Исповедь как средство самохарактеристики героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Бакума Юлия Алексеевна

Конспект поможет провести глубокий анализ поэиы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". На уроке используются элементы проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по поэме "Мцыри"50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по поэме М  Ю. Лермонтова «Мцыри».

Тема урока: «Исповедь как средство самохарактеристики героя в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Цель урока:

  1. образовательная: обогатить знания учащихся о теме, идее литературного произведения, о воплощении идеи в художественных образах, в композиции произведения;
  2. развивающая: расширить представления о Лермонтове-мастере художественного слова;
  3. воспитательная: воспитание любви к родному слову.

Используемые технологии:

  1. проблемное обучение;
  2. элементы интерактивной технологии.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

На протяжении всей своей творческой жизни Лермонтов был устремлен к поиску героя. Великого романтика волновала мечта о сильной личности, человеке действия, обладающем несокрушимым характером и внутренней цельностью. Именно  таким героем стал Мцыри – «любимый идеал» Лермонтова, по словам Белинского, его «самый ясный и единственный идеал», по словам Огарева.

Главное содержание поэмы составляет исповедь героя. Совершенно очевидно, что Лермонтов не искал для решения своей художественной задачи каких-либо причудливых композиционных форм. Поэту было важно сосредоточить внимание на внутреннем мире главного героя, постигаемом через рассказ о его жизни  за стенами монастыря. Именно этому подчинены все композиционные элементы: исповедь героя, образ природы в ее взаимодействии с человеком, наконец - ритмическая организация поэмы, не имеющая себе подобных в русской литературе

Сегодня на уроке мы остановимся на первом композиционном элементе, а именно на исповеди героя.

Итак, тема урока « Исповедь как средство самохарактеристики героя».

Прежде чем мы перейдем к анализу поэмы, давайте обратимся к истории создания этого произведения. Вам нужно было из разных источников найти историю создания поэмы.

2. Рассказ ученика.

Когда Лермонтов, странствуя по старой военно-грузинской дороге, изучал местные сказания, он наткнулся в Мцхете на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику-монаху.

3. Беседа. Работа с группами.

Как видите, в основе поэмы «Мцыри» лежит именно эта история, изменен лишь конец произведения. Кроме того, в тексте поэмы есть следы знакомства Лермонтова с кавказскими легендами, с народной песней о тигре и юноше и с поэмой Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Свою поэму Лермонтов предваряет эпиграфом: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Первая группа провела небольшую исследовательскую работу, тема которой «История эпиграфа и его смысл». Слово первой группе.

( Современникам Лермонтова хорошо был известен сюжет, согласно которому во время одной из битв воины почувствовали себя утомленными. Саул, их предводитель, сказал, что казнит всякого, кто отведает пищу до тех пор, пока он не отомсти врагам своим. И никто из народа не вкусил хлеба. Только Ионафан, сын Саула, отведал меда. Правда, он самовольно вступил в сражение, разгромил врага и не знал о заклятии отца. Однако Саул решил казнить Ионафана и с горечью спросил: «Что сделал ты?»- «Я отведал немного меда, и вот я должен умереть»,- ответил герой. В самом ответе Ионафана подчеркнута нелепость происходящего. Народ не дал совершить казнь.

Почему должен гибнуть человек?- таков смысл эпиграфа. Это восстание против судьбы, бога, «с небом гордая вражда», это оправдание непокорности, защита права на свободу.)

Итак, переходим к анализу 1-й главы. Прослушайте ее.

( Ученик рассказывает 1-ю главу наизусть)

Подумаем вместе.

- Почему автор обращается к далекому прошлому?

-В каком произведении, изученном ранее, автор также обращается к прошлому?

Мнение критика.

В. Г. Белинский  писал по этому поводу: « Самый выбор этого предмета свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современной действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб искать там жизни, которой он не видит в настоящем».

-Почему местом действия поэмы избран Кавказ? (Первозданная, могучая природа Кавказа была сродни страстной, мятежной натуре Мцыри.)

2-я глава занимает особое место в композиции поэмы. Прослушайте ее. (Звучит 2-я глава в исполнении учителя)

Беседа с учениками:

- Какова роль 2-й главы в поэме? (Она содержит короткую, но яркую историю жизни героя).

- Каким мы видим Мцыри после прочтения этой главы? (Гордым, одиноким, тоскующим по родной стороне, живущим только одной мечтой - вернуться на родину).

- Почему повествование в последующих главах передано герою?

( Автор говорит о жизни Мцыри так, как мог бы рассказать сторонний наблюдатель, не вникающий в глубину переживаний  героя. А чтобы верно судить о человеке, нужно знать не только его поступки, но и причины их и даже нюансы его духовной жизни. Во всяком случае внимание читателя возбуждено, и он с возрастающим интересом будет следить за дальнейшим повествованием.)

