Литературно-музыкальная гостиная к 200-летию со дня рождения М.Ю Лермонтова.
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме
Это внеклассное мероприятие позволит углубить представление учащихся об исскустве, о взаимосвязях разных видов искусства и специфике литературы (поэзии) и музыки, расширить кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по предмету. | 2.15 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной гостиной
Цели проведения гостиной: углубить представление учащихся об искусстве,
о взаимосвязях разных видов искусства и специфике литературы (поэзии) и музыки, расширить кругозор учащихся.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции его картин, иллюстрации к произведениям.
Портреты композиторов: А. Варламова, А. Даргомыжского, Н. Римского- Корсакова, А. Рубинштейна.
На фоне звуков вальса Арама Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова открывается гостиная.
Ведущий: Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал,..
Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-нибудь.
Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языка, а французский и немецкий знал, как родной русский.
Учитель: 19 век- это время, когда музыка впервые - наравне с литературой-
прониклась идеями своего времени, и прежде всего, идеей народности. Это сказалось и в правдивом отражении жизни народа, и в стремлении говорить с народом на близком и понятном ему языке.
Какой бы жанр мы не упомянули- романс, опера, балет, симфония, камерная музыка,- везде русские композиторы сказали новое слово. Начало века- это годы расцвета романса. Видное место занимают романсы М.И. Глинки, А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва.
Поэзия М.Ю. Лермонтова привлекала многих композиторов. Сегодня вы услышите стихотворения поэта и послушаете романсы русских композиторов, написанные на его стихи.
Ведущий: М.Ю. Лермонтов- один из самых музыкально одарённых русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал колыбельные матери. В заметках 1830 года поэт писал: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если услыхал её, она бы
произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать». С детских лет
он знал русские народные песни, любил слушать музыку, рано освоил скрипку. Всё это не могло не отразиться в его творчестве. Он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню» 1840
Учащийся читает стихотворение.
В.Г. Белинский писал: «Слушая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в тоже время следишь взором за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою»
Предлагаем вашему вниманию романс на слова М.Ю. Лермонтова, музыка Гречанинова.
Русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы.
Например, стихотворение «Парус», мятежный дух которого хорошо передан в романсе А.Е.Варламова.
Чтение стихотворения учеником.
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Поэт и композитор рисуют картины моря в движении.
Послушайте романс Варламова на стихи Лермонтова.
Рассказ учащегося об истории создания романса.
Ведущий: стихотворение М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» перевод второй «Ночной песни странника» И.В. Гёте. Очень хорошо об этом стихотворении написал В.Г. Белинский: «Эта пьеса, по своей художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гёте, так грациозно переданной нашим поэтом».
ИЗ ГЕТЕ
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Композитор Варламов написал романс. Музыка тонко и поэтично рисует пейзаж, передаёт настроение тихой и просветлённой печали и ощущение глубокого покоя. Мелодия романса простая и выразительная.
Слушаем романс.
Ведущий: творчество композитора Александра Сергеевича Даргомыжского
было связано с передовой русской культурой. Его вокальная музыка перекликалась с настроениями передовых людей 40-х годов, которые испытывали влияние лермонтовской поэзии. В этот период творчества он создаёт тип романса-монолога, подчёркивая внутреннее драматическое напряжение, отражая особенности поэтической речи. Стремление приблизить
вокальную мелодию к поэтической интонации, особенно чувствуется в романсе Даргомыжского на стихи Лермонтова «И скучно и грустно».
Чтение стихотворения учащимся.
И скучно и грустно
Михаил Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?., на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
В романсе композитор стремится передать значимость каждой фразы поэта, его настроение чувства и мысли. В музыке звучат горестные восклицания и тревожные вопросы стихотворения. Драматическая речитативно- песенная мелодия стихотворения мелодия подчеркивает значимость отдельных фраз и даже отдельных слов, все интонационные подъёмы и падения. Романс звучит как положенная на музыку ораторская речь.
Предлагаем романс вашему вниманию.
Стихотворение «Отчего»-один из шедевров зрелого творчества М. Ю. Лермонтова . Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной её будущее. Стихотворение проникнуто грустным настроением. «Цветущая молодость прекрасной женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия: « За каждый светлый день иль сладкое мгновенье, слезами и тоской заплатишь ты судьбе». Начало стихотворения-«Мне грустно потому, чтоя тебя люблю» перекликается с концовкой «Мне грустно потому, что весело тебе.» Кольцевая композиция становится здесь своего рода метафорой, символизирующей безысходность.
Рассказ учащегося: Стихотворение «Отчего» посвящено М.А. Щербатовой - молодой вдове. новой возлюбленной Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».
Романс Даргомыжского на слова поэта имеет форму монолога. Мелодия насыщена речевыми интонациями, а последний стих является итогом всего стихотворения, выделен музыкально повторяется дважды.
Чтение стихотворения.
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
Слушаем романс.
Поэзия М.Ю. Лермонтова привлекала и А.Рубинштейна. Он написал на лермонтовские тексты оперу «Демон» и множество романсов: «Молитва»
( Не обвиняй меня всесильный), «Кинжал», «Тучки», «Утёс», «Желанье»
(Отворите мне темницу) и другие.
Романс «Желанье» стал пользоваться любовью слушателей, начиная с 50-годов 19-века. Стихотворение «Желанье» было написано в 1832 году. Это одно из наиболее ярких произведений ранней лирики Лермонтова.
ЖЕЛАНЬЕ
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Я тогда пущуся в море,
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.
Дайте мне дворец высокой
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал...
Послушайте романс, написанный на текст этого стихотворения.
К сожалению, мы ограничены во времени и закрывая нашу гостиную хотелось бы уделить внимание ещё одному романсу на стихи поэта.
Романс-стремление к покою, желание тишины, посвящённый вечной красоте жизни.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Романс на текст этого стихотворения написан Е.Шашиной, послушайте его.
Музыка романса очень проста и мелодична. Мелодия передаёт лиризм, поэтичность общего чувства и настроения.
Учитель:Итак, наша встреча подошла к концу. Сегодня мы услышали стихотворения М.Ю.Лермонтова и прослушали романсы русских композиторов на слова поэта.
Литературно-музыкальная гостиная закрывается .
До новых встреч!
Звучит вальс Арама Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"
Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...
"Поэт трагической судьбы". Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова.
Поэт трагической судьбыЛитературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова....
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
Данный сценарий можно использовать как на уроках, так и для проведения внеклассных мероприятий в форме литературного вечера, музыкальной гостиной....
Заседание литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"
Разработка внеаудиторного мероприятия к юбилею М.Ю.Лермонтова. Миниспектакль...
Фотоматериалы открытого заседания литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"
Презентация содержит фотографии литературной гостиной с творческим названием "Пока свеча горит"...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова «Семейный дневник» для воспитанников с ОВЗ II и III ступени обучения.
Эпиграф:«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,...
Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова "Поэт трагической судьбы"
Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова. Цель: раскрыть перед слушателями многогранный и неоднозначный образ великого поэта человека гру...