и сложных предложений.

2

Анализ текста

Наблюдать за использованием в текстах различных синтаксических конструкций.

11.Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки (нарушение последовательности, неудачное начало или заключение, отсутствие вывода в рассуждении) и способы их устранения.

 

2

Практическая работа с текстом

Редактировать текст с точки зрения смысловой цельности, последовательности изложения. Знать композиционные элементы целого текста.

12.Грамматические ошибки. Нарушение согласования и управления. Редактирование текста.

2

Практическая работа (тест)

Находить грамматические ошибки, недочеты и исправлять их. Уметь редактировать и совершенствовать текст.

13.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Редактирование  текста.

2

Практическая работа

Знать нормы согласования подлежащего и сказуемого, находить грамматические ошибки и устранять их, совершенствуя текст.

14.Ошибки в построении предложений с однородными членами. Саморедактирование.

2

Практическая работа

Уметь редактировать собственный текст в соответствии с нормами построения предложения с однородными членами.

15. Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотами. Взаиморедактирование.

2

Практическая работа

Уметь редактировать чужой текст в соответствии с нормами построения предложений с причастными и деепричастными оборотами.

16.Ошибки в построении сложного предложения. Работа с использованием схем предложений.

2

Анализ текста

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений, совершенствовать написанное.

17.Ошибки в предложениях с косвенной речью. Перевод предложений с прямой речью в предложения с косвенной речью и наоборот.

2

Практическая работа

Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях.

18.Нарушение границ предложения. Практикум по формированию умения видеть необходимость расширения границ предложения.

2

Анализ текста

Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции и видеть необходимость сужения и расширения границ предложений.

19.Ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных и наречий. Редактирование сочинений.

2

Практическая работа

Оценивать правильность речи и в случае необходимости корректировать ошибки.

20.Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности. Редактирование сочинений.

2

Анализ текста

Правильно оценивать использование местоимений и устранять возникающую двусмысленность в тексте.

21.Неудачный порядок слов. Неумелое цитирование.

2

Анализ текста

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений. Использовать различные способы цитирования.

22.Бедность и однообразие синтаксического строя текста. Редактирование ученических работ. Создание собственного текста.

2

Анализ текста

Анализировать текст с точки зрения богатства (разнообразия) синтаксических конструкций и редактировать его.

23.Стилистические ошибки (употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста).

2

Практическая работа

Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств.

24.Речевые ошибки. Употребление слова в несвойственном ему значении. Использование толковых словарей в работе.

2

Работа со словарем

Способность оценивать речь с точки зрения её языкового оформления, умение находить речевые ошибки, исправлять их.

25. Ошибки в употреблении синонимов, паронимов (неточность выбираемого слова). Использование словарей синонимов и паронимов.

2

Работа со словарем

Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы. Использовать различные словари при редактировании.

26.Нарушение лексической сочетаемости. Неоправданный повтор. Использование словаря лексической сочетаемости слов.

2

Анализ текста

Соблюдать нормы лексической сочетаемости слов. Редактировать текст.

27.Немотивированное употребление просторечных слов, эмоционально-оценочных слов. Плеоназм, многословие.

2

Анализ текста

Способность оценивать речь с точки зрения стилистических норм.

28.Анализ и редактирование текста. Индивидуальная и групповая работа.

2

Анализ текста

Анализировать образцы письменной речи; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания.

29.Создание собственного текста и его анализ (саморедактирование).

2

Практическая работа

Создавать письменные высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические темы.

30.Взаиморедактирование созданных текстов.

2

Анализ текста

Анализировать и редактировать текст.

31.Редактирование текста. Семинар.

2

Анализ текста

Оценивать правильность письменного высказывания и в случае необходимости корректировать.

 

32. Редактирование текста. Семинар.

2

Анализ текста

Оценивать правильность письменного высказывания и в случае необходимости корректировать.

33.Лингвостилистический анализ текста.

2

Практическая работа

Анализировать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических, стилистических средств.

Анализир овать образцы письменной речи; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания.

34. Лингвостилистический анализ текста.

2

Анализ текста

Оценивать речевые высказывания с точки зрения соответствия их языковым нормам; исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

35.Итоговое занятие. Основные правила совершенствования написанного текста.

2

Осознавать личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения (устного и письменного) и необходимость стремления к речевому самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ. Программа элективного (факультативного) курса для 9 класса.

Данный курс берет за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический ма...

Рабочая программа по факультативному курсу 7 класс

Рабочая программа по факультативному курсу "Трудные вопросы русской орфографии" для 7 класса...

Рабочая программы элективного предметного курса 11 класс

Рабочая программа элективного предметного курса...

Русский язык 9 класс. Элективный ( факультативный курс) "Лего- сочинение"

Курс предназначен для подготовки к успешному написанию сочинения на ОГЭ....