УГЛУБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНФЛИКТЕ В ДРАМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»)
статья по литературе на тему

Лоскутова Ольга Александровна

В статье рассматривается понятие художественного конфликта в драме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УГЛУБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

О ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНФЛИКТЕ В ДРАМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»)

Формирование культурного читателя - цель современного литературного образования школьников.

Традиционно основной объем чтения любителей словесности составляют литературные произведения эпического и лирического родов. Драматургию принято связывать с театром. Драма как род литературы, интегрирующий в себе элементы и словесного, и сценического искусства, характеризуется воссозданием событийного ряда при отсутствии повествовательно-описательного изображения. Авторская речь здесь эпизодична, а основной текст драмы составляют высказывания персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени. В отличие от лирики, драма не дает такого глубокого проникновения во внутренний мир героя, в отличие от эпики она не способна на панорамное изображение действительности. Вместе с тем, драма характеризуется пристальным вниманием к внешней пластике и прочим эффектам подачи изображаемого, что нередко обусловливает гиперболичность, броскость, театральность образов. Текст пьесы, как правило, продолжает «достраиваться» в своих сценических воплощениях, формируя в совокупности новые традиции восприятия произведения и влияя на зрительскую культуру в целом.

По мнению большинства отечественных исследователей (Н. О. Корст,      3. Я. Рез, Я. Г. Нестурх, Б. С. Найденов, О. Ю. Богданова и В. Г. Маранцман, С. И. Юзбашев, и др.), уделявших в свое время существенное внимание методике изучения драматургии в школе, все вышеперечисленные черты драмы, как правило, не воспринимаются учащимися. Однако практически ни один ученый не предлагает конкретных методических рекомендаций к изучению драматургического конфликта. Как правило, указанные авторы делают акцент на важности «зрительного» восприятия драмы на уроках литературы посредством введения элементов инсценировки, включения в канву занятия фрагментов спектаклей по мотивам того или иного произведения. Между тем пристальное внимание к конфликту при изучении драмы на уроках литературы в школе необычайно важно. Категория конфликта является центральной в поэтике драмы. Именно через нее проступает философская основа этого рода литературы, его моделирующая установка на рассмотрение бытия как проблемы, нуждающейся в осознании и разрешении. Весь механизм драматической структуры держится на конфликте и разворачивается как поле его проявления. На методическом уровне проблема драматургического конфликта остается практически неразработанной.

По справедливому мнению литературоведов конфликты, лежащие в основе произведений, могут быть самыми разнообразными, но они, как правило, обладают общезначимостью и отражают определенные жизненные закономерности. Выделяют конфликты; 1) внешний и внутренний;                2) локальный и субстанциальный; 3) драматический, трагический и комический.

Конфликт внешний — между отдельными персонажами и группами персонажей - принято считать самым простым. Примеров такого вида конфликтов в литературе достаточно много: А. С. Грибоедов «Горе от ума», А. С. Пушкин «Скупой рыцарь», М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» и другие. Более сложным считается конфликт, воплощающий в себе противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной). Отличие от первого вида конфликта в том, что герою здесь не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем самым конфликт (Пушкин «Евгений Онегин»).

Конфликт внутренний - конфликт психологический, когда герой не в ладу с самим собой, когда он несет в самом себе те или иные противоречия, заключает в себе иногда несовместимые начала (Достоевский «Преступление и наказание», Толстой «Анна Каренина» и др.). Иногда в произведении можно обнаружить одновременно оба названных вида конфликта, и внешний, и внутренний (А. Островский «Гроза»).

Локальный (разрешимый) конфликт предполагает принципиальную возможность разрешения при помощи активных действий (Пушкин «Цыга-ны» и др.).

Субстанциальный (неразрешимый) конфликт рисует устойчиво конфликтное бытие, причем реальные практические действия, способные разрешить этот конфликт, немыслимы (Шекспир «Гамлет», Чехов «Архиерей» и др.).

Конфликты трагические, драматические и комические присущи драматическим произведениям с аналогичным названием жанров.

Первоначальные представления о художественном конфликте учащиеся приобретают еще в рамках процесса обучения в классах среднего звена, в частности, при изучении пьес Д. Н. Фонвизина («Недоросль»), А. С. Грибоедова («Горе от ума»), Н. В. Гоголя («Ревизор»). Углубление представления школьников о художественном конфликте в драме достаточно эффективно осуществлять в старших классах - например, на материале пьесы М. Горького «На дне», к которой, согласно программе В. Я. Коровиной, обращаются в курсе литературы XI класса.

По своему жанру пьеса «На дне» является драмой, в основе которой драматические конфликты различных видов. В данном произведении четко обозначены два драматических начала: социальное и философское.

О наличии в пьесе социального конфликта говорит даже ее название — «На дне». Ремарка, помещенная в начале первого действия, создает унылую картину ночлежки. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой... Везде по стенам -нары» [1, с. 88]. Социальный конфликт в пьесе заключается в том, что обитатели ночлежки чувствуют, что они живут «на дне», что они оторваны от мира, что они лишь существуют. У них у всех есть заветная цель (например, Актер хочет вернуться на сцену), есть своя мечта. Они ищут в себе силы, чтобы противостоять этой уродливой действительности. И для М. Горького само стремление к лучшему, к Прекрасному - это замечательно. Социальный конфликт является внешним и «распадается» на большое число локальных столкновений между героями пьесы.

В то же время в пьесе явственно ощущается и другой конфликт - философский. В таких ужасных условиях жильцы ночлежки становятся, как считает автор, «философами поневоле». Жизнь заставляет их задумываться над общечеловеческими понятиями совести, труда, правды. Этот конфликт является субстанциальным.

Наиболее ярко в пьесе противопоставлены две философии: Луки и Сатина. Сатин говорит: «Что такое правда?.. Человек - вот правда!.. Правда - бог свободного человека!» [1, с. 121]. Для странника Луки такая «правда» неприемлема. Он считает, что человек должен слышать то, от чего ему будет легче и спокойнее, что для блага человека можно и солгать. Интересны точки зрения и других обитателей. Например, Клещ считает: «...Жить нельзя... Вот она - правда!.. Будь она проклята!» [1, с. 103]. Отсюда и жанровое своеобразие горьковской пьесы, за которой в литературоведении закрепилось название «драмы идей».

Кроме того, в пьесе отчетливо прослеживается и третий тип конфликта, более традиционный - любовный, восходящий к традициям театра А. Н. Островского. Данный конфликт заключен в любовном треугольнике Василиса — Васька Пепел — Наталья. Он является внешним и локальным, поскольку в нем задействовано лишь некоторое число героев произведения.

Изучение типов художественного конфликта пьесы М. Горького «На дне» позволит учащимся лучше осмыслить данную литературоведческую категорию, сформировать навыки работы с ней на уроках литературы. Среди наиболее эффективных и продуктивных назовем следующие методы и приемы работы над своеобразием художественного конфликта в пьесе, использованию которых должен непременно предшествовать этап репродуктивной работы, ориентированной на повторение содержания понятия «художественный конфликт» и его различных типов, о которых из лекции учителя учащиеся узнают заранее:

1. Аналитическая беседа с элементами эвристики. В ходе данной беседы необходимо обратить внимание учащихся на следующие моменты:

а) помимо постоянных внешних локальных столкновений героев в каждом из них происходит внутренний конфликт. Так, своя драма - несчастно прожитая жизнь, умирание в подвале - связывает Анну и слесаря Клеща, может быть, винящего себя за жестокость к жене. Драмой в драме являются и взаимоотношения торговки Квашни и полицейского Абрама Медведева, постоянные «передразнивания» друг друга проститутки Насти, мечтавшей о роковом Гастоне или Рауле, и Барона, вспоминающего знатного деда. Как видим, социальный конфликт пьесы, вырастающий из локальных столкновений, берет начало во внутренних противоречиях, терзающих каждого из героев драмы. В этой связи можно дать самостоятельное задание учащимся подтвердить справедливость данных утверждений примерами из текста.

