Конспект урока "Басни Крылова на уроках литературы"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Антиперович Светлана Николаевна

Конспект урока литературы в 8 классе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий).

К творчеству И.А.Крылова, поэта и мудреца, школьники обращаются в 5, 6 и 8 классах. В 8 классе для изучения по программе предлагается более сложная басня и более сложный аспект ее рассмотрения, поэтому нужно начать с повторения.

 Урок – викторина построен на основе ранее изученных басен Крылова:

-Откуда слова?

-Какая басня начинается так?

-Строки морали из какой басни?

-Назовите персонаж басни Крылова.
-Откуда крылатые выражения?

Повторяются термины: аллегория, басня, эзопов язык, иносказание.

Учащиеся вспоминают имена баснописцев разных эпох и стран, имена художников – иллюстраторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.24 МБ
Файл конспект урока24.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

на уроках литературы басни И.А. Крылова Учитель русского языка и литературы ГБОУ СШ № 357 Приморского района г.Санкт - Петербурга Антиперович Светлана Николаевна

Слайд 2

К творчеству И.А.Крылова, поэта и мудреца, школьники обращаются в 5, 6 и 8 классах. В 8 классе для изучения по программе предлагается более сложная басня и более сложный аспект ее рассмотрения, поэтому нужно начать с повторения. Урок – викторина построен на основе ранее изученных басен Крылова: -Откуда слова? -Какая басня начинается так? -Строки морали из какой басни? Назовите персонаж басни Крылова. Откуда крылатые выражения? Повторяются термины: аллегория, басня, эзопов язык, иносказание. Учащиеся вспоминают имена баснописцев разных эпох и стран, имена художников – иллюстраторов.

Слайд 3

Тема урока: И.А.Крылов.«А за меня мои звери говорят!» Цели урока: вызвать интерес к многогранной личности баснописца; знать содержание нравственно – этической «программы» басен Крылова, закрепить теоретические знания о басне и практически применять в процессе выполнения заданий викторины; развивать творческие способности учащихся (иллюстрации к басням, инсценирование , выразительное чтение басни). Оборудование урока : тексты басен Крылова, выставка рисунков, интерактивная доска, мультимедийный проектор , презентация «Басни Крылова на уроках литературы».

Слайд 4

А за меня мои звери говорят! ( 1769 – 1844) Поэт и мудрец слились в нем воедино. Н.В. Гоголь

Слайд 5

В июле, в самый зной, в полуденную пору, Сыпучими песками в гору, Из дальних странствий воротясь, По улице слона водили, Как видно на показ – Известно, что слоны в диковинку у нас… Так за слоном толпы зевак ходили… Какой - то Повар- грамотей С поварни убежал своей. Проказница - Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из того не дело – только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе все в него впряглись. Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу.

Слайд 6

Какие басни Крылова узнали? «Лжец» «Муха и Дорожные» «Слон и Моська» «Кот и Повар» «Квартет» «Лебедь, Рак и Щука» Юмористическое произведение, составленное из частей известных произведений, называется ………. Центон

Слайд 7

БАСНЕЙ называется: рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и авторская мораль; короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо (группу лиц) или общественное явление. а) в)

Слайд 8

Аллегория — иносказание-изображение отвлечённого понятия через конкретный образ Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы Эзопов язык — умение замаскировать главную мысль ( по имени греческого баснописца ………....) Э ЗОПА

Слайд 9

БАСНЯ - один из старейших жанров литературы. Гесиод и Эзоп Лафонтен ГДЕ ? Лессинг А в России?

Слайд 10

Знаменитые баснописцы Гесиод Федр Лафонтен Лессинг Эзоп

Слайд 11

Эзоп – Древняя Греция ( VI в. до н. э.) Федр – Древний Рим ( I в. ) Лафонтен – Франция ( XVII в.) Лессинг – Германия ( XVIII в.) Россия ( XIX в.) - И.А.Крылов (1769 – 1844)

Слайд 12

…Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца… ( Из статьи « Иван Андреевич Крылов») Как относились современники К баснописцу?

Слайд 13

И.А.Крылов был наиболее читаемым автором своего времени. Один из современников остроумно заметил: «…Сумароков нашел басню в поле, Хемницер привел ее в город, Дмитриев ввел ее во дворец, Крылов вывел на площадь…»

Слайд 14

Н.В. Гоголь: «…всюду у него Русь и пахнет Русью» «…басни его – книги мудрости самого народа» А.С.Грибоедов: … А если б ,между нами, Был ценсором назначен я, На басни бы налег: ах! басни – смерть моя! Насмешки вечные над львами! над орлами! Кто что ни говори: Хотя животные, а все - таки цари.