Слово второй группе. Анализ композиции.

( Какова композиция поэмы? Какой элемент композиции является экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой?)

Монолог Мцыри носит характер исповеди.

- Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю,- говорит Мцыри.

Слово исповедь имеет следующие значения:

- покаяние в грехах перед священником;

- откровенное признание в чем-нибудь;

- сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Является ли исповедь Мцыри монологом или она больше напоминает диалог-спор?

Проанализируем следующие строки:

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,-

А душу можно ль рассказать?

Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас-

Зачем?..

Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имен,-

Напрасно…

…ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил,- я также мог бы

жить!

Каковы жизненные идеалы Мцыри?

Не кельи душные, а …( чудный мир тревог и битв);

Не одиночество в сумрачных стенах, а…( отчизна, дом, друзья, родные);

Не самоограничение и аскетизм монахов, а…( полнота жизни, радость бытия)

В главе 8-й Мцыри говорит:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил- и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Что значило жить для Мцыри?

Почему он называет монастырь тюрьмой?

Другое мнение.

В рассказе писателя Б. Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре есть такие строки: «На Маковице стоял монастырь- Троице-Сергиева Лавра…Сергиева Лавра под Москвой- узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства». Писатель с гордостью говорит о монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры.

В поэме Лермонтова монастырю дается совсем другая оценка. Почему, по-вашему?

За стенами монастыря. Слово третьей группе.

(Что поразило Мцыри за стенами монастыря и вызвало подъем его душевных сил?

Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?)

Встреча с грузинкой. (глава 13)

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней,

Смеясь неловкости своей.

Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?

В одной из школ ученикам был предложен вопрос: что им непонятно в поэме «Мцыри»? Вот что они написали:

« Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»

Как бы вы ответили на этот вопрос? ( см. гл. 14)

Хотелось мне…но я туда

Взойти не смел. Я цель одну-

Пройти в родимую страну-

Имел в душе…

Эпизод встречи с барсом.

Какое место в поэме занимает эпизод встречи с барсом?

Сколько глав отведено этому эпизоду?

Как бы вы ответили еще на один вопрос ученика: «Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушел

,может быть, добрался бы до своей родины».

Почему погиб Мцыри? Слово четвертой группе.

Какие изменения в отношении к себе и миру произошли у героя в предсмертные часы? ( Горько и несправедливо обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы. Физически сломленный ( «на мне печать свою тюрьма оставила»), юноша принимает неизбежность смерти и даже готов примириться с окружающими( « и никого не прокляну»)

Раскаялся ли он в своих стремлениях и поступках?  ( см. гл. 24)

Меня печалит лишь одно:

Мой труп холодный и немой

Не будет тлеть в земле родной,

И повесть горьких мук моих

Не призовет меж стен глухих

Вниманье скорбное ничье

На имя темное мое.

Не раскаяние испытывает он в последние мгновенья, а жажду почувствовать хотя бы легкое дуновение ветерка с родных гор Кавказа:

Увы!- за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?(Потому что, даже умирая, Мцыри утверждает право человека на свободу, на стремление человека к радостям и страданиям земной жизни, выражает протест против рабства.

Подведем итоги.

Почему вообще три дня, проведенные Мцыри на воле, наполненные опасностями и страданиями, характеризуются им как «три блаженных дня»? (Несмотря на все испытанные горести, Мцыри убедился, что мир прекрасен. И переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на миг Мцыри ощутил).

Заключение.

Сегодня на уроке мы подробно остановились на исповеди героя, которая в полной мере раскрыла внутренний мир Мцыри. Но анализ поэмы на этом мы не закончим. На следующем уроке мы остановимся на роли картин кавказской природы в поэме и проведем наблюдения над стихом поэмы, не имеющим себе  подобных в русской литературе.

Домашнее задание.

  1. Ответить на вопросы:

Какова роль картин природы в поэме?

Каков ритмический строй поэмы?

2.Выучить наизусть любую понравившуюся главу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"За столом с литературными героями" (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

гастрономические вкусы инаклонности помещиков из поэмыН.В.Гоголя «Мёртвые души» являютсясредством раскрытия характеров,инструментом символизации их образов....

"За столом с литературными героями" (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")- сопровождение презентации

Данная аннотация поможет сориентироваться в презентации "За столом с литературными героями"...

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)

Конспект урока-мастерской по литературе в 10 классе. Образ романического героя в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (2 ч.)Цели урока:1) Образовательная: познакомить учащихся с поэм...

Образ главного героя в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

Презентация по теме "Образ главного героя в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...

"Страница в социальных сетях как самохарактеристика героя литературного произведения"

Мне хотелось бы поделиться современным приемом обучения, который может пригодиться не только учителям русского языка и литературы, но и учителям истории, биологии и  химии, изобразительного искус...