Главные вкладки

    Технология развития критического мышления на уроках литературы.
    статья по теме

    Наумова Наталия Владимировна

    Статья для  ХIII Международной заочной  научно-практической  конференции « Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».

    http://ipk74.ru/study/conference/hiii-mezhdunarodnaya-zaochnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-modernizaciya-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-na-osnove-reguliruemogo-evolyucionirovaniya

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Н.В.Наумова,

    Челябинская область, Карталинский  муниципальный район

    Технология  развития критического мышления на уроках литературы

    Ребенок - непризнанный гений

    Средь буднично серых людей.

    М.Волошин.

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

    Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. В этих условиях учитель  должен ответить на вопрос: какую технологию выбрать, из широкого спектра предлагаемых современных инновационных технологий, чтобы  заинтересовать обучаемого и  соответствовать требованиям  ФГОС?

    Такой универсальной моделью, которая совмещает требования Федерального Образовательного Стандарта, родителей и обучаемых, является технология развития критического мышления(ТРКМ), разработаная Ч. Темплом, Д.Стилом, К.Мередит.

    Педагогический словарь Коджаспировой  Г. М. дает такое определение  критическому мышлению(англ. criticalthinking)—  это способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

    Действительно,  КМ помогает обучаемым найти  ответы на проблемные вопросы, использовать полученные знания на практике, справляться с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком, развивает умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

    Данная технология интересна и продуктивна  на уроках гуманитарного цикла, например, литературы.  Ведь  литература – это прежде всего работа мысли и чувства, души. Атмосфера творчества и сотворчества – главное  на  уроке. Литература развивает  творческое начало в человеке и направлена  на то, чтобы сформировать воображение.

    Актуальность предлагаемой технологии  на уроках литературы заключается в том, что:

    • развиваются умения критически мыслить и принимать взвешенные решения, навыки вдумчивой работы с информацией, с текстом, побуждают обучаемых задавать вопросы и активизирует к поиску ответа;
    •  учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

    Работа по этой технологии- это групповая работа, работа в парах и индивидуальная. Урок условно разбивается на 3 этапа.

    1 этап- стадия вызова.Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.Возможные приёмы и методы:

    -предположение по ключевым словам;

    -систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

    -верные и неверные утверждения;

    -перепутанные логические цепочки и т.д.

     Кластер - это универсальный прием, поэтому применяю  его на всех типах уроков и не только на стадии вызова, но и осмысления и рефлексии. Правила работы с кластером очень простые. В центре –  тема или основная проблема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Так при проведении урока литературы в 6классе «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор» предлагаю ребятам составить кластер с целью систематизации знаний. Ключевым словом кластера является «устное народное творчество».

    Продолжаем  работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.  Нужно постараться построить как можно больше связей.

    На стадии рефлексии учащиеся вернулись к этому заданию и дополнили кластер на основе новой информации, полученной после прочтения статьи в учебнике.

    Система кластеров позволяет охватить большой  объем информации и перейти ко второму  этапу – стадии осмысления.

    Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

    Для  работы в парах использую взаимоопрос. Технология применения проста: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная работа  способствует развитию коммуникативных навыков.

    Прием «Уголки» можно использовать на уроках литературы во всех классах при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. На уроке в 6 классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский» класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

    «Чтение с остановками» очень нравится ребятам.Кажется, что ничего особенного, а как меняются дети! Фантазируют, спорят, вчитываются и вслушиваются в текст. Текст делится на части (остановки),  о которых сообщается обучаемым. Во время этих остановок   задаются  вопросы, которые побуждали бы к критическому мышлению (вопросы готовлю заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но  акцент делаю  на вопросах, например: «Как дальше будут разворачиваться события?», «Что заставило героя поступить именно так?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний». На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.Например, на уроке литературы в 7 классе по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель» делаем 4 остановки и составляем «Дерево предсказаний»:

    1. Станция. Ребята предсказывают счастливую, богатую жизнь отца и дочери, объясняют свою версию.
    2. Дуня и Минский. На «Дереве предсказаний» все записали слово «свадьба».
    3. Поиск Дуни. Большинство отметили, что С.Вырин вернет  Дуню и будут счастливы.
    4. Второй приезд на станцию.  Отвечают на вопрос: «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?»

    Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений.

    Следующий этап урока -стадия рефлексии. Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи.

     На уроках литературы на стадии рефлексии целесообразно использовать  эссе: 5-минутное , 10-минутное, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения, так как это помогает подготовить постепенно к  одному из этапов ОГЭ, ЕГЭ- сочинению.

    5-минутное эссе-этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия для обучаемых 5-8классов, чтобы помочь им подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. В течение 5 минут учащиеся кратко формулируют свои выводы по теме и задают вопрос, на который не получили ответа.  Можно предложить  учащимся  условную схему: 1. Тема произведения 2. Моё отношение к теме и героям, проблеме (понравилось – не понравилось, почему?) 3. Что нового я узнал, какие сделал для себя открытия? 4. Актуальность проблематики и тематики. 5. Бывает такое в жизни или нет? Почему? Данная схема не является образцом, учащиеся вправе создавать свой оригинальный текст без подсказки учителя.

    Можно предложить в старших классах после чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Темы стараюсь выбирать  актуальные, например, «Герой нашего времени. Каков он?» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»),  «Лира А.С.Пушкина глазами народа. Актуальна ли она?» (по творчеству А.С.Пушкина).

    Данная технология развивает такие коммуникативные универсальные действия, как развитие речевой деятельности, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе, парах, практическое освоение принципов общения и сотрудничества.

    Личностные универсальные учебные действия выражаются  у обучаемых в уважении к личности и ее достоинствам, доброжелательности, в потребности  самовыражения и самореализации.

    Регулятивные универсальные учебные действия формируют  у обучаемых самостоятельность в постановке новых целей и задач (целеполагание), адекватно оценивать свои возможности достижения целей, преодолевать трудности.

    В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание   критическое развитие уделяется  стратегии смыслового чтения и работе с информацией: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию, выделять главную и избыточную, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой словесной форме (план, тезис) и в наглядно-символической ( в виде таблиц, схем).

    Технология «Критического мышления» серые будни озаряет яркими красками, маленькие «непризнанные гении»  стремятся к новому, к самовыражению, опровергают устоявшиеся мнения, удивляя взрослых своими неожиданными мнениями. Учитель отмечает, что у ребенка развивается умение критически мыслить и принимать взвешенные решения,создается  на уроке спокойная, доброжелательная  атмосфера,  приобретается   собственный  опыт творческой деятельности,  что помогает им найти себя в будущем, стать самостоятельными. А ведь разве не такого результата  мы все хотим добиться на уроке?

    Автор благодарит  руководителя лаборатории регионального центра ФГОС ГБОУ ДПО ЧИППКРО Маркину Е.И. за редактирование статьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

    В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

    Технология критического мышления на уроках литературы

    На уроках литературы в 5-ом классе в качестве внеклассного чтения использую рассказ А.Грина "Гнев отца" после изучения рассказа А. Платонова "Никита"...

    Технология критического мышления на уроках литературы

    Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира в том числе в 6 российских...

    Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы

    В данной работе представлено описание педагогического опыта....

    Технология критического мышления на уроках литературы

    Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных про...