К .Г. Паустовский "Тёплый хлеб" презентация
презентация к уроку (литература, 5 класс) по теме

Дылье Ольга Николаевна

Презентация к открытомуй уроку литературы в 5 классе по теме "К. Г. Паустовский "Тёплый хлеб" по учебнику -хрестоматии под редакцией В. Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_g_paustovskiy.doc56.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Урок                        К Г Паустовский. «Тёплый хлеб».

Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:

1) образовательные: формировать умения:

а) анализировать художественное произведение; 

2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей обогащению их словарного запаса;

3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

                                             Ход урока.

 1. Орг. момент.

Звучит песня «Если добрый ты».

Тема урока. Целеполагание.

2. Работа по теме урока

Слово учителя                

  -  Я неслучайно начала урок с этой, известной всем нам,  детской песни.   В ней есть слова,  точно отражающие  главную мысль  сказки Паустовского «Тёплый хлеб» -«Если добрый ты, это хорошо»                                                                                                                                                                             -Как вы понимаете  слово добро? Ответ учащихся:                                                                                                                                   -По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.                             -Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете  слово добро.                                                               Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображено  добро.                                                                                                    -Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла?                                                                           - У добра цвета яркие: красные, розовые,  голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным,   чёрным.                                                                                Наш урока имеет подзаголовок: “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.      

ЭПИГРАФ.                                                                                                                                                                                                               Немало встречается злого                                                                                                                                                                                         В любой человечьей судьбе                                                                                                                                                                          А скажут лишь доброе слово –                                                                                                                                                                       И легче на сердце тебе.                                                                                                                                                                      Но доброе слово такое                                                                                                                                                                                   Не каждый умеет найти,                                                                                                                                                                                 Чтоб справиться другу с тоскою,                                                                                                                                                                                                Невзгоды осилить в пути.                                                                                                                                                                     Нет доброго слова дороже,                                                                                                                                                                            Заветного слова того,                                                                                                                                                                                       Но редко, друзья мои, все же                                                                                                                                                                                    Мы вслух произносим его.                                                                                                                                                                 - Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока.                                                                                                     -  Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)                                                                                                                                 - Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.                                                                                                                                                                                                   Рассказ о писателе

Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет.  Заслушивался рассказами  о Запорожской Сечи,  песнями,  историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в  Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом.  Начал заниматься литературой.  Он много писал для детей. К числу таких произведений относится сказка «Тёплый хлеб».

Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

- Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки  К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».                                                                                                                                                                                                     Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста

1) Почему конь остался в деревне?                                                                                                                                                               А)   Его ранили. Б)    Так захотел Панкрат. В)   Конь не захотел идти дальше.                                                                                        2) Какая кличка была у Фильки?                                                                                                                                                                   А)   «Ничего не знаю».  Б)    «Да ну тебя!».          В)   «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А)   О том, как она обидела когда-то солдата.   Б)    О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.                           В)   О том, как закончилась война.  

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?                                                                                                                             А)   Началась митель.            Б)    Было наводнение.        В)   Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?                                                                                                                                                                   А)   Он не хотел меняться.               Б)    Накормил всех.         В)   Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) О чем рассказывала сорока над плотиной?                                                                                                                                       А)   О том, что она разбудила летний ветер.     Б)    О том, что Филька – плохой человек.                                                            В)   О том, что она самая умная.

7) Когда заработала мельница?                                                                                                                                                              А)   Вечером.   Б)    Она сломалась навсегда.   В)   Летом, когда потеплело.

8) Как Филька помирился с конем?                                                                                                                                                                                             А)   Попросил у него п      Б)    Он принес   ему свежего хлеба с солью.         В)   Он покормил его морковкой.                      

9) О чем сказка «Теплый хлеб»?                                                                                                                                                               А)   О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.   Б)    О злых колдунах                                                                                      В)   О путешествии на необитаемый остров

10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?                                                                                                                      А)   Нет ничего отважнее, чем победа над собой.     Б ) Язык до Киева доведет.  В)   Делу – время, потехе – час.

Проверка.            Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7А, 8Б, 9А, 10А.

  Беседа по вопросам.

-Как начинается сказка?  Расскажите историю коня.

 -Кто такой Филька?  -Почему его прозвали «Ну тебя»?  Как вы думаете, Филька был злой?

 -Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конём?      Чтение  учеником отрывка со слов «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «Воды нет, мука у всех вышла…»             По ходу чтения  -запись звука метели                                                                                                                      -Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки  завыл  ветер?                                                                                          -Что слышит Филька в этом завывании?                                                                                                                                          -Какие  средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

Учащиеся находят в тексте

олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой.

сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.

эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.

  Чтение   учителем  диалога бабки и Фильки                                                                                                                                                                    -Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи.                                                                                      -Что эта история помогла понять Фильке?                                                                                                                                                      -Что происходит дальше?                                                                                                                                                                                                   -Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», -сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?

Чтение в лицах диалога Фильки и Панкрата.

-Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс:  А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает».                                                                                                                                                                                          - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся?                                                                                                        - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?

Пересказ истории старой сороки                                                                                                                                                                          - Кто же помог спасти жителей деревни – сами люди или старая сорока?                                                                            -Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?

      Чтение финала сказки и беседа.                                                                                                                                                                                           - Как Филька помирился с раненым конем?  Работа с иллюстрацией.                                                                                                                                                     - Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»?                                                                                                                                                         - Как изменился Филька?                                                                                                                                                                            Почему сказка называется «Теплый хлеб»?            

         Словарная работа.                                                                                                                                                                                  Значение слова тёплый по словарю:

 А) дающий, источающий тепло ;

 Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);

 В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната);

 Г) отличающийся  внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

 -В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке?                                                                                                                      -Какое тепло хранит в себе хлеб?                                                                                                                                                                    -Когда же хлеб становится тёплым?    (Общая радость, когда согреет теплом души).         

Мудрые мысли.  Объяснение смысла выражений.                                                    

    Как аукнется, так и откликнется.

   Каков привет, таков и ответ.

   Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).

  Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

(Это золотое правило нравственности).

   Умение прощать – свойство сильных.  Слабые никогда не прощают.

   Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

-Какое выражение в большей степени соответствует  сказке «Тёплый хлеб»?  

Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К. Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

-Так в чём мудрость этой простой сказки?

 /Злое дело обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. /

3. Итог:   –Понравилась ли вам сказка? Достигли ли мы цель урока?

4. Д/З – А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: понять нравственные уроки сказки, увидеть нераз- рывное единство природы и человека.

Слайд 2

По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

Слайд 3

всё лучшее своей души В дела ты добрые вложи

Слайд 4

Немало встречается злого В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его. Марк Шехтер

Слайд 5

1892 - 1968

Слайд 8

Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.

Слайд 10

А) дающий, источающий тепло ; Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер); В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната) Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый .

Слайд 11

Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ. Люби ближнего своего (из заповедей Божьих). Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтоб поступили с тобой. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Слайд 12

« О чём заставила меня задуматься сказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Слайд 13

Напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью . Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами