Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

 

Цели урока:
Обучающие:
Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности

Развивающие:
Развитие творческого потенциала учащихся. Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.

Воспитательные:
Воспитание нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного и чуткого отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_2_uroka_literatury_v_5_klasse_po_skazke_k.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Урок №2

Цели урока:
Обучающие:
Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности

Развивающие:
Развитие творческого потенциала учащихся. Развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп.

Воспитательные:
Воспитание нравственных качеств учащихся, воспитание уважительного и чуткого отношения к природе.

                                                    Ход урока.

1) Оргмомент.

2) Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.

- Каким образом конь очутился в деревне Бережки?

- Кто приютил и вылечил коня ?

- Что это был за человек? Опишите его. Зачитайте описание автора.

- Зачем Панкрат разрешал коню ходить по деревне побираться?

-Почему Фильке дали такое странное прозвище «Ну тебя»?

- Какое время года было на дворе тогда, когда конь постучался в калитку к Филькиной бабушке?

- Что делал Филька в это время?

- Как Филька встретил раненого коня?

-Что произошло после того, как Филька закинул хлеб в снег? (Выразительное чтение)

- Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка?

- Как бабка объяснила причину такой природной катастрофы? Что произошло сто лет назад?

- Как вы думаете, понял ли Филька свою вину перед конём и перед всей деревней по окончании бабкиного рассказа?

- Сколько времени Панкрат дал Фильке на придумывание способа спасения деревни от мороза?

- Что делала тем временем сорока?    

- Опишите её путешествие . (Ученик читает со слов «Потом она боком, озираясь, поскакала..» до «…куда ж это в такую страшную ночь подалась сорокая?»).

- Что придумал Филька для спасения деревни?

- Как «отреагировала» погода на дружную работу мальчишек и стариков, скалывающих лёд? Понаблюдайте, как создается впечатление тепла в эпизоде спасения мельницы.

 Здесь часто повторяется определение "теплый" и его синонимы: "теплый ветер", "становилось все теплее", "горячая мука", "жаркий печной огонь", "теплый хлеб".

- Сравните, какие определения преобладали в эпизоде "Жестокий поступок Фильки"?

 "Пронзительный ветер", "мерзлая солома", "снежная пыль", "колючий, лютый мороз" - определения, передающие холод, наступивший в деревне.

 Как видим, тепло является в сказке синонимом добра, а мороз, стужа - синонимом зла. -Сделайте вывод, что помогло людям преодолеть лютый холод, спастись от неминуемой смерти?

 Совместный труд, взаимопомощь, тепло, доброта человеческих сердец помогли преодолеть беду, победить мороз.

- Как произошло примирение Фильки с конём? Опишите эту сцену (ученик зачитывает со слов « Панкрат отворил ворота сарая…» до «… и закрыл глаза от сытости и удовольствия»).

- Какие фантастические, нереальные элементы вы заметили в «Тёплом хлебе»? ( Говорящая сорока, некоторые описания природы – возникновения метели).

- Какие герои реалистичны? (Филька, его бабка  и т.д.).

- Охарактеризуйте Фильку в начале сказки и в конце. Что заставило его измениться? Стали бы вы дружить с таким Филькой, каким он был в начале?

- Как вы понимаете  название сказки «Тёплый хлеб?» Здесь «тёплый» значит не только «нехолодный» («Тёплый»- значит данный доброй рукой, от души).

- Что общего у сказки К.Г.Паустовского с русскими народными сказками?

 

3) Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

  - Что особенно сегодня понравилось на уроке?

 4) Домашнее задание. Мини-сочинение на тему: «Как я отношусь к Фильке?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)

Цели урока:·         познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...