самоанализ педагогической деятельности
материал по литературе (5 класс) на тему

Денисова Жанна Михайловна

Материал для аттестации педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_2.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                  выполнила: учитель русского            

                                                                                  языка и литературы высшей

                                                                                  квалификационной категории

                                                                                  Денисова Жанна Михайловна

                                                                                   

                                                                       

     Ключевая цель работы нашего учебного заведения – совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе принципа гуманизации образования. Мы обращаемся к ребёнку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самореализации и самоопределению, поэтому я  чётко представляю то, что представляет собой ребёнок, какие структуры определяют его субъективные позиции, какие качества следует у него развивать

    К происходящим изменениям я отношусь позитивно и готова работать в новых условиях. Ведущий принцип моих взаимоотношений с учащимися – сотрудничество. Ответственность за качество лежит в первую очередь на мне и моих учениках, именно им необходима помощь и поддержка в работе над развитием качества. Для решения указанной проблемы необходимы повышение моей квалификации ( в методической, социальной, коммуникативной областях), регулярность информационной связи с родителями, изменение работы с общественностью, внедрение инноваций в школьную жизнь

     Данный подход отражает основные направления работы школы: в отношении учащихся – подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, поддержка мотивации учения; в отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий;

в отношении социального окружения – формирование соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг.

     Мои цели как учителя- предметника – обеспечить уровень подготовки обучающихся согласно требованиям государственных образовательных стандартов, способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, формировать стремление к сотрудничеству, помочь созданию устойчивой познавательной мотивации, которая может стать условием профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

    Главная моя задача, решаемая не только в межаттестационный период, но и на протяжении всех 20 лет работы в школе – дать ученику максимум знаний по предмету, переросла в проблему поиска эффективных методов и приёмов  овладения и совершенствования ребёнком путей постижения коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой ключевых компетенций. Опыт работы с детьми позволил обобщить некоторые закономерности: из класса в класс увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции; происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция; компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные образования. Я пришла к глубокому убеждению, что узловой пункт новой культуры учения составляет работу и учёбу на основе собственной ответственности учеников. Цель – эффективное достижение вершины всего пути учения – ключевых компетенций. При такой форме организации преподавания, когда учитель выделяет главное, анализирует, спрашивает, контролирует, организует обучение какими-то иными методами, ученики могут приобрести ключевые компетенции в незначительной степени, поэтому, на мой взгляд, обучение на основе собственной ответственности крайне необходимо.

                   Результаты разрешения проблем

Дата

тема

Вид обобщения

2004-2005уч. г.

ЗУН в новых условия преподавания литературы

Выступление на методическом совете

2005-2006

уч. г.

Создание условий для профессионального самоопределения

Выступление на педсовете

2006-2007

уч. г.

Ситуация успеха на уроках русского языка

Выступление на методическом совете

2006-2007

уч. г.

Обучение родителей

Доклад на пленарной часть кустового МО

2007-2008

учебный

год

 Основные этапы, направления, содержание, формы и методы работы с родителями.

Подготовка и проведение педсовета

2008-2009

уч. г.

Технология формирования критического мышления у школьников

Подготовка и проведение методического совета

2008-2009 учебный год

Педагогические критерии успешности учителя

Выступление на педсовете

2008-2009

учебный год

Рационализация работы с учебником

Выступление на методическом совете

2008-2009

учебный год

Родительская любовь

Выступление на общешкольном родительском собрании

 Результаты такого подхода к обучению учащихся: повышение ответственности за конечный результат; умение организовывать свою работу; входить в группу, вносить свой вклад; стабильность качества знаний; возможность реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности; позитивное отношение родителей.

    Урок искусства по теме « Театр и устройство государственных построек Древней Греции» в 10 классе я представляла в 2009 году на районный конкурс методических разработок по направлению: формирование культуроведческих компетенций, за что получила благодарность; участвовала в краевом конкурсе методических разработок «Большой Алтай» в 2008году; в ноябре 2008 года я награждена за плодотворный и творческий труд в системе образования района грамотой Комитета по образованию.

    Уровень своего мастерства я повышаю регулярно путём посещения курсов АКИПКРО(2000г.- Инновации в содержании и методике обучения русскому языку в 5-9 кл., 2004г. –Система подготовки выпускника к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, 2008г. – Введение в должность. Управление школой в условиях реализации КПМО, 2009г.- Личностно-ориентированный подход к обучению в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы)общение с коллегами, посещения их уроков, участия в педсоветах, методических советах (описано выше), чтение педагогических изданий (изучение методических и научных статей по педагогике, психологии, филологии), самообразование. Я активно участвую в работе МО, являюсь руководителем ШМО гуманитарного цикла, являюсь членом школьной аттестационной комиссии, членом медико-педагогического консилиума, членом районной экспертной комиссии ГИА. Готовлю и провожу открытые уроки(«Причастие» в 7 кл., «Внимая ужасам войны…». «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого в 10 кл., Смотр знаний (урок систематизации и обощения). Синтаксис в 5 кл., Обособленные и уточняющие члены предложения  в 8 кл., Употребление наречий в речи в 7 кл.и др.)и внеклассные мероприятия ( о них сказано ниже).

    Содержанием образования детей на моих уроках является поиск знаний самостоятельно из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; решение орфографических задач; применение знаний и умений в практике правописания; развитие интеллектуальных и творческих способностей; самореализация; самовыражение в различных областях человеческой деятельности; совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

   В условиях реализации мною личностно-ориентированного подхода в обучении обеспечивается вариативность содержания, методов, форм, приёмов. Основу вариативности составляют ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей учащихся, учёт их интересов через организацию изучения элективных курсов, оказание индивидуальной педагогической и психологической помощи детям, имеющим различного рода проблемы. Время требует от меня максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать решение и нести ответственность за свои поступки. Для диагностики мотивации учебной деятельности учащихся и выявления их познавательного интереса использую методики, описанные Долженко Ю.А.: познавательный интерес, изучение читательских интересов школьников, изучение признаков мотивации.

  Каждый ученик имеет право на получение качественного образования, которое в полной мере должно учитывать образовательные запросы и потребности. Методы обучения, которые я использую, опираются на деятельное начало, формирующее у детей основы рефлексивного, диалектического мышления: самостоятельная работа с литературой

при изучении нового материала, выполнение творческих заданий, введение тематических зачётов, укрупнение блоков усвоения, индивидуальная работа с учащимися, создание атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на учение

Вззаимодействие отношений детей нахожу в сочетании форм групповой и фронтальной работы, индивидуальной и фронтальной, индивидуальной и коллективной. Часто провожу нестандартные уроки: лекция, практикум, ролевая игра, семинар, «мозговой штурм» и т.д.

  По типу организации и управления познавательно деятельностью я опираюсь, прежде всего, на личностно-ориентированные технологии, так как они способны обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности, реализацию её потенциалов. Я достигаю следующие цели:

формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся; создание условий для проявления и развития индивидуальности; ориентация на формирование учебной деятельности;  формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, миру, окружающим, себе; создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга; обеспечение обратной связи

   Я работаю по программе М.М. Разумовской. Очень часто использую технологию формирования критического мышления, которая предполагает построить обучение так, чтобы ученик в процессе познания нового, стремлении понять незнакомое постоянно анализировал, классифицировал, систематизировал, выделял главное и второстепенное, сопоставлял и обобщал. Т.е. школьник всё время упражняется в логическом мышлении, что является одной из моих главных педагогических целей.      Ниже перечислены некоторые стратегии и приемы, которые помогли мне успешно развивать умение задавать вопросы у своих учеников: стратегия «Вопросительные слова», прием «Толстый и тонкий вопросы», прием «W», приём «Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»), стратегия ИНСЕРТ («Условные значки»)

В среднем звене использую игровые технологии. Игровую форму создаю на уроках при помощи приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Провожу развивающие, поисковые, творческие игры.

    За время работы в школе мною собран и систематизирован по классам и темам методический материал, который я использую на уроках, он постоянно пополняется. Использование ИКТ на уроках позволяет мне разнообразить формы работы с детьми, заниматься исследовательской работой, быть в курсе современных событий. Я использую тестирование как  один из методов контроля усвоения знаний, умений и навыков, т.к. он  имеет ряд преимуществ перед традиционными методами контроля, а именно: обеспечивает объективность контроля, исключает субъективный фактор, лёгкая обработка материала, развивает логическое мышление учащихся, внимательность.

    Планируя урок, я всегда обдумываю, как будет осуществляться обратная связь, какие коммуникативные компетенции я буду формировать. Стремлюсь создать атмосферу открытости, доверия, сотрудничества. Учебное сотрудничество: учитель-ученик, ученик-ученик ( в парах, тройках, группах),

учитель – учебный коллектив.

