Урок литературы в 5 классе .К.Паустовский «Тёплый хлеб». Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
на примере сказки «Тёплый хлеб» показать значение народной мудрости и народной морали, победу добра над эгоистичными чувствами; показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, труде и взаимной выручке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе.
Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Цель урока:
Образовательная: развитие умения анализировать художественный текст; развитие навыков выразительного чтения.
Воспитательная: формировать интерес к знаниям; доброжелательное отношение и взаимопомощь.
Развивающая: развивать память, мышление, умение пользоваться полученными знаниями.
Цель деятельности учителя: на примере сказки «Тёплый хлеб» показать значение народной мудрости и народной морали, победу добра над эгоистичными чувствами; показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, труде и взаимной выручке.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному, формировать коммуникативные и речевые умения, учиться выражать собственное отношение к произведению, к поступкам героев.
Метапредметные УУД: продолжить формировать умение ставить цель и задачи учебной деятельности, понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы, формулировать выводы.
Личностные:учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное, формируются ценностные ориентации учащегося.
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач, норм эффективной коммуникации.
Личностные результаты: совершенствовать духовно-нравственные качества личности обучающихся, учиться разграничивать понятия «добро» и «зло», понимать, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке; развивать уважительное отношение к русской литературе.
Словарь урока: добро, тёплый хлеб
Тип урока: урок - размышление.
Методы и приёмы обучения:
Диалоговый метод. Приём: слово учителя.
Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста.
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы,
Оборудование урока: учебник-хрестоматия, компьютер, презентация, карточки с заданиями.
Эпиграф к уроку:
В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.
«Умел ошибиться-умей и поправиться» ( пословица)
Ход урока
- Вступительная часть.
Мотивация.
- Начать наш урок хочу с восточной притчи.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли, о чем эта притча? ( о добре и зле)
Почему я именно с этих слов я начала наше общение?
- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).
- Подберите антоним к слову зло. (Добро)
- Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет
.Перед вами на столах карточки. Добро мы изобразили красным кружком, а зло – чёрным цветом. Напишите, пожалуйста, своё мнение о добре и зле. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.
- В каких поступках может выражаться добро? В Добрых делах, которые должен совершать человек
Что напоминает нам добро? (солнышко). Да, недаром гласит народная пословица: «При солнышке тепло, при матери добро».
Зло-словестный портрет
.
- Посмотрим, совпало ли наше мнение. Я мать, поэтому для меня, как и для всех мам, добро – это дети, мир, любовь, радость, счастье, это добрые дела, которые должен совершать человек.
зло война, горе, слёзы, смерть, страх, жестокость
3.Постановка цели и задач:
- Давайте поставим учебную задачу на данный урок. Сегодня на уроке мы проследим за тем, как решается проблема добра и зла в сказке Паустовского «Тёплый хлеб».
Эпиграфом к уроку возьмём слова «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души».
- Как вы понимаете это выражение? (Идёт обсуждение)
Выражение «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души» понимается как призыв совершать добрые поступки, вкладывая в них всё положительное и хорошее, что есть в душе.
- В каких текстах художественной литературы, уже известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.)
- Изучение материала.
- Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще) Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? , совершив злой поступок, человек «низко падает».
- мы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.(ранее изученное)
-один автор
Письменная форма
1 вариант
- Работа по сказке.
Давайте вспомним сюжет сказки, а для этого восстановим план, пункты которого рассыпались
Спасение мельницы
Раненый конь, которого оставили в деревне
Филька жестоко поступил с конем, просящим хлеба
Рассказ бабушки о солдате
Конь разозлился, и в деревню пришел сильный мороз
Мороз отступил
Примирение Фильки и коня
Мальчик Филька у мельника Панкрата
Проверьте полученный вами план с тем, что вы видите на экране, у кого получилось так же,
Раненый конь, которого оставили в деревне
Филька жестоко поступил с конем, просящим хлеба
Конь разозлился, и в деревню пришел сильный мороз
Рассказ бабушки о солдате
Мальчик Филька у мельника Панкрата
Спасение мельницы
Мороз отступил
Примирение Фильки и коня
рабочий лист задание 5-351264
- Как называется деревня, в которой происходят события? (Бережки)
-Что вы можете сказать о названии деревни Бережки. От каких слов образовано это название? (от слов «беречь», «оберегать»). Какова роль уменьшительно-ласкательного суффикса в названии (выражение нежного, ласкового, любовного, тёплого отношения к деревне). – О чём это говорит?(Люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить добро окружающим).
