Мотив одиночества в поэзии И. А. Бродского
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Гончарова Анастасия Александровна

При изучении творчества И. А. Бродского целесообразно проанализировать мотивную структуру его поэзии и выявить, как звучит тема одиночества и отчужденности в его поэзии.   После изучения биографии поэта можно провести урок, посвященный мотивному анализу поэзии Бродского, «Мотив одиночества в поэзии И. А. Бродского».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motiv_odinochestva.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Мотив одиночества в поэзии И. А. Бродского.

При изучении творчества И. А. Бродского целесообразно проанализировать мотивную структуру его поэзии и выявить, как звучит тема одиночества и отчужденности в его поэзии.   После изучения биографии поэта можно провести урок, посвященный мотивному анализу поэзии Бродского, «Мотив одиночества в поэзии И. А. Бродского».

Тема урока. Мотив одиночества в поэзии И. А. Бродского.

Цель урока. Мотивный анализ и интерпретация текста.

Задачи урока (познавательная - дать представление о своеобразии поэзии И.А.Бродского, развивающая – продолжить формировать умение проводить мотивный анализ и интерпретировать поэтическое произведение, воспитательная – осознание приоритета общечеловеческих ценностей).

Тип урока. Комплексное применение знаний (практическая работа).

Форма урока. Урок-проект.

Основным видом деятельности учащихся на уроке является мотивный анализ стихотворений И. Бродского. Прием погружения в проблему через постановку проблемного вопроса: «Как можно изобразить одиночество? Как о нем можно рассказать другим, что это такое?» - в начале урока позволяет заинтересовать школьников, заострить их читательское внимание. Проблемный вопрос, поставленный в начале урока, служил своеобразным стержнем и выстраивал урок как размышление-рассуждение, которое заканчивается выводом у каждого ученика в своем анализе текста и обобщенной формулировкой в конечном итоге, что позволяет повысить эффективность урока.

Содержание урока позволяет повторить литературоведческие понятия, изученные ранее (образ, композиция, изобразительные средства языка, фонетические средства выразительности и т.д.) и продолжить формировать умение анализировать поэтический текст, интерпретировать его. При исследовании проблемы учащиеся должны были обратиться к изученным литературоведческим терминам и, исходя из специфики предмета, получение знаний происходило через самостоятельную работу с текстом стихотворения.

Цель урока определена, исходя из темы и содержания урока: дать представление об особенностях поэзии И. Бродского, опираясь на приоритеты общечеловеческих ценностей, и формировать умение проводить мотивный анализ поэтических текстов.

Так как учащиеся 11 класса имеют определенный опыт анализа художественного текста, то эффективным будет урок-практикум комплексного применения знаний.

Постановка целей урока.

На первом этапе актуализация знаний происходит через прием погружения в проблему. Учащимся предлагается поразмышлять над термином ОДИНОЧЕСТВО и объяснить, как они понимают и представляют это состояние человека. Вопросы для беседы:

- Что такое одиночество? Как можно изобразить это состояние человека?

В качестве иллюстрации учитель предлагает посмотреть киноновеллу Андрея Звягинцева «Апокриф» из киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя». После просмотра учащиеся сравнивают свои представления об одиночестве и представления режиссёра. Вопросы для беседы:

- О чем этот фильм? Как режиссер интерпретирует стихотворение У. Х. Одена «Похоронный блюз»?

- Какие проблемы поднимает Звягинцев в своём фильме?

- Как изображено одиночество человека?

- Какие повторяющиеся образы вы увидели?

В результате обсуждения учащиеся должны отметить, что режиссёр использует прием повтора, отдельных образов, которые помогают увидеть и почувствовать одиночество различных героев киноновеллы.

Повторение учебного материала.

Повторение учебного материала происходит через обращение к знаниям полученным ранее об анализе текста. Повторение содержания литературоведческих понятий (мотивный анализ, мотив). Учащиеся совместно с учителем определяют алгоритм мотивного анализа. Вопросы для беседы:

- Что такое мотив (лейтмотив) литературного произведения?

- Какие структурные элементы художественного произведения необходимо затронуть при анализе мотивов?

