«Постигая трудность добром…» (сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Кузнецова Евгения Владимировна

материал о проведении урока литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyoplyy_hleb_5_kl..doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Постигая трудность добром…»

(сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)

Цель:  познакомить учащихся с биографией К. Паустовского; умение «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, анализируя сказку; воспитывать доброту и чуткость через восприятия произведения.

                          Ход урока.

Он не был сказочником…

Он был рассказчиком,

                                        который облегчал рассказом трудность добра

В.Шкловский.

Оборудование: портрет  К.Паустовского, тексты с рассказом «Тёплый хлеб».

1.Вступительное слово.

-Константин Георгиевич Паустовский…

С этим именем мы встречались ещё в начальной школе, когда читали его произведения с удовольствием, с улыбкой; вслед за автором пробирались по глухим лесам и болотам, вместе с ними ждали, когда на удочке затрепещет золотой линь, слушали, как звенит и шумит лес.

-Так кто же такой Паустовский? (биография Паустовского).

2.Сценка из произведения Паустовского « Тёплый хлеб». Из какого произведения фрагмент.

3. Работа по содержанию текста, более подробно:

-Что же случилось в деревне Бережки?

-Появился раненый конь. (История коня)

-Кто главный герой? Какой он? Что с ним случилось?

-Какие животные описаны в  сказке?

-Как автор описывает пейзаж?

-Почему  «Тёплый хлеб» - сказка? Что сказочного?

-Всё от рук человеческих, его труда, его сердца. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить только добром, любовью и трудом.

Совершить зло легко. Смысл эпиграфа к уроку? Осознать содеянное, раскаяться, исправиться доступно немногим.

-Физминутка. Однажды в избушке сидела старушка

                        И вдруг из окна убежала избушка

                         Старушка с соломой на рынок ушла

                         Избушка её у окошка ждала.

4.А теперь проверим, как  вы внимательно читали сказку.

Викторина по сказке (я задаю вопрос – вы мне ответ). За каждый правильный ответ ученик получает житончик.

1.Какой масти был раненый конь? (вороной)

2.Кто взял себе коня? (Мельник)

3.Какое прозвище имел Филька? (Ну, тебя)

4.Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (Кинул в снег).

5.Что случилось в природе после этого? (метель и сильный мороз).

6.Сколько лет назад был такой же мороз? (сто).

7.Отчего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы).

8.Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (К Панкрату).

9.Что посоветовал Фильке Панкрат? (Изобрести изобретение от стужи).

10.Сколько времени дал Фильке Панкрат? (час с четвертью).

11.Кто был свидетелем Фильки и Панкрата? (сорока).

12.Что понёс Филька раненому коню? (буханку  свежего хлеба)

13. Что конь сделал после того, как съел хлеб? ( Положил голову на плечо Фильке).

5.Произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки. Злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.

Сочинение-миниатюра: «О чём заставила задуматься меня сказка К.Паустовского « Тёплый хлеб»? (под музыку Свиридова «Метель»).

Приложение. Заключительное слово.

Ребята, а что можно сказать о человеке, который написал эту сказку? Что его отличает от других?

Всё хорошо в этом мире – от доброты людской, от щедроты их сердец. Завещание потомкам звучат строки писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолётная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок. Я приму эту как величайший и незаслуженный дар и унесу её с собой в тот непонятный мир, где нет « ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством Константин Георгиевич Паустовский заслужил эту улыбку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тарко-салинская средняя общеобразовательная школа №2».

Тема: «Постигая трудность добром…»

(по сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс.)

Кузнецова Евгения Владимировна,

 учитель русского языка и литературы.

Тарко-Сале 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К .Г. Паустовский "Тёплый хлеб" презентация

Презентация к открытомуй уроку литературы в 5 классе по теме "К. Г. Паустовский "Тёплый хлеб" по учебнику -хрестоматии под редакцией В. Я. Коровиной....

Нравственные уроки по сказке- были К. Паустовского " Тёплый хлеб"

Разработка урока по литературе в 5 классе с использованием личностно-ориентированной развивающей технологии, с использованием ИКТ....

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению, обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №3

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет  учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...