Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс. фгос. к учебнику В.Я. Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Шулбаева Эльвира Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalend-temat_planir-e_po_lit-re_5_b_kl.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

план

факт

Введение

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1 ч

Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Устное народное творчество  (10 ч)

2

Устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов.

1 ч

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Строит небольшие монологические высказывания.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки. Частушки, приговорки, скороговорки. НРК: хакасские пословицы и поговорки.

1 ч

Виды малых жанров фольклора.

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

4-6

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой.

Художественный мир сказки. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

Народная мораль и поэтика волшебной сказки.

3 ч

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).

Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам.

Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом  созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,  использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие  монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно- классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

7-8

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Особенности сюжета сказки. Иван – крестьянский сын как выразитель народной мысли сказки. Нравственное превосходство героя. НРК: «Волшебный чатхан»

2 ч

Патриотический характер сказки «Иван-царевич и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

9-10

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

Бытовые сказки «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. НРК: «Бай и охотник»

2 ч

Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок.

 Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки о животных.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

11

Р.р.  «Мои любимые русские народные сказки».

1 ч

Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки».

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает её.

Планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Древнерусская литература (2 ч)

12-13

Возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!»

2 ч

Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;  осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Литература 18 века (2 ч)

14-15

Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы.

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

2 ч

ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два астронома в пиру…»

Проявляет же-лание осваи-вать новые ви-ды деятельнос-ти, участвует в творческом, со-зидательном процессе; осоз-нает себя как индивидуальность и одновре-менно как член общества.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Литература 19 века (43 ч)

16

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)

1 ч

Истоки басенного жанра. Понятия об аллегории. Мораль басни. Расцвет русской басни в начале  XIX  века. Поучительный характер басен.

Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

17-19

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок».

Понятие об аллегории и морали. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

3 ч

Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басен «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение. Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под дубом» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние в баснях пороках: невежества, неблагодарности, грубости, хитрости и т.д. Чтение басен.

Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

20

Р/Р .Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Проект Конкурс инсценированной басни.

1 ч

Выразительное чтение наизусть, актерское мастерство в передачи особенностей характера персонажа басни.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения.

Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

21-23

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

НРК: Тахпах как лирическая песня

хакасского народа.

3 ч

Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский – сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Составление плана баллады.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

24-25

А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

2 ч

Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с. 301-302). Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

26

Р/р. Письменный ответ на вопрос: «За что я люблю русские народные сказки?»

1 ч

 Написание сочинения с элементами рассуждения. Умение аргументировать свой ответ.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения.

Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

27-29

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил.

   

Система образов сказки.

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

НРК: Рифма, ритм, строфа  (на примере

стихотворений хакасских поэтов)

3 ч

Истоки рождения сюжета «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов сказки. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа. Сопоставление сюжетов, персонажей  литературных и народных произведений.

Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые зна-ния, умения, совершенствовать имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

30

Р.р. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?».

1 ч

Письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения.

Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

31

Вн/ чт. Мои любимые сказки Пушкина.

Проект Художественный мир пушкинских сказок (создание рисунков, электронных альбомов)

1 ч

Статья С.Я. Маршака «О сказках Пушкина». Представление любимых сказочных героев из произведений А.С. Пушкина, их характеристика описание рисунков и обсуждение иллюстраций к сказкам. Чтение и обсуждение творческих работ

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Русская литературная сказка

32-33

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

2 ч

Биографическая справка об А. Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану

34

В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

1 ч

Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану

35-36

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

2 ч

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос.

Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафора, эпитет, гипербола, звукозапись), их роль в стихотворении.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

37-38

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

2 ч

Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе.

Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Чтение статьи «Из воспоминаний современниках о Н.В. Гоголе», вопросы и задания к ней (с. 175)

Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые знания, уме-ния, совершен-ствовать имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану.

39

Р/р: Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Пересказ эпизода. 

Проект «Фантастические картины «Вечеров..» в иллюстрациях». Презентации.

1 ч

Развитие устной речи. Пересказ эпизода.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке

Выполняет учебно-познавательные действия;  устанавливает причинно-следственные связи.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

40-42

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей.

3 ч

Слово о Н.А. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Словарная работа.

Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме.

Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме.

Проявляет положительное отношение познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану.

43 - 46

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола.

История отношений Герасима и Татьяны.

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства.

4 ч

Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места Росси», с. 304-306). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Словарная работа.

Отношение Герасима и Татьяны.

Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни.

Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль. интерьер как средство характеристики героев. изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Понятие о литературном герое. Обмен мнениями о финале рассказа.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Уметь аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

47

Р.р. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1 ч

Обсуждение тем сочинения:

1. «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?»

2. «Друзья и враги Герасима»

3. «В чем вина и беда барыни?»

Составление плана, подбор материала. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

48

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1 ч

Слово об А.А. Фете. Основные мотивы лирики поэта. Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь». Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы.

Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость; формируют представления о благотворном влиянии природы на душу человека.

Выделяют  главное в сообщении учащихся и учителя; самостоятельно находят и создают способы решения проблем творческого характера.

Формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействуют со сверстниками.

 Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; оценивать правильность выполнения действия.

49-51

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Жилин и Костылин. Краткость и выразительность языка рассказа.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

3 ч

Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношение героев с горцами. Отношение рассказчика к героям. прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описание иллюстраций, их сравнительная характеристика. Обсуждение тем домашнего сочинения:

1.Друзья и враги.

2.Разные судьбы.

3.Почему Жилина называли джигитом?

Составление плана, подбор материалов

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

52

Р/р.  Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».

Проект  Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы»

1 ч

Составление плана сочинения, создание письменного высказывания.

Осуществляет самоконтроль и самопроверку

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

53-54

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Вн/чт. Юмористические рассказы Антоши Чехонте.

2 ч

Слово об А.П. Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России», с. 306-308). Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Словарная работа. Понятие о юморе и сатире.

Комментированное чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор» пересказ, чтение по ролям и инсценирование рассказов А.П. Чехова. Средства юмористической и сатирической характеристики героев. Представление рисунков к рассказам

Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Осваивает  новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Принимает и сохраняет учебную задачу;  планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

55-56

Лирика Ф. И. Тютчева.

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

2 ч

Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Средства создания образов в стихотворениях.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

57

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева,  А.Н.Майкова, И.3.Сурикова, А.В.Кольцова.

НРК: Человек и природа в

произведениях хакасских писателей. П.

Штыгашев. Таежная река.

1 ч

Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

58

Р.р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века)

1 ч

Выбор темы, обсуждение плана работы, структуры сочинения, написание черновика.

Осваивает  новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

Из русской литературы XX века (31 ч)

59

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

1 ч

Слово об И.А. Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе История создания рассказа «Косцы» Человек и природа в рассказе. Особенности лиризма в произведении. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин А.А. Пластова (первый форзац учебника), Г.Г. Мясоедова , их сопоставление с текстом рассказа. Словесное рисование

Развивает на-выки сотрудни-чества в раз-ных ситуациях, находит выхо-ды из спорных ситуаций.

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Формулирует собственное мнение и позицию; умеет задавать вопросы.

Принимает и сохраняет учебную цель и задачу.

60-63

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

Жизнь среди «серых камней».  Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

Изображение города и его обитателей. Простота и выразительность языка повести.

4 ч

Уникальность личности В.Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе. Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения «Вася и его отец». Словарная работа.

Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.

 «Дурное общество» и «дурные дела». «Дети подземелья», причины сближения их с Васей. Особенности повествования (от первого лица) как прием достижения достоверности.

 Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог). Словарная работа

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

64

Р/р.  Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»  

1 ч

Обсуждение тем сочинения:

1.Васина дорога к правде и добру.

2.Дружба в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

3.Что изменило отношения Васи и его отца?

Составление плана, подбор материалов. Развитие образа Васи в повести. Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Иллюстрации к повести

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты.

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию.

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

65-66

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» Своеобразие языка стихотворений.

Стихотворение «С добрым утром!».

НРК: Н.Г. Доможаков.

Лиственничная гора.

2 ч

Слово о С.А. Есенине. Чтение вступительных статей о поэте (с. 47-48). Сообщение о селе Константиново (рубрика «Литературные места России», с. 276-277). Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Обучение сопоставительному анализу.

Даёт объективную оценку своей деятельности по выполнению задания.

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Организовывает и осуществляет сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Формулирует и удерживает учебную задачу.

67-68

П.П.Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка

2 ч

Слово о П.П. Бажове. Чтение вступительной статьи о писателе Выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Словарная работа

Интерес к изучению литературного языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

69

Вн. чт. Мир сказок П.П. Бажова.

Проект «Иллюстрации к сказкам Бажова».

1 ч

Пересказ, защита рисунков, презентации.

Осуществляют самоконтроль и самопроверку.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Принимать и сохранять учебную задачу.

70-71

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского

2 ч

Слово о К.Г. Паустовском. Беседа о произведениям писателя, прочитанным ранее. История страны в сказке «Теплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа.

Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». Бережное отношение ко всему живому. Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа.

Формирует нравственно-эстетические представления

Понимает  чувства других людей и сопереживает им.

Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Использует знаково-символические средства.

Контролирует и оценивает процесс и результат деятельности.

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, сотрудничает, работая в паре.

Формулирует собственное мнение и позицию.

Принимает и сохраняет учебную цель и задачу.

Контролирует и оценивает свои действия.

72-74

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака.

3 ч

Слово о С.Я. Маршака. Беседа по произведениям писателя для детей. Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором.

Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок.

Инсценирование фрагментов пьесы-сказки.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

75

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1 ч

Обсуждение тем сочинений, составление плана, написание черновика.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию.

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

76-78

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова  «Никита» Оптимистическое восприятие окружающего мира

2 ч

Слово об А.П. Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа.

«Доброе сердце» Никиты. Оптимистическое восприятие окружающего мира героем. Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд – условие счастья. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Речевая характеристика героев.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

79

К/р . Контрольная работа по литературе или тестирование

1 ч

Урок контроля.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

80-82

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. Р/к.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных испытаний.

3 ч

Слово о В.П. Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Проведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование.

Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таежным законом».

Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества.

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.

Планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Целеполаганиепланирование саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

83

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению.

1 ч

Обсуждение тем сочинения:

1.Что помогло Васютке выжить в тайге?

2.Законы тайги.

3.Значение образов природы в рассказе В.А. Астафьева «Васюткино озеро». Составление плана, подбор материалов. Черновой вариант сочинения.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты.

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию.

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе

84-85

Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.

Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

Проект «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях»

2 ч

Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Сближение образов волшебных сказок и русской природы. Сравнительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Писатели улыбаются

86-87

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»

2 ч

Слово о С. Черном и Ю.Ч. Киме. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребенка. Мир природы в рассказе С. Черного. Значение названия рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С. Черного и песнях Ю.Ч. Кима.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

88

В/чт. А. Тэффи «Валя»

1 ч

Содержание произведения, тема, основная мысль.  

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Поэты о Великой Отечественной войне

89-90

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

НРК: Изображение Родины в

произведениях хакасских поэтов (С.Ю.

Трофимов «Смуглолицая дочка

России», М.С. Коков «Родная земля»)

2 ч

Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение.

Слово об А.Т. Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Сопоставление стихотворения с балладой М.Ю. Лермонтова «Бородино». Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины Ю.М. Непринцева. Словарная работа.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Из зарубежной литературы (13 ч)

91

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер

1 ч

Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану

92- 93

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя.

2 ч

Слово о Д. Дефо. Особенности повествования  в романе «Робинзон Крузо».

Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

94-95

X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»,  реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Победа добра над злом.

2 ч

Слово о писателе Х.К. Андерсене. Сюжет сказки, реальное и фантастическое в сказке. Образы главных героев.

Нравственная стойкость и мужество героини. Характеристика литературного героя.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

96

 Вн/чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1 ч

Слово о Ж. Санд. Спор героев о прекрасном.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

97- 98

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев М. Твена.

2 ч

Слово о М. Твене. Роман «Приключения Тома Сойера». Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в романе. Приемы иронии (повторы, нагнетания, неожиданность, контрасты).

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану.

99 - 100

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

Мастерство Джека Лондона в изображении жизни северного народа.

2 ч

Слово о Дж. Лондоне. Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Особенности жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Составление цитатного плана рассказа. Иллюстрации к произведениям

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

101

Контрольное тестирование

1 ч

Выполнение контрольного теста.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

102

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Проект Электронная презентация «Памятники литературным героям»

1 ч

Обобщение полученных знаний.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся

Осознаёт познавательную задачу; Читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС (линия учебников под редакцией Коровиной В.Я.)

данная программа разработана для 7 класса ФГОС (линия учебников Коровиной В.Я)...

Календарно-тематическое планирование география 7 класс ФГОС к учебнику А.И Алексеева, В.В.Николиной

Предлагаю своим коллегам календарно-тематическое планирование для 7 класса по географии (ФГОС)...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (ФГОС) по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса  создана на основе федерального  государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Лит...

Рабочая программа по литературе для 5 класса (ФГОС) по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса  создана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными по­ложениями ФГОС  и «Рабочей программы общео...

Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС к учебнику В.Я. Коровиной

Рабоая программа по литературе 7 класс ФГОС к УМК В.Я. Коровиной рассчитана на 70 часов в год, соответствует требованиям к результатам освоения ФГОС ООО, содержит разделы: пояснительная записка, плани...