Урок-реклама по повести Устюгова "Последний патрон"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Филиппова Светлана Сергеевна

Урок в форме рекламы

Урок готовят учащиеся 7 класса для ребят 5,6 классов.

На урок приглашаются родители, библиотекарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-reklama_po_povesti_ustyugova.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Кай

Урок-реклама повести

Анатолия Устюгова

«Последний патрон».

Учитель русского языка и литературы

Филиппова С.С.

2014г.

Урок-реклама повести Анатолия Устюгова «Последний патрон».

Цели урока:

  1. Образовательная. Познакомиться с писателем А. Устюговым, с его повестью «Последний патрон». Создать рекламу книги с целью привлечения к ней читателей.
  2. Развивающая. Развить умения и способности анализировать прочитанное, строить монологическое высказывание, вступать в диалог.
  3. Воспитывающая. Воспитывать в себе волю, стойкость, умение выстоять перед любыми трудностями, чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

(Урок готовят учащиеся 7 класса для ребят 5, 6 классов. На урок приглашаются родители, библиотекарь).

План урока.

  1. Выступление учащихся (некоторые факты из биографии писателя).
  2. Реклама книги:
  • Инсценирование эпизода.
  • Выразительное чтение отрывка из повести.
  • Викторина.
  • Путешествие в картинную галерею.
  • Отзыв о книге.
  1. Заключительная часть: выводы, рекомендации (выступление библиотекаря).
  2. Задание на дом:
  • Сочинение-рассуждение «Сумел ли бы я совершить подвиг»?

 ( для учеников 7 класса).

  • Нарисовать обложку к книге А. Устюгова «Поседний патрон»

 ( для учеников 5, 6 классов).

  • Написать письмо Анатолию Устюгову.

Ход урока.

  1. Выступление учащихся ( Некоторые факты из биографии писателя). – В форме литературной композиции.

Ведущий 1. Анатолий Михайлович Устюгов. Имя этого человека знакомо не одному поколению читателей. Первая его книга «У моста» была издана в 1951 году.

Ведущий 2. Повесть «Последний патрон» выдержала 5 изданий. Произведения Анатолия Михайловича входят в школьную программу во многих районах нашей области.

Ведущий 1. Корни рода Устюговых уходят в далекое прошлое. Анатолию Михайловичу удалось проследить их до 1915 года. Сам он родился 3 марта 1921 года в починке Паршино-Ситниковский (сейчас эта местность входит в территорию города Кирова).

В этом же году переехали Устюговы в Вятку. Семья росла. У Толи появились два брата. Отец работал в профсоюзе на текстильной фабрике, мама растила детей, хлопотала по дому.

Ведущий 2.  В 1930 году отца Устюгова как партработника перевели в Нолинск, а через год – в Вятские Поляны. Из Вятских Полян вернулись Устюговы в Вятку. Толя пошел учиться в 4-й класс Образцовой средней школы № 9 имени Октябрьской революции.

Ведущий 1. Учился он хорошо, но терпеть не мог математику и физику. Поэтому в аттестате за 10 классов у него три оценки «хорошо» - по алгебре, геометрии, физике, - а остальные – «отлично».

Ведущий 2. Кроме учебы у Толи было много увлечений, в которые он уходил с головой и занимался ими очень ответственно и скрупулезно. Одним из самых сильных его увлечений был кружок юннатов при Кировском краеведческом музее. Фотография – еще одно увлечение, которое сопровождает Анатолия Михайловича всю жизнь.

Ведущий 1. Кончилось детство. Позади – школа. Впереди – целая жизнь. Планы, мечты, надежды… Анатолий решил стать ученым-биологом и поехал поступать в Ленинградский университет. Выдержав большой конкурс, он стал студентом. Наверное, это  самое счастливое лето в его жизни: сбылись его мечты.

