План-конспект урока по литературе. на тему К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Кезик Лариса Владимировна

Мастерская построения знаний и творческого письма.

Автор: Кезик Л. В.

Тема: К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» (5 класс).

Цели: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

  • Презентация к разным этапам урока
  • Викторина
  • Тесты

Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из сказки, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Расположение учащихся:

  • Парами
  • Группами

Фронтально

Ход мастерской

Прослушивание песни «Доброта» детской музыкальной группы «Барбарики». https://youtu.be/A_ZjVdlJick

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_appo_kezik_lv.docx30.29 КБ
Office presentation icon paustovskiy_tyoplyy_hleb.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра филологического образования

Курсовая работа по программе повышения квалификации
«Инновационные технологии как средство реализации ФГОС»

Тема: Мастерская по литературе. К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

Выполнила:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 487
Выборгского района
Кезик Лариса Владимировна
тел.: +7 (911) 810-23-94
lora_vladi@mail.ru

Руководитель:
к. п. н., доцент Орлова О. В.

Санкт-Петербург 2021


Мастерская построения знаний и творческого письма.

Автор: Кезик Л. В.

Тема: К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» (5 класс).

Цели: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.

- Ребята, сегодня мы будем изучать сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Запишем тему урока и эпиграф к нему.  

“Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» К. Г. Паустовский

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

  • Презентация к разным этапам урока
  • Викторина
  • Тесты

Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из сказки, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Домашнее задание перед проведением мастерской:

Написать сочинение-миниатюру: «Зима в моем городе» (4-5 предложений). В своём тексте подчеркните те слова, которые наиболее ярко изображают зиму в нашей местности.

Расположение учащихся:

  • Парами
  • Группами

Фронтально

Ход мастерской

Прослушивание песни «Доброта» детской музыкальной группы «Барбарики». https://youtu.be/A_ZjVdlJick 

Ценностные ориентации.

Доброта (по словарю) – это поведенческое проявление человеческих внутренних устремлений, касающееся желаний кому-то помочь, сделать приятно, а также вызвать любые другие положительные эмоции. Сюда же относятся сострадание и отзывчивость, способность прийти на помощь и проявить терпимость к другим.

  1. Индукция

Вопросы:

- Где я сталкивался с добротой?

- Дайте своё определение слову доброта. 

Изучение новой темы.

Цели:

  • Образовательные: формирование навыка аналитического чтения; усвоение нового в процессе анализа текстов.
  • Развивающие: развитие культуры речи и интереса к изучению сказки; создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности.
  • Воспитательные: воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Рассказ учащегося о К. Г. Паустовском.

II. Деконструкция:

- Определите, из скольких частей состоит произведение?

Озаглавьте их.

  1. История о вороном коне.
  2. Бездумный поступок.
  3. Беда.
  4. Чувство вины.
  5. Способ искупления вины.
  6. Искупление вины.
  7. Прощение и примирение.

Катехизический диалог. По страницам сказки. ( Слайд № 5-12)

- Почему произведение «Тёплый хлеб» К. Паустовского мы называем сказкой?

(Сказочными являются персонажи произведения: сорока, лисицы, конь, мыши).

- Дайте письменную характеристику каждому.

Сорока - ...

(«самая болтливая из птиц»)

Лисицы - …

(ловкие, хитрые)

Конь - …

(добрый помощник, верный друг, беспомощный, раненый)

Мыши - …

(испуганные, беспомощные)

- Какой сказочный герой вам больше всего понравился? Почему?

«Сорока -  самая болтливая птица на свете».

- Почему автор изобразил именно эту птицу? Какова её роль в сказке?

- Где проживала сорока? (в сенях у Панкрата)

- Почему «Никто её не заметил? Ведь она жила на самом видном месте. И всё-таки её кто-то «заметил» и даже немного испугался. Кто это был?   (лисица)

Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте: 

(Слайд № 13)

Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.

(Деревня, конь, ветер, мельник, мельница, хлеб, Филька, солдат, стужа, сорока.)

Как вы понимаете слова: мороз стрясся; пожухли; скорый на работу; нашкодил; потолкую.

Вставить пропущенные слова: (Слайд № 14)

  1. «Слеза … у коня из глаз»; (скатилась)
  2. «В … запахло весной»; (воздухе)
  3. «Ветки их поблёскивали, как …» (стеклянные)

Прочитайте внимательно два отрывка из текста. Подчеркните в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы.  (Слайд № 15)

  1. «Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».
  2. «А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

III. Реконструкция.

 Паустовский открывает чудеса вокруг нас. Явления природы, животные ведут с нами диалог, о чем-то хотят рассказать. Услышим ли мы их? Научимся ли видеть чудо в обычном? Если научимся, будем волшебниками К. Г. Паустовский.

 Найдите в сказке описание хлеба: (Слайд № 16)

  1. который Филька закинул в снег; («кусок хлеба, круто посыпанный солью»)
  2. который злой мужик дал старому солдату; («не хлеб, а одна зелёная плесень»)
  3. который Филька протянул коню.   («буханка свежего хлеба»)

 - Что общего между словами: тёплый ветер, тёплый хлеб? Привести синонимы слова «тёплый» (мягкий, нагретый, утепленный)

- Почему сказка не называется Тёплый ветер? Как бы вы назвали эту сказку? Почему?

- Каких героев из этой сказки вы встречали в своей жизни? Перечислите.

- Приходилось ли вам кормить животных хлебом? Каких?

- Ребята, давайте вернемся к нашему эпиграфу, чему нас учит автор?

«Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»

(Не делать не обдуманных поступков, быть внимательными и добрыми.)

К. Паустовский был убежден, что жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нём самом, делает людей светлее и лучше.

