Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiv_odinochestva_v_lirike_m.lermontova.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)

1.Вступительное слово учителя.

       Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорили, что Лермонтов был очень одинок, и тема одиночества, глубокая грусть и тревога звучат чуть ли не в каждом стихотворении поэта. А природа у Лермонтова правдиво и точно отражает внутренний мир поэта, его тоску и неумение до конца слиться с окружающим миром.

2. Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко…»

      -  Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «На севере диком…». Это был перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum», «Сосна». Оно было  написано в 1822 году и входило в в большой цикл стихотворений о любви. Так что стихотворение Лермонтова - это художественный перевод стихотворения Г.Гейне.

    Чтение стихотворения Лермонтова.

 

    -А теперь прочитаем его подстрочный перевод. Обращаю ваше снимание на то, что в этом переводе не может быть рифмы, не сохранен и ритм, так как это дословный перевод. Поэтому мы его не можем назвать его стихотворением. Есть такой термин-подстрочник (читает учитель,  на партах  распечатанный текст).

Г.Гейне

Сосна стоит одиноко

На севере, на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают ее лед и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая  далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале. .

-Каким настроением проникнут оригинал?   (интонация грустная, печальная, тоскливая)

-Передает ли перевод Лермонтова интонацию оригинала?  (да, в стихотворении Лермонтова та же печальная интонация, то же  щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой).

-Какие однокоренные слова звучат в стихотворении Лермонтова?   ( одиноко, одна)

    Такой устойчивый, значимый образ носит название мотива. Лермонтов не только удивительно точно передает настроение первоисточника, его стихи звучат еще более проникновенно и выразительно.

-  Разберемся, какие поэтические средства помогают  этому?

Обратим внимание на прием, о котором недавно говорили:  парус одинокий

                                                                                                      в тумане моря голубом

Да, это инверсия.  Вспомните определение инверсии. Инверсия – необычный порядок слов в предложении, он помогает выделить значимые слова, передать настроение.

-Давайте найдем примеры инверсии в стихотворении.

                            на    севере диком                                пустыне далекой

                            стоит одиноко                                        на  утесе горючем

                            снегом сыпучим

-Какова же роль инверсии в этом стихотворении? (она усиливает чувства одиночества, покинутости, страдания, обреченности -  вместе находим эти слова).

 - Далее в этих же примерах инверсии нельзя не увидеть использование еще одного изобразительно-выразительного средства. Какого?  (Конечно, это эпитеты, художественные, образные определения).

-Какой из этих эпитетов обращает на себя особое  внимание, потому что он фольклорный, глубокий, проникновенный?  (Горючий – он соединяет два значения: горячий и  горестный)

- А что еще в сказках бывает горючим?  (Конечно,  слезы.  Это  постоянный  эпитет).

-Давайте еще посмотрим на художественные средства, не разрубая на составляющие – слова, не теряя целостного образа. На что можно обратить внимание?  (на сравнение «как ризой»)

Сравнение великолепное. Обратим внимание на сноску в учебнике: риза – парадное, богато украшенное одеяние царя, священника.

-Какова роль этого  сравнения? (автор передает торжественную  красоту).

-Обращаем внимание на то, что сосна «дремлет, ей снится». Это еще одно изобразительно-выразительное средство. Какое?  (олицетворение). И оно тоже усиливает чувство одиночества.

А теперь сопоставим образы Лермонтова и Гейне (работаем на доске)

    Лермонтов                                                           Гейне

На голой вершине                                             на холодной вершине

-В каком случае, на ваш взгляд, сильнее выражена бесприютноть,  обездоленность?

( у Лермонтова, так как голой – пустой, незащищенной)

Снегом сыпучим                                                  белым покрывалом  окутывает ее снег и лед

 Одета, как ризой, она

-Чем  Лермонтовский  перевод интересен? ( у Лермонтова усилено великолепие убранства, есть возвышенная торжественность, но и в торжественном одеянии одиночество приносит страдание)

На утесе горючем                                                 на пылающей скале

У Лермонтова эпитет «горючий» фольклорный, а значит, более проникновенный, глубокий.

М. Лермонтов не только  точно передал мысль об одиночестве и невозможности счастья, он обогатил стихотворение Гейне поэтическими изобразительными средствами.

-Можем ли мы сказать, что в стихотворении Лермонтова удваивается мотив одиночества?

Конечно, перевод настолько совершенен, что является скорее самостоятельным стихотворением, навеянным лирикой Генриха Гейне.

-Словесное рисование. Художник рисует кистью, а мы словом. Попробуем после такого детального разбора  нарисовать  словесную картину. ( Ученик реализует домашнее задание).

Стихотворение Гейне переводили и другие поэты. Вот переводы Тютчева и Фета.   (Они на партах).

Фет и Тютчев учли, что в немецком языке сосна мужского рода и заменили ее существительными того же рода «кедр» и «дуб». Давайте прочитаем  их стихотворения .

Ф.Тютчев

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий, подъемлясь, белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его буря лелеет.

Про юную пальму снится ему,

Что в краю отлаленном востока

Под мирной лазурь, на светлом холму

Стоит и цветет одиноко.

А.Фет

На севере дуб одинокий

Стоит на пригорке крутом;

Он дремлет, сурово покрытый

И снежным и льдяным покровом.

Во сне ему видится пальма,

В далекой, восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,

Одна на горячей скале…

Переводы Фета  Тютчева ближе к Гейне по характеру лирического переживания( именно любовного чувства).  Оригинальность  Лермонтова в изменении акцентов, изменении характера переживания – чувство безысходного одиночества.

4.Анализ стихотворения «Утес».

-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес»).

После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.

-Какие качества, свойства олицетворяют образы тучи и утеса?

ТУЧКА – воплощение легкости, беззаботности, легкомыслия,  беспечности (работаем над словом вместе, ищем синонимы). Тучка какая? (Эпитет «золотая» придает образу привлекательность,  подчеркивает красоту.

УТЕС -  воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес – высокая скала. Какой  он? ( Эпитет    «старый»   одухотворяет образ,  придает ему  основательности, мудрости. Великан  –  тоже  определение,  выраженное существительным).

-Как  соотносятся  эти образы? (Они  противопоставлены. Это определяет невозможность их соединения, усиливает одиночество старого утеса.

-Какой прием использует  автор? (антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий). Подводим итог,   озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания  определенного настроения.

Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и  сопереживать.

Домашнее задание: выучить Стихотворение «На севере диком…» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"

В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"

По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить...

Методическая разработка урока литературы по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"

Конспект урока по теме "Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова"...