Ведущий 2. Но недолго длилось это счастье. Чувствовалось приближение войны. Стали забирать студентов в армию. В октябре 1939 года пришла повестка Анатолию. Войну солдат встретил в Одесском округе. Был он за долгие военные годы сапером, связистом, пехотинцем, радистом.

Ведущий 1. На его счету Орден Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, медаль за отвагу и медаль «За оборону Ленинграда». Окончание войны он встретил в Эстонии.

Ведущий 2. Тема войны занимает особое место в творчестве писателя. «Материал подступал к горлу, - говорил об этом периоде творчества Анатолия Михайловича Борис Порфирьев, - не давал покоя, надо было выплеснуть его на бумагу, а – не получилось! Как же так? Он не понимал, что материал должен отлежаться и созреть».

Ведущий 1. И вот в 1958 году выходит повесть «Последний патрон». Действие ее происходит на Украине. Именно там встретил начало войны 20-летний рядовой Анатолий Устюгов.

Ведущий 2. Книга эта о войне, о мальчишках, их делах, подвигах.

Звучат строки из песни:

Ах, война! Что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры…

Чтец.

Мы не были несчастными тогда –

Ведь и от нас зависела победа.

И полной мерой нам пришлось изведать,

Что значит всенародная беда.

Ведущий 1. «Отважны и находчивы герои этой повести Василь и Леша. В какие невероятные ситуации только они не попадают! Сюжет закручен мастерски, от его стремительности захватывает дух», - отзывается об этой повести Борис Порфирьев.

  1. Инсценирование эпизода из повести.

Действующие лица:

Лейтенант Песков.

Василь.

Леша.

Действие происходит в Шилихинском саду. Василь и Леша по просьбе лейтенанта Пескова следят за улицей и садом.

(Появляется Песков, устало опускается на скамью рядом с ребятами).

Песков:

- А вы, друзья, все на посту? Молодцы! Я так и думал – ракеты уже не появятся. Не дурень же он! Вот и пришлось проверить в селе хаты и сарайчики…

Леша:

- А документы?

Песков:

И без этого не обошлось. Но придраться не к кому и не к чему. Да, кстати, ребята, когда ракеты появлялись или за секунду пораньше, никаких хлопков вы не слышали?

(Ребята недоуменно переглядываются).

Василь:

- Я чул! Честное слово, чул! Но самолеты жужжали…потом бомбили…  Да и хлопнуло тихо, как пробка из бутылки… Я и забыл. Мы с Лешкой забыли.

(Леша закивал головой).

Песков:

- Тогда имеет смысл где-то близко поставить на ночь пост… Это был выстрел из ракетницы… Но обыск вызвал подозрения. Так вот, ребятки, здесь «секрета» я ставить не буду… Как я заметил, на вашей хате чердак со слуховым окном. Оно глядит на сады. Обзор отличный. И вам наблюдать будет безопасно. Не отказываетесь?

Ребята поспешно закивали головой:

- Нет, нет, что вы!

Песков:

- Ну, вот и решили. Я пошел… Хлопот у нас сегодня немало. Вы знаете, чего стоили эти ракеты? Прямое попадание в мост – утонувшие, убитые… Не забывайте об этом!

(Песков уходит).

 Ребята, пораженные услышанным, кричат ему вслед:

- Будем дежурить всю ночь, а ракетчика выследим!

Ведущий 2. В этой повести автор сумел на примере отважных мальчишек показать юным читателям всенародность борьбы с фашизмом, показать суть подвига во имя Родины, атмосферу героизма, его закономерность.

Ведущий 1. Нет в повести громких, высокопарных фраз, нет описаний великих битв. Но из мелких, казалось бы, деталей, которые сумел заметить и перенести на страницы книги через 15 лет писатель, складывается атмосфера далекого лета 1941 года.

Ведущий 2. Вместе с героями повести идем мы к дороге, по которой наступают немцы. Любопытство побеждает страх, и мы стоим на обочине и видим, как…

  1. Выразительное чтение отрывка из главы 10-ой «Раненый».