Мотив (лейтмотив) – это семантический повтор в пределах и за пределами текста произведения.

Мотивный анализ – анализ, который позволяет выявить семантику, функции, и типологию мотивов не только отдельного произведения, но и ряда произведений конкретного автора, и на основе этого – определение мировоззренческой, эстетической концепции писателя.

Суть мотивного анализа состоит в том, «что за единицу анализа принимают мотивы, основным свойством которых является то, что они, будучи межуровневыми единицами, повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте, создавая его неповторимую поэтику»[1].

Мотив может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя, так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи. Мотив имеет непосредственную словесную (или предметную) закрепленность в самом тексте произведения. В поэзии его критерием часто служит наличие ключевого слова, несущего особую смысловую нагрузку.

Б. Гаспаров определяет существо своего подхода так: «Лейтмотивное построение повествователя – принцип, при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во всех новых очертаниях с другими мотивами»[2].

Мотивный анализ позволяет выявить семантику, функции, и типологию мотивов не только отдельного произведения, но и ряда произведений конкретного автора, и на основе этого – определение мировоззренческой, эстетической концепции писателя. Знание же магистральных мотивов русской литературы определенного периода (XIX, XX вв.) позволит учащимся прояснить черты традиционности и новаторства писателя в использовании этих мотивов, что даст возможность полнее представить историко-культурный процесс в России.

Таким образом, мотивный анализ целесообразно включить в практику преподавания литературы в школе. К числу знаковых мотивов русской литературы можно с уверенностью отнести мотивы: дороги, любви, смерти, одиночества, тоски и др.

Алгоритм мотивного анализа.

(по Зелянской Н. Л.)[3] 

  1. Найти в тексте образы (слова, эпизоды сюжетные ходы и т.п.) являющиеся ключевыми для понимания произведения.

Для поэтического текста:

а) на идейно образном уровне (идеи, образы, пафос);

б) на стилистическом уровне (изобразительные средства выразительности);

в) на фонетическом уровне (ритм, рифма, строфика, метрика, звукопись).

  1. Определить для каждого из них синонимические образы (слова, эпизоды сюжетные ходы и т.п.).
  2. Определить для каждого из них контекстные синонимические образы (слова, эпизоды сюжетные ходы и т.п.), принимая во внимание в том числе и авторский биографический контекст, культурный контекст современный автору эпохи, общекультурный контекст.
  3. Найти основания для объединения выделенных смысловых групп в общие мотивы, обозначить центральные мотивы исследуемого текста и указать их вязи между собой и периферийными мотивами.

Алгоритм мотивного анализа служит эталоном для последующей работы с текстом и помогает организовать самостоятельную деятельность учащихся на следующем этапе.

Применение учебной информации.

На этапе применения учебной информации учитель определяет форму самостоятельной работы в зависимости от уровня подготовки учащихся, степени их самостоятельности, скорости работы с текстом: индивидуальная, парная, групповая.

Распределяет тексты стихотворений И.А.Бродского, регламентирует время работы над текстом, консультирует в трудных ситуациях и организует представление и обсуждение работ учащихся.

В качестве примера проведем мотивный анализ стихотворения И. А. Бродского «POSTSCRIPTUM».

                         POSTSCRIPTUM

Как жаль, что тем, чем стало для меня

твое существование, не стало

мое существование для тебя.

...В который раз на старом пустыре

я запускаю в проволочный космос

свой медный грош, увенчанный гербом,

в отчаянной попытке возвеличить

момент соединения... Увы,

тому, кто не умеет заменить

собой весь мир, обычно остается

крутить щербатый телефонный диск,

как стол на спиритическом сеансе,

покуда призрак не ответит эхом

последним воплям зуммера в ночи[4].

Стихотворение написано в 1967 году. POSTSCRIPTUM (от лат. post scriptum — «после написанного») — приписка к законченному и подписанному письму, обычно обозначаемая латинским сокращением «P.S.». Это то, что еще хочется сказать, когда уже всё сказано и поставлена точка. Желание сказать при отсутствии собеседника – первый образ одиночества присутствующий уже в заглавии. Желание поделиться недосказанным, и сразу же невозможность быть услышанным в первой строке.

