Преподавание литературы с элементами риторики как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся.
статья по литературе (5 класс) на тему

Материал по поточно-групповому методу обучения литературе: статья представляет краткий анализ опыта работы в рамках муниципальной модели  "Основная школа - пространство выбора" по направлению "литература и риторика" в 5 классе, знакомит с некоторыми формами работы на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки литературы с элементами риторики как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся.

В рамках проекта ММОШ «Основная школа – пространство выбора» предлагается   поточно-групповой  метод обучения, что и было  внедрено в нашей школе на  параллели 5х классов по предмету литература. В зависимости от способа деятельности детям было предложено 6 групп, одну из которых – литературу и риторику – вела я. Чем объясняется выбор такого направления?

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» в качестве одного из  метапредметных  результатов называет   умение грамотно организовывать коммуникацию (диалог, дискуссию). Конечно, и литература как учебный предмет  формирует  речевую культуру учащихся, их коммуникативные навыки, но использование на занятиях элементов риторики делает более  успешным речевое развитие учащихся, их готовность и способность к речевому взаимодействию в соответствии с ситуацией общения, поскольку цель риторики как учебного школьного предмета - обучение успешному общению.

Отметим,  какие характерные для риторики приемы работы применялись на уроках литературы в 5 классе (указанные далее методы и приемы работы предлагает учебник «Школьной риторики» под редакцией Ладыженской для 5 класса).

  Успех устной речи во многом зависит от ее преподнесения слушателям. Поэтому в начале урока проводятся речевые разминки, способствующие совершенствованию навыков владения своим речевым аппаратом. Речевые разминки включают в себя  дыхательные, артикуляционные и дикционные  упражнения, которые всегда  занимательны, носят игровой характер и являются мотивационным моментом, помогают быстро и непринужденно всем включиться в работу. Например, «Произнеси шепотом, но отчётливо…», «Задуй свечу» (для развития дыхания); «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Не сломай язык» (проговаривание скороговорок).

Пятиклассники получают представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах

1) КТО говорит

2) КОМУ говорит

3) О ЧЕМ говорит (содержание высказывания)

4) ЗАЧЕМ говорит (задача, цель высказывания)

В дальнейшем речевое поведение строится с учетом этих компонентов.

Используется такой прием работы, как риторический анализ устных и письменных текстов, который предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (Кто, кому, что, зачем сказал; что хотел сказать; что сказал ненамеренно.) Обсуждение этих вопросов позволяет проанализировать,  в какой мере говорящему или пишущему удалось решить свою коммуникативную задачу, то есть насколько его речь была эффективной.

Учащимся нравятся импровизационные риторические (коммуникативные) задачи,  неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь (Придумайте фразы, которыми  вы успокоите литературного героя…; сочините и разыграйте  диалог с персонажем произведения; вы на встрече с героями произведения: что им пожелаете и почему…). Подобные риторические задачи вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что немаловажно  для того, чтобы оно было эффективным.

Нередко использовались на уроках риторические (коммуникативные) игры, в которых ребенок, выполняя в заданных воображаемых ситуациях различные речевые роли, овладевает средствами выражения своих мыслей и чувств, учится межличностному и групповому общению. Весело, интересно проходят игры «Бином фантазии», «Визит инопланетян», «Снежный ком», «Задуманное слово», «Сочиняем почемучку», «Колпак мой треугольный».  Таким образом, коммуникативные игры помогают учителю создать в классе атмосферу свободного речевого общения.

Названные приемы работы часто предполагают парную или групповую работу учащихся, что и нередко практиковалось на занятиях.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, то есть понять язык невербального общения, которое ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает истинное лицо говорящего. Поэтому надо учиться понимать и этот язык. Обращаем внимание на такие невербальные элементы  общения, как мимика и жесты. «Конкурс мимов» ставит перед участниками задачу: показать часть прочитанного текста так, чтобы учащиеся узнали эпизод. А можно предложить задание наоборот: представить выразительно почти каждое слово данного текста.

Научить школьника обладать  хорошо  поставленным  голосом,  правильно излагать   собственные   мысли   в  устной  и  письменной  форме,  уметь выражать свои эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  развивать у него умение общаться – сложное и  кропотливое дело, требующее от  учителя  напряжённого  труда. Использование   элементов риторики на уроках литературы способствует эффективному формированию коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.

"Усвоить науку можно лишь тогда, когда она поглощается с аппетитом"   Анатоль Франсуа Тибо...

Преподавание нелингвистических дисциплин на французском языке как средство активизации коммуникативных навыков владения иностранным языком.

Роль преподавания нелингвистических дисциплин  – привести учащихся к лучшему знанию и пониманию составляющих различных уровней европейского пространства и обогатить разнообразие представлений уча...

Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы

Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нов...