Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.akhmatova.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Презентации к уроку

.

Ход урока

Слайд 1

Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного “прозаического” содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения. Сегодня биографию А. Ахматовой вместе с вами попробуем рассказать словами из ее стихотворений, писем и воспоминаний ее современников.

Слайд 2 Что мы знаем о рождении и детстве будущей поэтессы? Из записи в метрической книге Преображенского собора г. Одессы.

Слайд 3 Из воспоминаний самой Ахматовой.

Слайд 4 Войдем в ворота дома №34 на Фонтанке. Тихий, уединенный парк, в центре которого расположился дом-музей Анны Андреевны Ахматовой. Всю жизнь бездомная, кочующая между Ленинградом и Москвой, Ахматова не слишком любила и это свое пристанище. Эти слова Анны Ахматовой подтверждает скупая обстановка в мемориальной комнате.

Слайд 5 Вещей – минимум, среди них – резной сундук XVIII века итальянской работы, в котором хранились рукописи, корректуры и книги. Он был верным спутником хозяйки и сопровождал её во время всех квартирных странствий. Любой предмет, попадая в музей, становится свидетелем истории. Рабочий уголок в доме, где жила поэтесса, хранит следы былой красоты и величия, некое таинство совершавшегося когда-то здесь поэтического действа.

Слайд 6 Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и “не позорила славную фамилию”. Дочь повиновалась, и в русской литературе вместо Анны Горенко появилась Анна Ахматова. Псевдонимом стала фамилия бабки, в жилах которой текла буйная кровь татарских княжён.

Слайд 8 А в 18 лет Ахматова стала знаменитой. Первая книга лирики “Вечер” вышла маленьким тиражом (300 экземпляров), но была сразу замечена. Однако слава пришла к ней со второй книгой “Чётки”. О ней заговорили, как о мастере любовной лирики.

Чтец 1

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанье столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.

Наверное, главной чертой Анны Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким. Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

Чтец 2

Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.

Чуковский писал: “Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней ее муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15-и летнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. Прошло 2-3 года, и в ее осанке наметилось главнейшая черта ее личности – величавость”.

Слово “царственная” приходило в голову всем знавшим Анну Андреевну.

Чтец 3

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо, и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Слайд 8 Ее брак с Николаем Гумилевым был недолгим. Каждый из них пошел навстречу своей трагедии Н. С. Гумилев был расстрелян в 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре.

Когда приходит слава к поэту, тут же появляются желающие эту славу опорочить. Не была исключением и Ахматова. Литературные сплетники кричали, что она не приняла революцию. Но под натиском всех несчастий она не уехала за границу как это сделали многие. И тем, кто в лихую годину собрался бросить Родину, Ахматова ответила категорично.

Чтец 4

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Слайд 9 Помнила ли Ахматова свою пророчески роковую “Молитву” 1915 г.? Эту молитву ей напомнила при встрече Марина Цветаева: “Как Вы могли написать: “Отыми и ребенка и друга, И таинственный песенный дар”… Разве вы не знаете, что в стихах все сбывается?”

Слайд 10 Единственный сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал ученым, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м и последний раз – в 1948 году. Какое стихотворение посвятила этим годам мытарства по тюрьмам ?

Чтец 5

Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.
Как вороны кружатся, чуя
Горячую, свежую кровь,
Так дикие песни, ликуя,
Моя насылала любовь.
С тобою мне сладко и знойно,
Ты близок, как сердце в груди.
Дай руку мне, слушай спокойно,
Тебя заклинаю: уйди.
И пусть не узнаю я, где ты,
О Муза, его не зови,
Да будет живым, невоспетым
Моей не узнавший любви.

ВОВ. Из воспоминаний поэтессы. “Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий зной, древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград”.

Слайд 11 В военных стихах Ахматова остаётся сама собой: наиболее пронзительными в этом цикле становятся плачи-причитания по “питерским сиротам”, по блокадникам Ленинграда, по солдатам, в которых автор видит не столько героев, сколько гибнущих мальчиков.

Чтец6

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла “Берт”.
Вот о вас и напишут книжки:
“Жизнь свою за други своя”,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки, –
Внуки, братики, сыновья
!

Слайд 12 В августе 1946 года грянуло постановление Центрального Комитета партии “О журналах “Звезда” и “Ленинград””. В этих журналах печатались Ахматова и Зощенко. В постановлении недвусмысленно говорилось о том, что подобным автором нет места в советской литературе. Через год, после этого постановления, Анна Андреевна была лишена продовольственных карточек, попросту обречена. Спасли друзья. Их было немного, но они были всегда. То, что ей приносили, она никогда не считала милостыней. Потому что, когда то она брала очередной портрет работы Модильяни, продавала и спешила на помощь своим друзьям.

Слайд 13 Она знала, о чём говорила. Кто мог отнять у неё Россию, Пушкина, немногочисленных друзей живых и уже бесчисленных ушедших, кто мог отнять у неё поэзию и то, что для неё было нерушимо? А нерушимой, прежде всего, была верность. В те годы, когда отрекались от живых мужей, она говорила о Гумилёве, имя которого вплотную связывали с контрреволюцией: “Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно”. А что бы промолчать… Ведь и разведена была и за язык никто не тянул… Когда Мандельштам был в прокажённых, она поехала к нему в ссылку в Воронеж, продав очередной модильяниевский портрет. Будто искала на свою голову приключений. Да разве она хоть на минуту задумывалась: о том, что будет, что может быть? Просто друг был в беде, поэт был в ничтожестве. А она могла помочь. Значит, должна. И только, между прочим, вскользь, говорила: “Добро делать очень трудно; зло делать просто, а добро очень трудно”.

Умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. В 1955 г. – освобождение сына, а в 1956-м выход в свет сборника переводов. В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена международная литературная премия “Этна – Таормина”. Мировое признание таланта.

Слайд 14 Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма.Из воспоминаний Ахматовой: "Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперед. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя." В июне 1965 г. в Англии Ахматовой вручают ,диплом почетного доктора оксфордского университета. Почетная Степень доктора литературы, ей было 76 лет. В последних стихах чувствуется безнадежность и тоска. Через год, 5 марта 1966г.умерла.

Чтец. 8

Так просто можно жизнь покинуть эту,
Бездумно и безбольно догореть,
Но не дано Российскому поэту
Такою светлой смертью умереть.

Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь.

Задание: заполнить таблицу

Вопрос

Вариант ответа

Ответ

1

Настоящая фамилия Ахматовой

А) Горенко
Б) Ахматова
В) Эразмовая

 

2

Где родилась

А) Казань
Б) Москва
В) Одесса

 

3

Первая книга

А) «Вечер»
Б) «Четки»
В) «Встречи»

 

4

Вторая книга, с выходом которой стала знаменитой поэтессой в любовной лирике

А) «Вечер»
Б) «Четки»
В) «Встречи»

 

5

Название стихотворения, которое впоследствии Цветаева назвала пророческим.

А) «Четки»
Б) «Реквием»
В) «Молитва»

 

6

Название журнала, в котором печаталась до 1946г. Ахматова

А) «Ленинград»
Б) «Современник»
В) «Звезда»

 

7

Поэт, к которому ездила в ссылку в Воронеж

А) Гумилеву
Б) Блок
В) Мандельштам

 

8

Где была  вручена международная литературная премии в 1964г.

А) Франция
Б) Германия
В) Италия

 

9

Степень, которой была удостоена в 1965 г.

А) Степень Отваги
Б) Степень доктора литературы
В) Степень за заслуги в литературе

 

Слайд 15. Рефлексия

Домашнее задание: Мини-сочинение «Мои мысли о судьбе Ахматовой»

Тема урока: Ранняя лирика А. А. Ахматовой

Эпиграф урока:

Поэзия А.Ахматовой – это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия отмеченная необычайной сосредоточенностью нравственного начала…

Лирика Ахматовой – неотъемлемая часть нашей национальной культуры, одна из не утративших свежести ветвей на древе русской поэзии.

А.Твардовский.

Учащиеся должны знать основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой до 1917года; мотивы и настроения ранней лирики поэтессы;
- Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст, устанавливать связи между духовным миром поэтессы и жизнью страны;
- Владеть коммуникативными умениями.

Главная задача – это открытие ещё одной яркой и уникальной звезды на небосклоне поэзии Серебряного века. Имя той звезды – Анна Андреевна Ахматова.

В то время я гостила на земле.
Мне дали имя при крещении – Анна
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость,
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году.

1. Вступительное слово учителя: сегодня на уроке мы  рассмотрим основные этапы жизни и период раннего творчества Ахматовой, попытаемся проникнуть в мир чувств и переживаний поэта, его образов, выраженных в ранних стихах. А чтобы проникнуться настроением поэта, войти в мир его чувств и переживаний,  образов, нужно узнать о жизни поэта, о тех событиях, которые вызывали всплеск этих чувств, переживаний, волнений, стали источником озарения, поэтического вдохновения.


2.Проект 1. Биография ( Презентация)

3 Работа в микрогруппах

а) Проект 2 - группа (4-5 человек) - сборник “Вечер” /1912/: “Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие.

Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”. Даже небольшой цикл стихотворений “В Царском Селе” - это побег из мира жестокой реальности (“…душа тосковала,// Задыхалась в предсмертном бреду”) в розовый мир игры (“А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду”. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.

Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

  • ясный взгляд на жизнь;
  • стремление к простоте, естественности;
  • конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;
  • увлеченное любование мелочами;
  • близость стиха разговорному строю языка;
  • камерность.

Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.

б) Проект 3 - II группа - сборник “Четки” /1914/: “Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие.

В сборнике “Четки” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.

В стихах данного периода звучит протест героини:

Брошена! Придуманное слово,
Разве я цветок или письмо?

В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность.

Однако в этом сборнике звучит лермонтовкая “оскорблённость”: “Я не любви твоей прошу…” - “Я не унижусь пред тобой…” (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.

Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает...”

в) Проект 4 - III группа - “Белая стая” /1917/: “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”.

Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:

Тот голос, с тишиной великой споря,
Победу одержал над тишиной.
Во мне ещё, как песня или горе,
Последняя зима перед войной.

Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.

Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь - "пятое время года".

Отчётливей слышится мотив смерти, смерти ("Муза ушла по дороге…"):

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: "Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?"

4  Проект 5. Своеобразие любовной лирики:

1 Любовь безнадёжная, несбывшаяся.

2 Синтез тем любви к Родине, к человеку.

3 Доверительность, интимность, нежность.

4 Сюжетность (баллада, новелла, кино).

5 Мотив смерти, властности, величия, странничества.

6 Эволюция лирической героини.

7 Психологизм лирической героини.

8 Близость стиха разговорному строю языка.

Поэтическое мастерство:

1 Лаконизм.

2 Малый объём произведения.

3 Мастер "говорящей" детали, "овеществление" поэтических образов.

 4 Афористичность речи.

Я несу букет левкоев белых.

Для того в них тайный скрыт

огонь,

Кто, беря цветы из рук несмелых,

Тронет теплую ладонь.

А. Ахматова

5.Итог урока: тест

6.Домашнее задание: Мини-сочинение «Мои мысли о судьбе Ахматовой»

7.Сегодняшний урок хочется закончить словами Игоря Талькова:

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев
Всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...