В одиночестве жизнь становиться лишь существование, следует отметить, что Бродский дважды повторяет это слова в одном предложении. Бесплодность усилий «соединиться» подчёркивается многократностью повторяемых действий: «В который раз». Незаполненность окружающего пространство одиночества передается и местом действия «пустырь», создается некое противопоставление лирического героя и остального мира, с которым он никак не может соединиться. Отсюда и невозможность собой заманить весь мир. Пространство пустоты постепенно расширяется от пустыря, до вселенной «космоса». Невозможность выхода из сложившихся обстоятельств служит еще один предмет «диск телефона» – кружение диска замыкает цикл и делает действие бесконечным и превращаясь в одну из цифр на нем «О». Ещё один емкий образ в конце стихотворение «вопль зуммера» - ассоциативно отправляющий нас к воплю отчаяния.

Значимым ядром стихотворения является перифраз: строки я запускаю в проволочный космос свой медный грош, увенчанный гербом, в отчаянной попытке возвеличить момент соединения...[5] расшифровываются так: я опускаю в телефонный аппарат монетку, чтобы соединиться с любимой.

Но это лишь предметный смысл, на деле же «проволочный космос» намного шире телефонного аппарата – это вся система сложных нитей связи, создающих возможность или невозможность контакта «Медный грош, увенчанный гербом» – это тоже не просто монетка,  а еще и бесплодность усилия, идущая от выражения «гроша медного не стоит». И все это действие – «отчаянная попытка возвеличить момент соединения», где соединение понимается не только впрямую, но и метафорически – соединение любовное, духовное как акт преодоления пространства[6].

Наряду с предметными мотивами, одним из ведущих в разработке неразделенной любви является стилистический: антитеза, наглядно выражающая описываемый конфликт в виде броского – подчеркнутого синтаксисом, композицией строк и тождеством лексики – контраста между чувствами героев.

Первоначальное заглавие, «Сонет», было менее конкретно по содержанию, зато давало формальную подсказку. Впрочем, действительно ли это сонет? В стихотворении 14 строк, и оно написано «сонетным» 5-ст. ямбом, но белым стихом – строки не рифмуются, как не «срифмовались» персонажи, – так что о схеме сонета как твердой формы говорить не приходится, да и порядок чередования мужских и женских окончаний сонетного рисунка не образует.

Важным моментом на этапе применения учебной информации является презентация (представление) анализов стихотворений как ркзультата самостоятельной деятельности учащихся.

Рефлексия.

На последнем этапе следует подвести итог, обобщив все выступления и определив особенности изображения мотива одиночества в поэзии И. А. Бродского. Вопросы для беседы:

- Каков  лирический герой в стихотворениях И.Бродсокого?

- Через какие образы и мотивы выражает поэт свое понимание одиночества?

- Что такое одиночество  по Бродскому?

- С какими мотивами перекликается мотив одиночества?

Говоря о лейтмотиве разлуки и одиночества, следует отметить, что отчуждённость – главное качество человека, которое выделяет Бродский. Чтобы человек не делал, он всегда остаётся одиноким, отчуждённым от общества, но именно в своём одиночестве он приходит к абсолютной свободе. Человек изначально одинок, поэт это не раз утверждал.

Отчуждение, по мнению Уланова А. М., было для молодого Бродского «единственным доступным, осуществимым вариантом свободы»[7]. В этой свободе человек остаётся с миром один на один, разговаривает с ним без помех. Всю жизнь одиночество было его спутником. И не только сложная судьба Бродского, но и сам род его занятий обязывал к этому. «Дело в том, что поэт всегда в той или иной степени обречён на одиночество. … Я думаю, что, чем лучше поэт, тем страшнее его одиночество»[8] - признавался Бродский в одном из интервью.

Отчуждение  личности от  общества и от своей роли приводит  человека  к «абсолютной свободе».  «Абсолютная   свобода»   -  тяжкое бремя для человека,  поэтому многие люди предпочитают  уйти от нее, раствориться в обществе, отказаться от права своего  личного выбора и  подчиниться  закону  толпы или  группы,  диктующей законы сегодня. «Абсолютная свобода» есть одиночество, которое не  каждый человек может вынести. Мотив одиночества  - один  из доминирующих  в поэзии Бродского,  прослеживается с самых ранних его стихотворений

Одиночество, безлюдие,  безвремение заставляют поэта  уноситься мыслями или в прошлое или в будущее, но нигде он не  находит ничего отрадного, ибо и прошлое и будущее одинаково  тупиково из-за своей связи с сегодняшним.

