Литературно-музыкальная композиция "Я родом не из детства-из войны"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Филиппова Светлана Сергеевна

 В композиции использованы отрывки из стихотворений кировских и горьковских поэтов: М. Чебышевой, П. Маракулина, Т. Николаевой, Л. Лопуховой, В. Кумакшева, В. Шамшурина, А. Ревы. 

Цель урока: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, воспитание любви к чтению произведений военной тематики.

Чтение стихотворений меняется прослушиванием мелодий песен военных лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.docx22.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа с. Кай

                       

             

           

                                                                         

2014 год

Литературно-музыкальная композиция

«Я родом не из детства – из войны».

(Звучит мелодия песни «Священная война»).

Ведущий 1.  

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

( Звучит мелодия песни «Журавли»).

Ведущий 2.

Тебе десять или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, Но никогда не слышал орудий иного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко рушатся они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как веселый утренний сон.

Чтец.

Я прошлое невольно беспокою

Лишь оттого, что счет особый дан

Тем, кто из детства вышвырнут войною,

Кто взрослость получил не по годам.

Особый счет. Он дорогого стоит.

Ему прибавит веса лебеда,

Подмешанная наравне к хлебам

С голодной, горькой детскою слезою.

Ведущий 1.

Я родом не из детства – из войны,

И потому, наверное, дороже

Ценю, чем ты, и счастье тишины,

И каждый лишний день, что мною прожит.

Ведущий 2.

Не звонкими кострами, а горьким испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого. Дети войны. Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть – война, и они хлебнули ее полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы пред страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти.

(Звучит мелодия песни «Эх, дороги»).

Чтец.

Смех и ласку знали мы,

Только помнится поныне:

Паровозные дымы

Стлались рвано по равнине.

Пушки били вдалеке,

И пылало пол-России.

На восток в товарняке

От войны нас увозили.

Набивался в щели снег,

В щели свет сочился робкий…

Двое суток хлеба нет,

Двое суток нет похлебки.

Не до сказок, не до сна.

Лютовала стужа очень,

Хоть буржуйка докрасна

Раскалялась среди ночи.

И до самого утра –

Скрежет дерева и стали.

И гремели буфера,

И колеса грохотали.

Все угрюмей, все острей

Нас высвечивало пламя,

Лица наших матерей,

Обожженные слезами.

Словно призраки, бледны,

Мы крепились – не кричали,

Дети страшной той войны,

Дети гнева и печали.

Чтец.

Много лет все снится почему-то

Старый дом, рябина у плетня…

Страшная последняя минута –

Дуло, что нацелено в меня.

До сих пор он целит, усмехаясь,

Свастика на черном рукаве.

А закат над лесом полыхает,

И трещат кузнечики в траве.

Только вспыхнуть раз еще осталось,

Прислонясь к бревенчатой избе…

Я живая, но кому досталась

Пуля, предназначенная мне?

Может, перед сыном тети Поли

Долг мой неоплатный – жизнь моя?

Может быть, его земную долю

Приняла еще девчонкой я?

Не было внучат у тети Поли,

Бабушкой она была всегда:

Это мы, детишки в сельской школе,

Внуками ей стали навсегда.

Колокольчик медный тише, тише,

И умолк… Я знаю, я должна –

Если же не мы, то кто напишет:

«Нам по десять было.  Шла война…»

Чтец.

Мне судьба – не подарок. На третьем году

Я – еще несмышленыш – узнала беду.

Моя жизнь началась с мировою войной.

Рвались бомбы в округе.

Взрывною волной выбивало окно.

Ни следа от стекла.

В моем детстве мне так не хватало тепла!

Моей книжкой был брошенный кем-то букварь…

(Звучит мелодия песни «Темная ночь»).

Ведущий 1.

Ты каждый день, ложась в постель,

Смотри во тьму окна

И помни, что метет метель

И что идет война.

Они, дети грозовых лет помнили это. Всегда, пока мела метель. А она была жестокой и суровой.

Чтец.

Мы не были несчастными тогда.

Ведь и от нас зависела победа.

И полной мерой нам пришлось изведать,

Что значит всенародная беда.

Что из того, что жизнь была скудна,

Горька, трудна, что лет нам было мало!

Зато любимой песней нашей стала

Суровая «Священная война».

Мы древней правды постигали суть:

Чтоб одолеть – всем миром навалиться,

Куском последним и теплом делиться.

И жить по правде, а не как-нибудь.

Все это без высоких громких слов

Мы постигали буднично и просто.

Нам, маленьким, уже была по росту

Единственная к Родине любовь.

Ведущий 2.

… И помни: метет метель

И что идет война.

Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу. Уезжая на фронт, А. П. Гайдар писал детям военных лет: «Пройдут годы, вы станете взрослыми.  И тогда в хороший час, после радостной мирной работы вы будете с гордостью вспоминать об этих грозных днях, когда вы не сидели сложа руки, а чем могли, помогали родной стране одержать победу над хищным и подлым врагом». И ребята сделали все, чтобы помочь фронту, стране.

(Звучит мелодия песни «Соловьи, соловьи…»).

Ведущий 1.

Спасибо взрослым. Помню как-то раз

Пришел к нам в школу секретарь райкома:

«Поля под снегом.  Все идем на помощь.

И вся надежда, ребятня, на вас».

Ведущий 2.

Нам было трудно. Стылые пласты

С картошкой, вмерзшей в ледяную глину…

Сводило руки, и болели спины,

И мерзли ноги аж до ломоты.

Мы не были несчастными тогда –

И ведь от нас зависела победа,

И полной мерой нам пришлось изведать,

Что значит всенародная беда.

Ведущий 1.

Никогда люди не смотрели, кажется, с такой нежностью на детей, как в годы войны. Глядели и не могли наглядеться. Может быть потому, что всем хотелось заглянуть в будущее и ни у кого не было уверенности, что он дотянет до завтрашнего дня.

Чтец.

Сорок второй. Морозы к сорока.

В непроливашках лед, а не чернила.

Пар изо рта. И язычки коптилок.

И дребезжанье школьного звонка.

Тот медный колокольчик извлечен

Бог весть откуда школьной сторожихой,

Седой старушкой, ласковой и тихой.

От беззаботной жизни отлучен.

Мы были большеглазы и бледны,

На переменах быстро уставали,

Друг к другу, согреваясь, прижимались,

На корточках усевшись у стены.

А в классе засыпали иногда,

Склонившись на тетрадки из газеты,

И снились нам, наверно, солнце, лето

И бесконечно теплая вода.

И за собой не чувствуя вины,

Нас не будила Марья Фоминична,

Ходила между партами неслышно,

Как будто сторожила наши сны.

А тетя Поля! Вечно при звонке

И при стенных часах с охрипшим боем,

С вязаньем, что всегда у ней с собою,

В пуховом сером стареньком платке.

Она бранила и жалела нас,

Носы и щеки снегом оттирала,

Рогатки у мальчишек отбирала

И слезы вытирала в горький час.

(Звучит песня «На безымянной высоте»).

Ведущий 2.

Мы знаем, что не все отомщены,

Кто в сорок пятом не пришел с войны.

Мы помним всех. И ежедневно мстим.

И нет священней мести на планете:

Мы во всемирный мир пути мостим,

Чтоб никогда не знали страха дети,

Чтоб над землей не зарево – Заря!

Иначе все, что есть на свете – зря…

Ведущий 1.

Каждый год в майские солнечные дни гремит над нашей Родиной праздничный салют Победы.

Ведущий 2.

Немало воды и слез утекло

С той великой войны…

Обелиски шашками наголо

Над землею вознесены.

Долг перед павшими.

Снова напомни живым:

Все свершиться должно,

Что выстрадали, ты напомни,

Что лучший памятник им –

Земля без единого выстрела.

(Все исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»).

В композиции использованы отрывки из стихотворений кировских и горьковских поэтов: М. Чебышевой, П. Маракулина, Т. Николаевой, Л. Лопуховой, В. Кумакшева, В. Шамшурина, А. Ревы.

                             

                                                                 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы родом не из детства - из войны. Методическая разработка внеклассного мероприятия

Документально-поэтическая музыкальная композиция с элементами театрализации для учащихся 8-11 классов...

Классный час-встреча "Я родом не из детства-из войны"

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны, посвящённая Дню ракетных войск и артиллерии (19 ноября)...

Вечер поэзии Юлии Друниной "Я родом не из детства - из войны..."

Внеклассное мероприятие по творчеству Юлии Друниной...

Я родом не из детства – из войны! (литературная гостиная)

Я родом не из детства – из войны! Что такое «патриотизм»? Как растить патриотов? По Далю «патриот – любитель Отечества, ревнитель о его благе, отчизник». Отсюда следует, что патриотизм – понятие ...

Я родом не из детства – из войны

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый  пионерам-героям...

Литературно – музыкальная композиция по творчеству Юлии Друниной «Я родом не из детства - из войны».

Аналитическое чтение стихов как возможность увидеть за стихами автора, время. Прослушивание авторского чтения стихов. Прослушивание песен времен ВО войны. Просмотр отрывков документальных фильмов, вид...

Литературно-музыкальная композиция "А были вместе - детство и война..."

Литературно-музыкальная композиция «А были вместе - детство и война…» может быть поставлена на празднике, посвященном Дню Победы. Фрагменты данной композиции могут использоваться на...