 Закрепление темы.

Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал.

Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов).

IV. Социализация.

  1. Самостоятельная работа учащихся
  2. Тесты №1-15 (Слайд № 17-21) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа).
  3. Проверка самостоятельной работы
  4. (Самостоятельная проверка работы по тестированию (Слайд №22), подведение итога работы).

V. Афиширование.

Вывешивание письменных характеристик каждого героя сказки, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников.

- Расположите свой листочек на стене в один ряд с другими, используя шарики бостика или полоски скотча.

VI. Разрыв.

Внутреннее осознание участниками Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации.

VII. Рефлексия.

- Какие трудности у вас возникли?

- Что полезное для себя вы узнали?

- Что новое вы открыли для себя?

 Задание на дом. (Слайд №23)

Цель: создание творческого продукта, способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса и дальнейшей работой над ней.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» ГБОУ школа № 487 Выборгского района Г. Санкт-Петербурга Учитель русского языка и литературы: Кезик Л. В.

Слайд 2

Константин Георгиевич Паустовский «Жизнь должна строиться по законам красоты, которая открывает человеку доброе в нем самом, делает людей светлее и лучше.» «Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…»

Слайд 3

Викторина 1) Где происходит действие сказки? 2) Кто взял раненого коня? 3) Какое прозвище имел Филька? 4) Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? 5) Что случилось в природе после этого? 6) Сколько лет назад был такой же мороз? 7) От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? 8) Куда послала бабка Фильку в поисках совета? 9) Что посоветовал Фильке Панкрат?

Слайд 4

Викторина 10) Сколько времени дал Панкрат на размышление? 11) Что придумал Филька? 12) Кто был свидетеле разговора? 13) Какую роль сыграла сорока в спасении людей? 14) Что понес Филька раненому коню? 15) Что конь сделал после того, съел хлеб? 16) Почему сердилась сорока?

Слайд 5

История о вороном коне «Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жердил – помогал Панкрату чинить плотину.»

Слайд 6

Бездумный поступок «…Филька наотмашь ударил коня по губам.» «Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег…»

Слайд 7

Беда «Ревела, обезумев, метель, но сквозь рев Филька слышал тонкий и кроткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.»

Слайд 8

Чувство вины « - Чего же теперь делать, бабка? – спросил Филька из под тулупа.»

Слайд 9

Способ искупления вины « - Ну, - сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, - время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.»

Слайд 10

Искупление вины « На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы.»

Слайд 11

«А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.»

Слайд 12

Прощение и примирение «Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами.»

Слайд 13

Расположить слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте: Конь, сорока, мельник, Филька, хлеб, мельница, стужа, солдат, деревня, ветер.

Слайд 14

Вставить пропущенные слова: 1) «Слеза … у коня из глаз»; 2) « В … запахло весной»; 3) «Ветки их поблёскивали, как …»

Слайд 15

Назовите в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы. « Зима в этот год стояла тёплой. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тот час таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замёрзла, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки». « А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

Слайд 16

Найдите в сказке описание хлеба: 1) который Филька закинул в снег; 2) который злой мужик дал старому солдату; 3) который Филька протянул коню.

Слайд 17

Тест К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» 1.Жанр произведения: а) рассказ; б) быль в) сказка. 2. Тема произведения: а) труд и взаимная выручка; б) забота о животных; в) человек и природа. 3. Значение слова «тёплый» в названии произведения: а) обладающий теплотой, приветливый; б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий.

Слайд 18

4. Раненый конь остался жить у: а) кузнеца; б) мельника; в) лесника. 5. Старая сорока считала, что помогала Фильке: а) позвав на помощь ворон; б) разбудив летний ветер; в) напугав своим стрекотанием лютый мороз. 6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала: а) злобу людскую; б) ненависть народную; в) грубость человеческую.

Слайд 19

7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: а) обидел коня; б) усилился мороз; в) услышал рассказ бабушки. 8. История старого солдата представляет собой: а) быль; б) легенду; в) сказку. 9. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является: а) сравнением; б) олицетворением; в) антитезой.

Слайд 20

10. Изображение ночного пейзажа представляет собой: а) повествование; б) описание; в) рассуждение. 11. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует: а) метафору; б) аллегорию; в) олицетворение. 12. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём : а) антитеза; б) сравнение; в) аллегория.

Слайд 21

13. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный » выделенный слова представляют собой: а) эпитеты; б) логические определения; в) сравнения. 14. Настоящим спасением для деревни является: а) совместный труд её жителей; б) перемена направления ветра; в) своевременная помощь сороки. 15. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню: а) желание поделиться хлебом с голодным животным; б) благодарность за труд; в) примирение и извинение Фильки.

Слайд 22

Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 в а а б б а в б а б в б б а в

Слайд 23

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру: «Зима в моем городе» (4-5 предложений) В своём тексте подчеркните те слова, которые наиболее ярко изображают зиму в нашей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

Презентация и конспект урока по литературе к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Иллюстративный материал дает возможность пройтись по страницам сказки. Вопросы и задания дают возможность актив...

Конспект урока по литературе 5 класс (К.Г.Паустовский " Теплый хлеб ")

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюд...

открытый урок по литературе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок составлен для учащихся 5 класса. Соответствует современным требованиям урока литературы. Самое главное, чтобы ребята становились чуткими к проблемам других людей. Чтобы они были отзывчивыми и доб...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Скрам - урок по литературе на тему "К. Г. Паустовский. Сказка "Теплый хлеб".

Описание технологии Скрам - это метод, в котором ведущая роль в образовательном процессе частично или полностью переходит от учителя к ученикам. Это новый тип образования, который поможет ученика...