Ведущий 1. Обратили внимание? Одну деталь отметил писатель – «очкастые  немцы», и сразу страх перед врагом сменяется уверенностью, что если немцы – такие же люди, как мы, то с ними можно воевать. А значит – победить их!

Звучат строки из песни.

Ах, война! Что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Ведущий 2. Какие хорошие эти мальчишки! Нам нравится находчивость, смелость, любовь к Родине у Алеши и Василя. Они настоящие товарищи. Такие маленькие внесли свою частицу в разгром фашистов, чтобы нам теперь хорошо жилось. Нам хочется быть достойными этих ребят!

  1. Викторина по повести «Последний патрон».

  1. Назовите автора повести «Последний патрон».
  2. Что нашли возле старого кургана Василь и Леша?
  3. Назовите имя лейтенанта, вместе с которым Леша и Василь сражались за Родину.
  4. Назовите предателя Родины.
  5. Как зовут тетку предателя?
  6. Что Леша забрал у немца?
  7. Как звали немца, который находился в доме, куда пришел Алеша?
  8. Как называлось село, где мальчишки с Песковым увидели А. Шило?
  9. Где спрятались Песков с мальчиками?
  10.  Кем был Зуйкофф, которого убил А. Шило?
  11.  Как звали кавказца, который стал другом Пескова и мальчиков?
  12.  Назовите настоящую фамилию Андрея Шило.

  1. Путешествие в картинную галерею.

(Ребята рассматривают рисунки к повести, подбирают к ним подписи, восстанавливают по рисункам порядок событий).

  1. Отзыв о книге.

(Выступает ученик, которому было дано такое задание).

  1. Рекомендации, обзор произведений А. Устюгова. (Выступление библиотекаря).

Рекомендация книг А. Устюгова.

  • «У моста».
  • «Голубая змейка».
  • «Следопыты».
  • «Выскочка и Пухляк».
  • «Зеленая коробочка».
  • «Лека, Пика и другие».
  • «Последний патрон».
  • «В бобровом краю».
  • «Ворон в чемодане».

  1. Домашнее задание:
  1. Учащимся 7 класса написать сочинение-рассуждение на тему «Сумел ли бы я совершить подвиг»?
  2. Учащимся 5, 6 классов нарисовать обложку книги «Последний патрон».
  3. Всем учащимся: написать письмо Анатолию Устюгову и высказать свои отзывы о книге «Последний патрон».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Реклама тура, поездки, экскурсии"

Сейчас много говорят о том, что необходимо вводить новые приоритеты...

Разработка открытого урока "Реклама:за и против" 10а класс 22.04.14г.

В папке содержится план урока и презентация к уроку. Фотографии с урока вы можете найти в отдельном фотоальбоме....

Конспект урока "Реклама"

НазваниедидактическогомоментаДидактические задачи момента Деятельность учителяДеятельность учащихсяМетоды и приемы обучения. Формы работы.Средства обученияВремя1....

Урок-реклама "Приглашаем активно провести отдых" в 8 классе, автор учебника Кузовлев В.П.

Урок по очень интересной теме, так как многие мечтают путешествовать. Тема предполагает широкие возможности парной и групповой работы. Здесь предложен случайный выбор партнёров в группах, но кажд...

Конспект урока "Реклама - двигатель торговли"

Конспект урока "Реклама - двигатель торговли"...

Урок "Реклама как один из жанров сочинения"

Целью урока "Реклама как один из жанров сочинения" является познакомить учащихся с разновидностями и особенностями рекламы как жанра сочинения;сформировать навыки написания сочинения ...

Метапредметное взаимодействие, на примере модуля урока "РЕКЛАМА"

Применение сквозных тем при интеграции уроков в учебный процесс, также можно подключить и психолога школы, который дистанционно будет наблюдать за поведением детей на уроке....