Сотрудничество является гибким общением, оно всегда предполагает возможность смены позиции ведущего и ведомого, демонстрирует готовность учеников к  процессу совместной деятельности. Использую приёмы взаимопроверки, взаимоконтроля, назначаю консультантов.

         Динамика качества по предмету

предмет

2006-07

2007-2008

2008-2009

Русский язык

35

41

46

литература

47

50

54

Литература Алтая

64

71

71

МХК

75

             Динамика успеваемости по предмету

предмет

2006-07

2007-2008

2008-2009

Русский язык

100

100

100

литература

100

100

100

Литература Алтая

100

100

100

МХК

100

      Результаты итоговой аттестации обучаемых

                          ГИА по русскому языку

Год

Средний балл

На 4 и 5

успеваемость

2008-2009

37,4

43%

100%

   Огромное значение для развития личности имеют приёмы и методы оценивания деятельности уч-ся. В основе моей оценки работ детей лежит не их сравнение, а видение сдвига, развития. В своей работе я применяю методы:

щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность, вера в творческие силы детей

Они направлены, прежде всего, на формирование у детей чувства успеха, уверенности в своих силах, защищённости; бесконфликтность учебной ситуации; участие коллектива в оценивании; постоянную возможность исправления и улучшения оценки.

    Важным фактором, влияющим на развитие детей и на выявление их скрытых способностей, является внеклассная работа, поэтому вне занятий сотрудничество учащихся друг с другом и со мной продолжается: проведение предметных недель; проведение конкурсов сочинений, стенгазет; участие в конкурсах исследовательских работ; поездка с детьми на родину В.М. Шукшина; оформление стенда в школе к юбилею В.М. Шукшина; подготовка и проведение общешкольных мероприятий: « Он жизнь свою как песню спел»( посвящённое В.М. Шукшину), «Знаете ли вы русских лингвистов?», «Дом, в котором ждут солдата» и др.; подготовка учащихся к районным, краевым, Всероссийским  конкурсам.

 Участие учащихся в мероприятиях и уровень их достижений

2006-2007

Районный конкурс сочинений

«Мой класс»

Кулакова Н.

Шипкова Т.

Свидетельство

Свидетельство

Районный конкурс

«Рождественская звезда»

Кулакова Н.

1 место

«Одиссея разума» районная интеллектуальная игра

Группа ребят

1 место

 Районный конкурс сочинений

 «Я бы в армию пошёл»

Ющук Н.

Шипкова Т.

Свидетельство

Свидетельство

Районный интеллектуальный марафон

Комарова Ю.

участие

«Первые шаги в науку»

Районный конкурс исследовательских работ

Ющук А.

Диплом

Районный конкурс «Письмо водителю-нарушителю»

Кузовников И.

Шипкова Т.

участие

участие

2007-2008

Районный конкурс сочинений

 «Мой классный –

самый классный»

Ющук А.

Шипкова Т.

участие

участие

«Одиссея разума» районная интеллектуальная игра

Группа ребят

2 место

Районный эколого-туристический слёт

- краеведческая викторина

Группа ребят

Безматерных Никита

3 место

1 место

Районный конкурс сочинений

 «Моя Республика»

Шипкова Т.

участие

Районный конкурс-презентация

«Моя Республика»

Наталичев В.

1 место

2008-2009

Краевой конкурс научно-исследовательских работ «Родословие моей земли»

Ющук А.

сертификат

Районный конкурс сочинений

«Слово о природе»

Кузовников И.

Волобуева К.

Шипкова Т.

участие

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

5чел. -7кл.

4чел.-9кл.

10 чел. -10 кл.

сертификаты

   Результатами участия становятся не только призовые места, но и радость общения со сверстниками, педагогическое сотрудничество.

   Взаимодействие с родителями стараюсь также строить на принципах сотрудничества, оказываю им квалифицированную помощь по вопросам обучения и воспитания. Информация об учебных достижениях сообщается родителям. Для успешного воспитания учащихся  я соединяю воедино свои усилия учителя, школы, семьи, снижая тем самым уровень стихийности семейного воспитания. В рамках работы с родителями использую следующие формы: родительские собрания, семинары, беседы, лектории, индивидуальные консультации, посещения на дому.

Трудности в моей профессии имеют субъективный и объективный характер:

малочисленность классов в сельской школе, слабая материально-техническая база, отдалённость от города, отсутствие работы в селе для родителей учеников, насаждение чуждых норм поведения и жизненных установок,

ухудшение здоровья учащихся, книжная продукция «вредного» качества ( краткое содержание произведений, сочинения по произведениям школьной программы, готовые домашние задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...