Технология развития критического мышления на уроке литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Шишкина Валентина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п. Возрождение»

Хвалынского района Саратовской области

Учитель русского языка и литературы Шишкина В. А.

Технология развития критического мышления на уроке литературы

5 класс

Анализ притчи.

Учитель: Сегодня мы поговорим о человеческой мудрости. Это качество всегда очень высоко ценилось людьми, независимо от того, к  какому народу они принадлежали, на каком языке  говорили.

  1. А кто такой, по вашему мнению, мудрец? В каком случае можно назвать человека мудрецом?         (Вариант: мудрец… Ваши ассоциации  к слову)
  1. Можете ли вы привести примеры русских сказок, посвященных мудрости? А  сказок, созданных другими народами (или авторами)?
  2. Скажите, а в вашей жизни вам приходилось встречаться с людьми, которых вы бы могли назвать мудрыми? Почему вы думаете, что этого человека можно назвать мудрым?

Я хочу вам рассказать одну притчу. В ней говорится о мудреце и бабочке.

  1. Вам не кажется, что мудрец и бабочка – слишком уж  непохожи. Как вы думаете, что может связывать мудреца и бабочку?

Давайте посмотрим, удалось ли нам правильно предсказать, о чем пойдет речь в этой притче.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.

Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

  1. Как вы думаете, какой каверзный вопрос можно задать мудрецу, чтобы он на него не смог ответить?

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?

  1. В чем заключался подвох  в этом простом вопросе?

«Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал...

  1. Если бы вы были на месте мудреца в этой сложной ситуации, что бы вы ответили?

Все в твоих руках … - ответил мудрец.

  1. Притчи обычно создаются для того, чтобы донести до человека какую-то очень важную мысль. Как вы думаете, какая важная мысль, имеющая отношение к любому человеку, заключена в словах мудреца?
  2. Давайте подумаем, так ли уж справедлива эта мысль. Я прошу  каждого из вас выбрать для себя один из вариантов предложения, записанного на доске и закончить его несколькими словами, так, как вы считаете нужным:
  1. Я СЧИТАЮ, ЧТО ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …
  2. Я СЧИТАЮ, ЧТО НЕ ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …

(Проводится обмен мнениями – обязательно с аргументацией. Если необходимо – задаются необходимые уточняющие или дополнительные вопросы. Можно использовать прием «ЖИВАЯ ЛИНИЯ»)

Ну что ж, ребята, мы не только поговорили сегодня о мудрости, но и обсудили очень важную проблему, с которой в жизни встречается каждый человек. … Как мы видим, для того, чтобы  найти на нее ответ, тоже нужно быть немножко мудрецом.

  1. А теперь я хочу предложить Вам сочинить  свою сказку о мудреце и бабочке.  А может быть, это будет не бабочка, а кто-то еще. Но в ней обязательно должна заключаться та мысль, которую мы обсуждали: Все ли в этой жизни находится в руках человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы

В данной работе представлено описание педагогического опыта....

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...

Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.

Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совер­шенствования:работать над мыслями.Л.Толстой         Мысль, ...

Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе

В  работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...

Технология развития критического мышления на уроках литературы.

Статья для  ХIII Международной заочной  научно-практической  конференции « Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».http://ipk74.ru/...

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...