А.С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа. Исторические прототипы героев романа.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

конспект и презентация к уроку литературы в 8 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа Исторические прототипы героев

Слайд 2

Цели и задачи урока: Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе . Задачи: Познать прошлое, увиденное глазами известного писателя; Способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ ; Обратить внимание на историческое прошлое России; Вывести определение таких понятий как «честь», «милость», «добро», «благородство»

Слайд 3

У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца. А. Т. Твардовский

Слайд 4

Емельян Иванович Пугачев Николай 1

Слайд 5

Маршрут пути А.С. Пушкина в 1833 году

Слайд 6

«История Пугачевского бунта» написана в Болдине в 1833 году; Опубликована в 1834 году; Название присвоил император Николай 1

Слайд 7

Каков же жанр «Капитанской дочки»? « Роман мой основан на предании …»; роман – это «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании »; Пушкин считал произведение историческим романом, однако из-за малого объема его принято считать повестью

Слайд 8

Петр Гринев Прототип – офицер Башарин ; Подозревался в связях с Емельяном Пугачевым; Был оправдан и освобожден

Слайд 9

Маша Миронова Дочь капитана Белгородской крепости; чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам

Слайд 10

Емельян Пугачев Умный, с большой смекалкой и проницательностью; Помнить добро, оказанное когда-то; НО: Жестокий и беспощадный палач; Злодей поневоле.

Слайд 11

Савельич Выходец из народа; Любит своего господина по-отечески; Исполнен чувства собственного достоинства и благородства.



Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

История создания романа. Исторические прототипы героев романа.

Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

Задачи:

Обучающие:

     1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта;

     2. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

      3. Способствовать формированию понятий "историческая повесть", "художественный образ;

Развивающие:

  1. Формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя;
  2. Создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
  3. Способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;
  4. Организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;

Воспитательные:

      1.Развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;

      2.Побуждать к активной положительной деятельности;

      3.Способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

      4.Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство";

      5. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

Ход урока:

  1. Слово учителя

«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», — так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.

Другой замечательный русский поэт М.И. Цветаева, с ранних лет полюбившая Пушкина и пронесшая эту любовь и интерес к его творчеству через всю жизнь, написала эссе «Мой Пушкин». «Пушкин — наше все», как сказал критик Ап. А. Григорьев. Пушкин принадлежит всей России, всему миру. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет», — сказал поэт Ф.И. Тютчев.

С середины 1832 года Александр Сергеевич Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Император Николай 1 разрешил поэту ознакомиться с секретными материалами о восстании, а также о действиях властей по мерам его подавления.

Пушкин изучает неопубликованные документы из семейных архивов и частных коллекций. Он отыскал многое. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии писем и именных указов Пугачева, выписки из донесений о боях с отрядами Пугачева. С разрешения императора в 1833 году Пушкин выезжает в те места, где происходило восстание. Он побывал в Казани, Симбирске, Оренбурге. Там Пушкин посетил места боев, встретился с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1884 году под названием «История Пугачевского бунта». Название произведению присвоил сам император.

Однако Пушкин задумал написать и художественное произведение о пугачевском бунте.

Каков же жанр «Капитанской дочки»? Передавая цензору рукопись, Пушкин писал так: «Роман мой основан на предании…». По мнению Пушкина, роман – это «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. Однако, произведение по объему небольшое, поэтому его принято считать повестью.

Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет, менял имена героев. Сначала героем задумывался молодой дворянин, согласившийся служить Пугачеву. Пушкин изучал историю дворянина Шванчича, который добровольно перешел на сторону восставших. Эта фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнью изменщика бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников».

А вот главный герой Гринев был создан автором на основании реальной истории офицера Башарина, взятого под стражу властью. Его подозревали в связах с Емельяном Пугачевым, но позже это не подтвердилось. Его оправдали и освободили.

Главная героиня романа – Мария Миронова, дочь капитана Белгородской крепости. Именно из-за нее дерутся на дуэли Гринев и Швабрин, хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петру родители запретили и думать о женитьбе на бесприданнице, а бесчестному Швабрину нет места в сердце девушки. Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться ее благосклонности. В Маше собраны лучшие черты характера русской женщины: чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам. Когда Гринева арестовали по подозрению в сочувствии Пугачеву, Мария доходит до самой императрицы Екатерины II – непростое по тем временам дело. Ей удается добиться своего. Петра милуют.

Емельян Пугачев – один из самых ярких героев повести. Его Пушкин показывает с двух сторон. Один Пугачев – это умный, с большой смекалкой и проницательностью мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность за это.

С другой стороны, Пугачев – это жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на казнь. Повесть «Капитанская дочка» дает понять, что Пугачев – злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же. Однако он прилагает все силы, мужество и упорство для успеха восстания. Он понимает какую опасную игру затеял, и какова цена расплаты в случае проигрыша. Пугачев назвал себя «царем-избавителем», но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя как повелитель и избавитель. Последняя встреча Пугачева с Гриневым происходит в последние минуты перед казнью.

Еще один яркий герой повести – Савельич, выходец из народа. Крепостной Савельич свято верит, что рожден, чтобы служить своему молодому господину.   Но его служба господам – это не раболепие. Он исполнен чувства собственного достоинства и благородства. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, опекает его и страдает от его несправедливых упреков.

  1. Работа по вопросам:

 - В чем состоит сложность определения жанрового своеобразия произведения? Как определил свое творение Пушкин? К какому жанру отнесли его историки литературы? Почему?

- Какое произведение послужило основой для написания повести? Какую роль сыграл император Николай I в создании «Истории Пугачевского восстания»?

- Какие черты исторической повести в произведении вы можете отметить?

- Назовите исторические личности, которые встречаются в произведении? Прототипами каких людей выступили Гринев и Швабрин?

- Как относится Пушкин к образу Марии Мироновой?

- Какую роль сыграл Савельич в становлении образа Петра Гринева?

  1. Домашнее задание:

 Прочитать главы 1-3; составить сопоставительный анализ Петра Гринева и Швабрина; найти и записать определение понятия «художественный образ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Капитанская дочка». История создания. Проблематика.

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)   Предмет : литература Тема урока: « Капитанская дочка». История создания. Проблематика. Тип урока: урок новых знаний ( урок пр...

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. Исторические события и герои на страницах повести.

Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся  с историей создания повести  "Капитанская дочка"; сформирует мение  работать с архив...

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания.

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания. "Восстание Емельяна Пугачёва". Презентация представлена в сокращённом варианте....

Презентация по истории создания романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

История создания романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Методическая разработка учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 кл...

А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Характеристика героев и их прототипы.

В данной работе вы найдете краткие характеристики героев романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и информацию об их прототипах....

презентация А.С.Пушкина Капитанская дочка. История Пугачева

laquo;Историю Пугачева» А.С.Пушкина  создавал одновременно с романом «Капитанская дочка». Два произведения - историческое и художественное - обогащали друг друга. Обретенная в ...