Слайд 15

Крылов очень любил гулять в Летнем саду. Однажды во время прогулки столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес: - Вот туча приближается, сейчас пойдет дождь! - Да,- подхватил Крылов,- потому, видно, и лягушки расквакались. Исторические анекдоты о Крылове

Слайд 16

Соседи Царь Николай Первый, встретив как-то Крылова в Летнем саду, заметил, что они давно не виделись. А ведь и в самом деле, - поддакнул Крылов,- а кажется, живем по соседству…

Слайд 17

Мои басни читают дети - Почему именно басни? - Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети. Ни один литератор не пользуется такой славой, как ты: твоих басен вышло более десяти изданий. Мои басни читают дети, а это такой народ, который все истребляет, что ни попадется в руки. Поэтому много басен и выходит.

Слайд 18

Люблю, где случай есть, пороки пощипать… Всякая басня - ……………….. Говорится о животных, понимай: о людях, общечеловеческих пороках. Современники Крылова весело поглядывали друг на друга: знаем, знаем, о ком сказано! олицетворение

Слайд 19

Вы читали «Квартет». Попробуйте сесть так, как сидели персонажи басни. «Чтоб музыкантом быть , ………………………………… ………………………………… А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».

Слайд 20

Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она. Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне «……………….»? (Вот лещик, потроха, Вот стерляди кусочек!) Демьянова уха

Слайд 21

Вещунья – вещая птица, предсказательница. Вещунья в басне Крылова – это ……... ворона

Слайд 22

«Во что бы ни рядился хищник, он остается хищником», - читаем в книге « Басни Ивана Крылова». Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней ……….………….. После 1812 года Крылов стал по всеобщему признанию великим русским баснописцем, кандидатом «на никем еще не занятое на Руси место «…....……………..». «Волк на псарне» народного поэта

Слайд 23

Накануне своей смерти Крылов создал Окончательный свод своих басен: … КНИГ, …………….. БАСЕН. 9 более 200

Слайд 24

Мораль сей басни такова…

Слайд 25

На другой день после похорон более тысячи читателей получили по экземпляру басен: «Приношение. На память об Иване Андреевиче. По его желанию. Санкт – Петербург. 1844. 9 ноября. ¾ 8 – го утром.»

Слайд 26

Это иллюстрации художников… ? Г.И.Нарбут (1886 – 1920) Н.Строганова М.Алексеев

Слайд 27

Запишите правильно: басн …писец ал?егория аф … ризм ин… ск … зание нрав…учение п… рсонаж с…тира ирон..я

Слайд 28

Крылов задумался над раскрытой книгой… Кто автор памятника, установленного в 1885 году в Петербурге, в Летнем саду ? ……..……. П.К. Клодт

Слайд 29

«Истинно народный поэт» Со временем его будет читать весь народ русский. Это слава, это триумф! Из всех родов славы самая лестная, самая неподкупная слава народная. В.Г. Белинский



Предварительный просмотр:

Ф.И.О. автора:

Место работы

Должность

Предмет

Класс

Тема урока: А за меня мои звери говорят!

Базовый учебник

Разделы:

1. Цель и задачи урока:

- вызвать интерес к многогранной личности баснописца;

- Содержание нравственно-этической «программы» басен Крылова, закрепление теоретических знаний о басне и практическое применение в процессе выполнения заданий викторины;

- развивать творческие способности учащихся (иллюстрации к басням, инсценирование, выразительное чтение басни).

2. Тип урока

3. Формы работы учащихся

4. Оборудование урока: тексты басен Крылова, выставление рисунков, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Басни Крылова на укроках литературы».

5. Ход урока:

5.1. Портрет И.А. Крылова «У нас в гостях…»

- Я родился 13 февраля (2 февраля) 1769 года (1766? 1768?), по преданию  - в Москве. Детство мое прошло в Твери, где отец мой был председателем магистрата. После его смерти (в 1778г.) я поступил подканцеляристом в Калязинский земельный суд, потом в Тверской магистрат. В молодости был известен как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Первая басня вышла в свет в 1809 году. Написал более 200 басен с 1809 по 1843 год. Помимо басен, написал также стихотворные трагедии «Клеопатра» (1785), «Филомела» (1786) и неоконченную комическую оперу «Илья0богатырь» (1897).