Одиночество передается через образы пустоты, тишины, холода, зимы. Стихотворения представляют мысленный монолог поэта, обращенный к самому себе из-за отсутствия слушателя, читателя, любимой. Мотив одиночества в поэзии Бродского тесно сплетается с мотивом отчужденности, противопоставлению себя всему миру и мотивом потери самого близкого и дорогого для себя.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается создать интерпретацию поэтического текста: создать видеоряд или создать сценарий видеоряда, словесную зарисовку к одному из проанализированных стихотворений И.А.Бродского.

Пример творческой работы.

Коряковцева Алена 11 класс

Видеоряд к стихотворению И. А. Бродского «POSTSCRIPTUM».

Осенний день хмурый и промозглый. Холодный ветер гоняет по улицам желтые листья. По улице идет мужчина. Он поднимает воротник пальто, пытаясь укрыться от пронизывающего холодного ветра. Шаг его неспешен, потому что он не знает, куда ему идти и что дальше делать.

Увидев телефон-автомат, он направляется к нему. Собравшись с духом, он набирает хорошо известный ему номер. После недолгого ожидания в трубке раздаются длинные гудки. Неуверенно мужчина кладет трубку на рычаг, но длинные гудки ещё долго раздаются в ушах героя.

Библиография.

  1. Бродский И. А. Библиотека поэзии./ http://brodsky.ouc.ru/
  2. Волков Соломон. Диалоги с Иосифом Бродским - М.: Независимая газета, 1998.
  3. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. — М., 1995.
  4. Жолковский Александр. Маргиналии к “POSTSCRIPTUM’У” Бродского./ http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/2/zh19.html
  5. Зелянская Н. Л. Структура художественного текста: Методические указания для студентов-филологов. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина. 2004.
  6. Зинина Е. А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10 – 11 кл.: учеб. Пособие / Е. А. Зинина – М.: Дрофа, 2007.
  7. Крепс Михаил. О поэзии Иосифа Бродского. /http://www.lib.ru/BRODSKIJ/kreps.txt
  8. Майорова Н. В. ИОСИФ БРОДСКИЙ «ПИЛИГРИМЫ» / http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=2168&BoardId=46167&tmpl=Thread&ThreadId=24690
  9. Минченко О. Л. Философские и историко-культурные категории в поэтике И. А. Бродского.
  10. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы: учебное пособие / В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А Яблоков, А. М. Антипова; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 2006.
  11. Уланов А. М. Опыт одиночества: Иосиф Бродский. /http://drugieberega.com/2004/3/brod О литературе.
  12. Чеботарёва Надежда. Опыт одиночества / http://lit.1september.ru/article.php?ID=200301007

[1] Зелянская Н. Л. Структура художественного текста: Методические указания для студентов-филологов. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина. 2004.

[2] Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. — М., 1995.

[3] Зелянская Н. Л. Структура художественного текста: Методические указания для студентов-филологов. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина. 2004.

[4] Бродский И. А. Библиотека поэзии./ http://brodsky.ouc.ru/

[5] Бродский И. А. Библиотека поэзии./ http://brodsky.ouc.ru/

[6] Крепс Михаил. О поэзии Иосифа Бродского. /http://www.lib.ru/BRODSKIJ/kreps.txt

[7] Уланов А. М. Опыт одиночества: Иосиф Бродский. /http://drugieberega.com/2004/3/brod О литературе.

[8] Волков Соломон. Диалоги с Иосифом Бродским - М.: Независимая газета, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова

Тема урока:  Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)1.Вступительное слово учителя.        Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорил...

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"

Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...

Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Тучи"

Цель  урока: развитие умения анализировать стихотворение,   применяя изученные изобразительно-выразительные средства. Развитие  творческих способностей учащихся. Освоение литератур...