Исторические прототипы женских образов в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Капустина Евгения Ивановна

Данная разработка урока расширит круг знаний учащихся о женщинах – декабристках, образы которых стали прототипами в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskie_prototipy.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Исторические прототипы женских образов в поэме Н.А.Некрасова

«Русские женщины».

 

Тема: Исторические прототипы женских образов в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Цель урока: расширить круг знаний учащихся о женщинах – декабристках, образы которых стали прототипами в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».    

 Вызвать желание прочитать имеющуюся о них литературу.

 Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, умение сделать правильный нравственный выбор в жизни.

Оборудование:  интерактивная доска, портрет Н.А. Некрасова и его поэма «Русские женщины»; репродукции картин Н. Бестужева, посвященные женам декабристов; выставка книг о декабристах и их женах;

Музыкальное оформление:  музыка Глюка.

Эпиграфы: 1. Пленительные образы! Едва ли

                        В истории какой - нибудь страны

                        Вы что – нибудь прекраснее встречали.

                        Их имена забыться не должны.

                                                                                   Н.Некрасов

                    2.Они были нашими ангелами- хранителями.

                                                                                    А.Е. Розен                

                                 

                                         Содержание урока

 Вступительное слово учителя.

    Есть в истории каждого народа события, значимость которых не переоценивается, несмотря на смену эпох. Но едва ли есть страна, кроме России, в которой не только историческое событие, а и отклик на него взволновали и продолжают волновать не только соотечественников, писателей, поэтов, но и художников, композиторов, сценаристов – режиссеров.

(Звучит музыка Глюка)

 189 лет (2014г) прошло с того дня – 14 декабря 1825 года  - восстания декабристов, участниками которого были мужчины дворянского сословия, за что сурово поплатились. Имена многих из них поспешили вычеркнуть из памяти даже родственники. Но реакция жен и невест изумила царя, ошеломила великосветское общество, единодушно осудившее «царских преступников», вызвала восхищение у простого народа. Эти хрупкие, нежные, молодые женщины, узнав, что их мужья и женихи за участие в восстании осуждены на каторгу, решили разделить их участь.

Поэт Н.Некрасов восторженно писал:  (слова 1-го эпиграфа).

А декабрист Андрей Евгеньевич Розен назвал их «ангелами - хранителями». (Музыка замолкает)

Цель нашего урока  - расширить ваши знания о подвиге женщин- декабристках; вызвать желание прочитать о них художественную литературу, умение сделать правильный нравственный выбор в жизни.

 

Слайдовые презентации и сообщения учащихся о женах декабристов:

  1. Екатерина Ивановна Трубецкая.
  2. Александра Григорьевна Муравьева
  3. Александра Ивановна Давыдова.
  4. Прасковья Егоровна Анненкова.
  5. Камила Иванеева
  6. Мария Николаевна Волконская.

Слово учителя (класс работает в тетрадях; звучит музыка Глюка)

«Кто…может достойно воздать вам, чудные ангелоподобные существа!»- писал в середине XIX века декабрист А. Беляев. А уже в 1872 – 1873 годах вышла поэма А. Некрасова «Русские женщины».

О них немало строк в историческом романе М. Марича «Северное сияние».

К 150-летию восстания декабристов им посвятил художественный фильм «Звезда пленительного счастья» Режиссер- постановщик В. Мотыль

А вскоре вышла книга Марка Сергеева «Подвиг любви бескорыстной».

С особой теплотой и нежностью рассказывает о них в своей книге «Декабристы» болгарка Бригита Иосифова.

Думается, что и наступивший XXI век не останется в долгу. Всегда есть в жизни место подвигу (Музыка замолкает)

Групповая работа учащихся по вопросам поэмы Н.Некрасова «Русские женщины» (задания даны на карточках по 1 части поэмы Н.Некрасова «Княгиня Трубецкая»)

Выступление учащихся и подведение итогов работы в группах.

     Выводы: Княгиня Трубецкая, преодолев  внутреннюю борьбу, разрывает   связь с привычной жизнью; с местом, где родилась; с родными и делает нравственный выбор в пользу восхождения к подвигу, следуя за своим мужем на каторгу.

    Слово учителя. А способны ли мы, современные люди, на такой решительный шаг во имя близкого и дорогого нам человека? На этот вопрос вы ответите в заключение урока.

Литературная игра (по II части поэмы Н. Некрасова «Княгиня М.Н. Волконская»)

Готовясь к этому уроку, класс получил задание:

Прочитать II часть поэмы «Русские женщины». Как усвоили содержание, покажет командная литературная игра.

В роли жюри выступят участники урока. Вопросы берут капитаны команд.

1. Я им завещаю альбом и цветы – с могилы сестры - …(сестры Муравьевой).

- Чья фамилия упоминается княгиней?

1. Во сколько лет стал полковым командиром отец Марии? (в 19 лет)

2. Кто из русских поэтов «почтил громкой строфой» отца Марии? (Жуковский).

2. Чем пленяла тогдашних красавцев юная княгиня? (большая коса, румянец, высокий рост, гибкий стан).

3. Кого прочил в женихи дочери старик Раевский? (генерала Волконского).

3. Чем обменялись Мария с мужем после первого свидания в крепости? (платками)

4. Как отнеслась семья Раевских к решению дочери уехать вслед за мужем? (убеждали, просили не уезжать)

4. Сколько языков знала Мария? (три)

5. «Да, еже ли выбор решить я должна меж мужем и сыном – более…»

-Кого же выбрала Мария и почему? (мужа – пока сын маленький, отца ему заменит дедушка; а когда подрастет, он поймет мать).

5. Кому отвезла сестра Марии письмо, написанное ею после принятого решения ехать к мужу? (К государю – царю)

6. каким был ответ царя? (он дал позволенье, хотя советовал остаться с сыном дома).

6. Что на прощанье сказал отец дочери? (через год возвращайся домой, не то – прокляну!..)

7. К кому решила заехать Мария, приняв решение отправиться к мужу в Сибирь? (в Москву к сестре Зинаиде).

7.Что устроила Зинаида Волконская в честь приезда к ней Марии? (пир)

8. Кто из гостей навеял воспоминания об отдыхе в Крыму? (Пушкин).

8. С кем встретилась Мария в далеком Нерчинске? (с княгиней Трубецкой).

9. О ком с большой благодарностью говорит княгиня: «…я бодрее с тобою несла мое непосильное бремя» (о народе)

9. Кто первым из декабристов узнал княгиню в подземелье, воскликнув: «Волконская!» (Трубецкой)

10. Что сделала Мария при встрече с мужем в подземелье? (встав на колени, поцеловала его оковы)

10. Что на прощанье сказал муж по-французски? («увидимся, Маша, - в остроге!...»)

Рефлексия:      Вслед за мужьями в Сибирь…

                          Во имя чего?...( Написать эссе )

     Подведение итогов урока. Озвучивание своих эссе.

 Домашнее задание: прочитать дополнительную литературу о женщинах – декабристках. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Русские женщины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Женский подвиг» (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» ).

Открытый урок по литературе в 8-м классе....

Проект "Исторические прототипы героев былин"

Проект "Исторические прототипы героев былин" представляет собой исследовательскую работу учащихся  6-го класса , цель которой -систематизация представлений об исторических прототипах героев русск...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...