Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Романова Лариса Вениаминовна

По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить детей мыслить раскованно, творчески - путём анализа стихотворных текстов. Технология применима особенно на уроках развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lirika_lermontova_ped_masterskaya.docx26.93 КБ
Файл lermontov._listok_utes.pptx1.56 МБ
Файл razdatochnyy_material.docx14.3 КБ

Предварительный просмотр:

Романова Лариса Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ  школа № 7

 Красносельского района Санкт-Петербурга

Урок литературы по технологии «Педагогическая мастерская»

Предмет

Литература

Класс – 6

Автор УМК

 Коровина

Тема

 «Лирика М.Ю. Лермонтова»

Тип урока

Урок усвоения новых знаний  

Технология

«Педагогическая мастерская»

Цель

Расширить знания учащихся о  лирике М.Ю. Лермонтова

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Сформировать учебно-познавательные, коммуникативные, социальные компетенции учащихся на основе ознакомления          

с лирикой

М.Ю. Лермонтова

Научить детей мыслить раскованно, творчески -  путём анализа стихотворных текстов.

Продолжить знакомить с технологией «педагогическая мастерская» и приёмами работы в мастерской.

Сформировать абстрактно-логический тип мышления.

Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих, путем чтения стихов М.Ю. Лермонтова

Правила и методические приемы:

Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.

Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению,

изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.

Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания                      в группе, делают выводы.

Учащиеся знакомятся с результатами деятельности другой группы,

обмениваются мнениями.

План урока:

  1. Подготовка к восприятию.
  2. Сообщение темы урока
  3. Работа над новым материалом.

3.1. Индуктор

3.2. Самоконструкция

3.3. Первичная социоконструкция

3.4. Социализация

4.1. Разрыв.

4.2. Творческое задание.

4.3. Афиширование.

5. Рефлексия

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

Обсуждение эпиграфа урока: «И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…»
   М.Ю. Лермонтов

-Как вы понимаете эти слова?

-Как вы думаете, судя по эпиграфу, о чем мы будем говорить  сегодня на уроке?

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас урок - мастерская из цикла «Учимся понимать поэзию». На тему: «Лирика М.Ю. Лермонтова».

3. Работа над новым материалом

3.1 Индуктор

На доске записано слово «одиночество», от которого расходятся стрелочки.

Задание: подобрать и записать слова-ассоциации, однокоренные слова  для составления кластера (на листок).

3.2. Самоконструкция

Мелодекламация. Прослушивание стихов М.Ю. Лермонтова («Тучи», «Утёс», «Листок»)

- Прислушайтесь к своим мыслям и чувствам.

- Запишите чувства и мысли, возникшие у вас при прослушивании стихов Лермонтова. Запись может быть в виде отдельных слов, словосочетаний. Продолжение составления кластера.

3.3. Первичная социоконструкция

-  Чтобы продолжить дальнейшую работу, предлагаю объединиться в группы.

-Обсудите записанное вами с участниками вашей группы и выберите одно слово, которое, на ваш взгляд, наиболее точно отражает содержание стихов или сформулируйте новое и запишите ключевое слово в кластер.

Афиширование:

Высказывания групп

  1. Социализация

 - Какие художественно-выразительные средства углубляют мотив одиночества в стихах Лермонтова? Помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?

 

Каждая группа получила карточки с текстом стихов. Для ответа на вопрос учащимся необходимо заполнить таблицу (по алгоритму).

Художественно- выразительные  средства

Стихотворение

«___________»

Стихотворение

«___________»

Стихотворение

«________________»

ЭПИТЕТЫ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ СЛОВА

АНТИТЕЗА

МЕТАФОРА

Афиширование:

Высказывания групп

- Какая тема является ведущей в каждом из стихотворений «Тучи», «Утёс», «Листок»? (Тема изгнания – «Тучи». Тема одиночества, печали, непрочности человеческих отношений – «Утёс». Тема бесприютности, бездомности – «Листок»).

Афиширование:

Высказывания групп

4.1. Разрыв

- Как вы думаете, что общего в судьбе поэта и в судьбе его художественных образах-символах «золотой тучки», «утёса –великана», «тучек небесных», «листка»?

- И какие есть различия?

Каждая группа получила текст с выдержкой из статьи о  М.Ю.Лермонтове (карточка-информатор).

-Вам необходимо ознакомиться с текстом и  сформулировать ответ на вопросы, опираясь на новые  сведения о М.Ю.Лермонтове.

Афиширование:

Высказывания групп

4.2. Творческое задание

 Сделать рисунок к одному из этих стихотворений. (Представьте на рисунке то, что чувствовал поэт во время создания произведения).

 

4.3. Афиширование. Творческий отчет групп.

         Учащиеся выразительно читают стихи, делают вывод относительно заполненной таблицы, размещают на доске рисунки.