В этой деревне пахнет хлебом, он становится символом жизни.
Выберете героев сказки(карточка) на доске
Назовите главных героев сказки?
- Что мы о них знаем? Дома вы должны были выписать характеристики героев. Давайте их назовем.
Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.
Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя». стр 15
Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
Стр 15 2 абзац
3. Работа с текстом.
1) Люди и конь.
-Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне? Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? Как жители деревни относились к лошади? (Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей). А ведь была война, голод.
-Значит, что сплачивало людей? (Доброта).
-Какими были отношения людей и коня? (тёплые, т.е. доверительные, близкие. Конь не боялся людей, зная, что они накормят его).
Выборочное чтение. - Какая была погода? С.15 (Зима…..)
Вывод: люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет.
2) Филька и конь.
-Но что изменилось вдруг? (Конь пришёл к Фильке «Да ну тебя!»)
-Как вы понимаете прозвище «Да ну тебя!»? (дети показывают жестом руки, чтобы на себе прочувствовать отношение к людям). Да, Филька никого не любит, хочет отмахнуться ото всех, надоели ему все. Этот мальчик показал свою чёрствую холодную душу.
- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках…
Выборочное чтение эпизода, как Филька обидел коня.
ПРоверка д.з.
Поведение Фильки реакция коня
- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил? ( Конь помешал ему есть хлеб)
- Проследим за последовательностью действий Фильки.
Закинул хлеб далеко.
Закричал: «На вас не напасешься, христарадников, иди, копай его мордой».
Наотмашь ударил коня (т.е. сильно размахнувшись)
Словарная работа. Христарадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус Христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми и отзывчивыми, т.е. походить на него.
- Как поступил Филька? (Совершил злой поступок, не проявил милосердие)
Понимает .что поступил плохо ,нет
- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия Филькиного поступка
- Слеза скатилась у коня из глаз.
Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.
- Какой приём использовал автор? (Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание).
- Проследим изменение пейзажа. Давайте прочитаем, что же изменилось в природе?
Чтение отрывка из сказки под звуки пурги: презентация
...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз.
Дальнейшее чтение под тревожную мелодию:
...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.
Выборочное чтение. Смена погоды говорит об отношении мальчика к коню. (Холод, стужа, мороз. Мальчик совершил зло.)
В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.
- На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.
- Какой вывод, ребята, мы можем сделать по этой схеме?
Каждый человек ответственен за свои поступки и слова. Все взаимосвязано.
- И ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей.
Итак, каким мы увидели Фильку «Да ну тебя!»? дайте ему характеристику.
Работа (Дети на карточках в левом столбце записывают характерные черты Фильки «Да ну тебя!»).
Злой.жестокий.жадный.бессердечный эгоистичный
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Минута релаксации
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем.
3.Трудный путь Фильки к добру.
- Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).
-Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).
Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.
Один ученик рассказывает бабушкину притчу. (Выборочное чтение)
- Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком).
- А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).
- Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.
- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).
4.Филька осознал своё поведение.
- И вот Филька у Панкрата. Найдем этот эпизод в сказке.
Обсуждение эпизода.
- Что стало бы с Филькой, если бы дед Панкрат отмахнулся от него и сказал: «Да ну тебя!»?
Филька верил в деда («он мудрый»)
- Что произошло за этот час с четвертью, пока Филька пытался искупить свою вину? Какие главные слова были произнесены им? ( Я их умолю, наши ребята «хорошие»).
Филька и конь. Анализ эпизода «Примирение Фильки с конём»
—Какой эпизод показывает, что Филька стал добрым, что сердце его оттаяло?
Эпизод когда Филька угощает коня тёплым хлебом с солью.