б) другой конфликт - философский, субстанциальный, внутренний. Для более глубокого понимания этой разновидности конфликта можно организовать беседу с учащимися по следующим вопросам:

*  Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противостояние внешнего, социального плана?

*  Какие две «правды» сталкиваются в произведении? Кто их проповедует?

*  Кто из обитателей ночлежки мечтатель, фантазер, склонный верить утешениям Луки, а кто скептик, «бесчувственный» правдолюбец?

*  Чья «правда» более действенна, судя по ходу развития сюжета пьесы?

*  Почему в пьесе звучат две противоположные по смыслу темы: с одной стороны, песня «Солнце всходит и заходит», а с другой - стихи Беранже о подвиге безумца, который навеет человечеству сон золотой?

      * Определите тип конфликта между Сатиным и Лукой? Возможно ли его однозначное решение?

в) еще один тип конфликта — любовный, внешний, локальный. При его анализе можно задать учащимся вопрос следующего характера:

* В чем традиционность, восходящая к А. Н. Островскому, конфликта в любовном треугольнике Василиса - Васька Пепел - Наталья и в чем чеховская новизна множества драм в разных «ячейках» подвала-пещеры?

В завершении работы над углублением понятия «драматургический конфликт» можно предложить учащимся задание самостоятельно заполнить таблицу следующего характера, снабдив ее примерами из текста:

Типы драматургического конфликта

1. В зависимости от проявления

Внешний

Внутренний

2.   В   зависимости   от   возможности его разрешения

Локальный

Субстанциальный

3. В зависимости от предмета спора

Социальный

Философский

Данная таблица поможет обобщить и систематизировать материал о типах драматургического конфликта.

Таким образом, углубление представлений учащихся о художественном конфликте должно предполагать, с одной стороны, выявление разнообразных типов данного конфликта; с другой стороны, обнаружение его структурообразующей и экспрессивной роли в пространстве художественного произведения, в том числе в организации его идейной и философской основы.

Литература

1. Горький, М. Пьесы / М. Горький. - М. : Художественная литература, 2003. - 348 с.

2. Корст, Н. О. Анализ драматических произведений / Н. О. Корст // Преподавание литературы в старших классах. - М.: Просвещение, 1964. - С. 32-109.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.                    А. Н. Николюкина. -М. : НПК «Интелвак», 2003. - 1600 с.

      4. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2004. - Ч. 2. - 288 с.

5. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература» / под ред. 3. Я. Рез. - М.: Просвещение, 1977.-384 с.

6. Найденов, Б. С. Выразительное чтение пьесы / Б. С. Найденов // Литература в школе. -1964.- № 1.-С. 56-58.

7. Нестурх, Я. Г. Чтение пьесы по ролям как прием анализа / Я. Г. Нестурх // Искусство анализа художественного произведения. - М.: Просвещение, 1971. - С. 93-98.

8. Юзбашев, С. И. Учить читать пьесу / С. И. Юзбашев // Литература в школе. - 1982. -№2.-С. 17-25.

9. Якушина, Л. С. Изучение драматических произведений / Л. С. Якушина // Проблемы анализа художественного произведения в школе / под ред. О. Ю. Богдановой. - М: Академия, 1996. - С. 56-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».

Урок входит в серию занятий по творчеству писателей  20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...

Опыт анализа пьесы М.Горького "На дне"

Дополнительные учебный материал для написания сочинения и подготовки к зачету по творчеству М.Горького...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Проблематика и конфликт пьесы М. Горького "На дне"

Вводный урок по пьесе М. Горького "На дне"...

Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".

Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...

«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.

laquo;Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разо...

Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне"

Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне" помогут при подготовке  урока по литературе в старших к...