Делают вывод, что вкладывал в понятие одиночество Лермонтов, какие чувства переживал. ( Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта).

  1. Рефлексия

- Что нового узнали?

            - Определите ключевые слова урока.

            - Какой вывод вы можете сделать по теме урока?

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР.

Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь.  Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери ( ему было три года, он запомнил ее только по колыбельной песне), ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Семейная драма стала предметом глубоких и напряжённых размышлений, что в дальнейшем нашло отражение в стихах поэта.

Бабушка любила внука, но воспитывала его в строгом, модном в те годы, аристократическом духе. Домашнее образование сменилось обучением в Московском университетском благородном пансионе, а потом – спартанское воспитание в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Юный Лермонтов трудно сходился с товарищами по учебе, но уединения не прошли даром. С 14-летнего возраста он стал писать стихи, где главным мотивом был мотив печали и одиночества.

Его кумиром был А.С. Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое был сослан на Кавказ в ссылку. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль.

На Кавказе же в 1841 году на дуэли поэт погиб.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды…» М.Ю. Лермонтов

Слайд 2

Одиночество Подобрать слова – ассоциации

Слайд 3

1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком”) 2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом . (“Парус”) 3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”) 4. Выхожу один я на дорогу… 5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”) 6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

Слайд 4

1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком”) 2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом . (“Парус”) 3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”) 4. Выхожу один я на дорогу… 5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”) 6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

Слайд 5

Один - чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других людей. Одинок, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

Слайд 6

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии

Слайд 7

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды…» М.Ю.Лермонтов

Слайд 9

- Какие художественно-выразительные средства углубляют мотив одиночества в стихах Лермонтова? Помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?

Слайд 10

«Утёс» ( 1841г.) Утёс – высокая отвесная скала

Слайд 12

Художественно-выразительные средства Эпитеты: «тучка золотая», «старого утёса» Олицетворение: «она умчалась», «весело играя», «задумался глубоко», «тихонько плачет»

Слайд 13

Антитеза ТУЧКА Какие возникают ассоциации с образом тучки? Подберите яркие определения. Воздушная Лёгкая Беззаботная Легкомысленная УТЁС Подберите определения к этому образу. Тяжёлый Могучий Суровый Грустный Неподвижный Одинокий Образы противопоставлены

Слайд 15

Как вы думаете, что общего в судьбе поэта и в судьбе его художественных образах-символах «золотой тучки», «утёса –великана», «тучек небесных», «листка»? И какие есть различия?

Слайд 16

«Тучи» (1840 г.)

Слайд 17

Художественно-выразительные средства Эпитеты: «вечные странники», «с милого севера», «друзей клевета ядовитая» Олицетворение: «мчитесь вы», «вам наскучили», «чужды вам страсти», «чужды страдания»

Слайд 18

Антитеза Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч Как называется такое противопоставление?

Слайд 19

Размышляем о стихотворении В чём поэт находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек? Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

Слайд 20

«Листок» (1841г.)

Слайд 21

Словарная работа Чинара – большое восточное дерево с зеленовато-серой корой и широкими листьями.

Слайд 23

Размышляем о стихотворении Какова история листка-странника? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

Слайд 24

«Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый ; Засох и увял он от холода, зноя и горя...» «Приюта на время он молит с тоскою глубокой »

Слайд 25

Есть ли в этом стихотворении антитеза?

Слайд 27

Вам необходимо ознакомиться с текстом и сформулировать ответ на вопросы, опираясь на новые сведения о М.Ю.Лермонтове.

Слайд 28

Карточка – информатор Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери ( ему было три года, он запомнил ее только по колыбельной песне), ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Семейная драма стала предметом глубоких и напряжённых размышлений, что в дальнейшем нашло отражение в стихах поэта. Бабушка любила внука, но воспитывала его в строгом, модном в те годы, аристократическом духе. Домашнее образование сменилось обучением в Московском университетском благородном пансионе, а потом – спартанское воспитание в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Юный Лермонтов трудно сходился с товарищами по учебе, но уединения не прошли даром. С 14-летнего возраста он стал писать стихи, где главным мотивом был мотив одиночества. Его кумиром был А.С. Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое был сослан на Кавказ в ссылку. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль. На Кавказе же в 1841 году на дуэли поэт погиб.

Слайд 29

Задание: Сделать рисунок к одному из стихотворений М. Ю. Лермонтова. ПРИМЕЧАНИЕ: Представьте на рисунке то, что чувствовал поэт во время создания стихотворения.



Предварительный просмотр:

«Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Художественно-выразительные средства


«Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Художественно-выразительные средства

«Листок»

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Художественно-выразительные средства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Эти коварные приставки» с применением технологии проблемного обучения

Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением технологии проблемного обучения ,развития критического мышления. Цель урока ознакомить учащихся с правописанием приставок -пре, - при...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...