Учитель читает отрывок: «Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. ..Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню….».
— Но почему отказался конь от хлеба? Конь не доверяет Фильке.
— Через какие глаголы нам удаётся это понять? Испугался, попятился.
— Как ведёт себя Филька? Филька заплакал перед всей деревней.
— Почему заплакал Филька?
Он раскаялся, но от беспомощности расплакался. Очень трудно признать свою ошибку.
— Ребята, обычно мальчики стыдятся плакать, но Филька не стеснялся этого и плакал перед всей деревне, как будто бы просил прощения у всех за то зло, которое причинил. Ведь пострадал не только конь. Слёзы говорят об искреннем раскаянии человека. Это слёзы очищения. Не случайно и Панкрат говорил о том, что человек становится чистым после раскаяния.
— Какую ещё положительную черту мы можем отметить в Филькином характере?
Способность просить прощение и раскаяться; открыл в себе доброту.
— Помните слова Панкртата о прощении: «Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»..
— Простил ли конь Фильку?
— Простил, об этом говорят слова: «Бери хлеб, мирись! А когда конь съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались и радовались»
— Конь прощает Фильку, это говорит о том, что Филька изменился. Каким стал мальчик?
Филька стал добрым. Раскаялся, а значит, стал чистым человеком.
-Ребята, почему сейчас мы не сказали выражение «Да ну тебя!»?
(Филька исправился, и сейчас он не станет отмахиваться, а, наверное, первым придёт на помощь. Хочется в это верить).
Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.
Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.
Дополнительные вопросы:
– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?
(Это сорока и летний ветер)
– Как они помогли мальчику?
(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)
3. Первичное закрепление.
– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?
(Звучит релаксирующая музыка)
– Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?
Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.
Вы видите на экране опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.
Преодоление
Исправление
Раскаяние
Осознание
– Какова будет первая ступенька?
(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)
– Какова будет вторая ступенька?
(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)
– Какова будет третья ступенька?
(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)
– Какова будет четвертая ступенька?
(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)
И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.
– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?
(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)
– Итак, в чем смысл названия сказки?
(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)
III. Подведение итогов.
1) Выставка рисунков (домашнее задание).
– В какой цвет вы покрасили добро?
(У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные. Светлые краски.)
– А как вы изобразили зло?
(Зло всегда бывает страшным, чёрным.)
2) Символика цвета в повести. Индивидуальное задание.
Выступление учащихся с сообщением об исследовании слов с цветовой символикой.
3) Анализ финальной части сказки.
.
– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)
4) Работа
1 группа.
На доске есть высказывания. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.
Живи добрее, будешь всем милее (пословица).
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).
.
– Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям.
Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться исправить ошибку.
Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.
Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.)
IV. V. Итог урока.
- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? ( Добрые советы дает нам сказка?)
Нужно быть добрыми, отзывчивыми. Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова. Не бояться просить прощения, прощать.
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
(Это золотое правило нравственности).
10. Домашнее задание.Домашнее задание.
Выбор и запись домашнего задания.
Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».
Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.
– В заключение мне хочется сказать:
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса.
Краткое описание:
Я назвала бы свой урок уроком обобщения.
Задача - заставить работать одновременно мысли и чувства ребят.
для этого во вступительном слове создаю эмоциональный фон урока. На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, , представлена презентация
Рабочий лист
Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Эпиграф к уроку:
В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.
1.Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка
1.
2..
3.
2. ПРоверка д.з.
Поведение Фильки Реакция коня
1.
2.
3.
4
3. Черты Фильки «Да ну тебя!»).
Отрицательные Положительные
1.
2.
3.
4.. Какое из высказываний, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.
Живи добрее, будешь всем милее (пословица).
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).
.
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
(Это золотое правило нравственности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Постигая трудность добром…» (сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)
материал о проведении урока литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс
В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...
открытый урок по литературе по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок составлен для учащихся 5 класса. Соответствует современным требованиям урока литературы. Самое главное, чтобы ребята становились чуткими к проблемам других людей. Чтобы они были отзывчивыми и доб...
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...