- Назовите имя.

Запись темы (портрет)


5.2. Учитель читает (слайд №5) текст:

В июле, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору,

Из дальних странствий воротясь,

По улице слона водили,

Как видно напоказ - …

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу.

Слайд №6. Какие басни Крылова узнали?

Как называется юмористическое представление, составленное из частей известных произведений? (центон)

Слайд №7. Басней называется:

(выбрать правильный ответ)

Слайд №8.

Аллегория –

Сатира –

Олицетворение –

Эзопов язык –

(по имени греческого баснописца …. Эзопа)

Слайд №9-10-11 (Знаменитые баснописцы)

Басня – один из старейших жанров литературы.

Гесиод

Эзоп

Лафантен Где ? А в России?

Лессинг

Автор статьи «Иван Андреевич Крылов»

Слайд №12-13-14. Как относятся современники к баснописцу.

Один из современников: «… Сумароков нашел басню в поле, Хемницер привел её в город, Дмитриев ввел её во дворец, Крылов вывел на площадь…».

Н.В. Гоголь: «… всюду у него Русь и пахнет Русью»

«… басни его – книга мудрости самого народа»

А.С. Грибоедов: …А если б, между нами,

Был ценсором назначен я,

На басни бы налег: ах! Басни - смерть моя!

Насмешки вечные над львами, над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари.

Слайд №15-16. Исторические анекдоты о Крылове.

Слайд №17. Мои басни читают дети.

Викторина «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…».

Слайд №18. «Знаем, знаем, о комп сказано!» (портреты героев басен).

Слайд №19. Сесть так, как сидели персонажи «Квартета».

Дополнить строки.

Слайд №20. Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне «демьянова уха»?

Слайд №21. Вещунья в басне Крылова – это …

Слайд №22. Иллюстрация к какой басне?

После 1812 г. Крылов стал по всеобщему признанию великим русским баснописцем, кандидатом «На никем еще не занятые на Руси место … «народного поэта».

- Что же такого необыкновенного в языке басен Крылова? Почему «Басни И.А. Крылова нельзя переводить ни на какой иностранный язык?»

(В.Г. Белинский)

- Приведите примеры крылатых выражений из басен И.А. Крылова, которые имеют такой смысл:

  • необходимость согласованный действий;
  • дело на двигается, а вокруг происходят бесполезные разговоры;
  • не заметить самого главного;
  • для дела необходимы умения и талант;
  • каждый должен заниматься своим делом;
  • незаслуженные обвинения сильных в адрес слабых или зависимых.

Слайд №23. Накануне своей смерти Крылов создал окончательный свод своих басен: 9 книг, более 200 басен.

Как назывались басни?

Слайд №24.

Мораль сей басни такова…

Слайд №25.

На другой день после похорон более тысячи читателей получили по экземпляру басен:

«Приношение. На память об Иване Андреевиче. По его желанию. Санкт-Петербург. 1844. 9 ноября. 3/3 8-го утром.».

Слайд №26. Это иллюстрации художников… (Г.И. Нарвут. Н. Строганова. М. Алексеев).

Слайд №27. Запишите правильно:

басн…писец

ал…егория

аф…ризм

ин…ск…зание

нрав…учение

п…рсонаж

с…тира

ирон…я

Слайд №28. Крылов задумался над раскрытой книгой… Кто автор памятника, установленного в 1885 году в Петербурге, в Летнем саду? (П.К. Клодт)

Слайд №29. «Истинно народный поэт». Со временем его будет читать весь народ русский. Это слава, это триумф! Из всех родов славы самая лестная, самая неподкупная слава народная.

(В.Г. Белинский)

6.Перечень ЭОР:

6.1. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

6.2. http://slovar.lib.ru/dict.htm - словарь литературоведческих терминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

Конспект и презентация к уроку литературы "Дедушка Крылов и его басни"

Урок-концерт направлен на обобщение басенного мастерства И.А. Крылова. В ходе урока дети инсценируют басни, рассматривают мораль в изучаемых баснях. Презентация является сопровождением урока и использ...

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...

План-конспект урока литературы в 5 классе по басням И.А. Крылова(с приложениями)

План-конспект,презентация,видеоролик мультфильма по басням И.А.Крылова...

план-конспект и презентация к уроку литературы в 9 классе «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»

Урок литературы в 9 классе«Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектировани...

Конспект и презентация к уроку литературы по поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"

В материале содержится конспект урока и презентация по теме "За что наказан Демон?"....