Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион" (межпредметные связи - литература, история, математика, психология, ОБЖ).
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион". Автор - Борисова Н.В. Межпредметные связи - история. математика, литература, ОБЖ. Можно использовать и на классных часах (после изучения произведения в школе или как повторение когда-то изученного).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по рассказу Альфонса Доде́ (1840-1897) «Маленький шпион»  

                             Разработчик урока: Борисова Н.В.

Цель урока: познакомить с творчеством А.Доде на примере рассказа «Маленький шпион»

 Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • углубить представление об особенностях творчества зарубежных писателей;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к литературе;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • помощь подростку в экстремальной ситуации (советы формулируют сами дети, в конце урока даётся памятка).

Ход урока.

1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим об очень интересном произведении знаменитого писателя Альфонса Доде. Оно называется  «Маленький шпион».

Но для начала представьте себе, что вы живёте не в Москве XXI века, а во Франции в период Франко-Прусской войны (1870 – 1871). Вы находитесь в осаждённом Париже. Против вас воюют хорошо вооружённая победоносная армия нескольких немецких государств. Город в тяжёлом положении, перебои с едой. Не хватает элементарных вещей, нужных для нормальной жизни. Каждый день в городе гибнут люди. Защитники города напрягают все силы в неравной борьбе, чтобы выстоять в тяжёлые дни осады. Все должны действовать сплочённо, от действий КАЖДОГО зависит судьба всего города.

3. Откройте тетради по литературе и запишите тему нашего урока:

Альфонс Доде́ (1840-1897)

Рассказ «Маленький шпион»  

3. Вопросы учителя  (опрос).

1.Почему произведение называется «Маленький шпион»?

2. Как зовут главных героев рассказа?

3.Почему имя Стен дано и отцу, и его сынишке?

4.Кто такой долговязый? Почему автор не даёт ему имени?

5. Какое предательство совершил герой?

4.Сравнительная характеристика героев. Составление таблицы по наблюдениям за текстом и опрос.

1.Интересно понаблюдать за героями и сравнить персонажи. В ваших тетрадках и нарисуйте таблицу:

Стен

долговязый

2.Заполните её, сопоставляя двух героев. Вы может отвечать по памяти или воспользоваться учебником (3 часть). Можно работать с текстом (стр. 80-82, 84). Итак…  

Стен

долговязый

Заплакал, покраснел от стыда, стоял с опущенной головой, дрожал от стыда, страха, невидимая рука сжимала его сердце, побледнел…

Смеялся, пренебрежительно усмехнулся, с гордым, как у вельможи, видом вышел…    

3.Промежуточный итог. Почему поведение героев так отличается?

4. Долговязый предал Родину из-за голода, страха, не выдержал угроз и пыток? Нет, его предательство страшнее. Он продал свою честь и убил свою совесть.

5.Как вы думаете, почему долговязый втянул в своё чёрное дело Стена, ведь ему это было не выгодно: два человека привлекают больше внимания и придётся делить деньги?

Ответ: Негодяю хочется, чтобы окружающие люди перестали быть честными и счастливыми, чтобы позор и нравственная грязь, говоря метафорически, испачкала как можно большее количество людей, особенно всеми уважаемых.

5. Итак, с помощью какого приёма автор изображает эти персонажи? Ответ: противопоставление, или антитеза.

5. Составление схемы (в виде графика) по наблюдениям за текстом и опрос.

1. Можно проследить эволюцию образа Стена.

Составим в тетрадях график, где ось вертикали  - судьба персонажа, а ось горизонтали – временные рамки, в которые поставил его автор.

 

                ↑

добро

до предательства

Любовь, счастье,

уважение

                                                           жизнь меняется и                                                                            

                                                     появляется шанс в будущем 

       мечта разбогатеть                    признание

после предательства

зло

 плохая компания                 стыд, ужас, раскаяние

       

   

                              предательство

Наводящие вопросы для построения графика:

1.Какой была жизнь героев до предательства? Как к ним относились в городе? Почему? Куда поместим точку отсчёта нашего графика? С чего начнём?

2. Какие недостойные чувства и желания поселились в душе мальчика? И в какой момент это произошло?

Ответ: следил с увлечением и восторгом за азартной игрой в пробки.

3. Почему опасно было даже смотреть на игру?

Ответ: мальчик сопереживал игрокам и мечтал о богатстве, внимание ко злу затягивает во зло.

4. Что привело к предательству?

5. Можно ли назвать поступок падением? Куда мы ведём линию жизни героя?

6. Какие эмоции захватили Стена после предательства? Стал ли он таким самодовольным и бесчувственным, как долговязый? Хорошо ли это? Куда ведём линию графика?

7.Как отец отреагировал на правду о сыне? Чего лишился маленький Стен? Как он был наказан?

8. Что означают последние слова отца: «Хорошо. Я верну их пруссакам…»?      Что означает слово «их»?

Ответ: деньги, полученные за шпионаж.

9.Что случилось с отцом мальчика? Можем ли мы провести черту графика до первоначального уровня? (нет).

10. Почему отец жертвует собой?

Ответ: Хочет загладить вину сына, вернуть обоим доброе имя, быть с теми, кого предал его собственный сын, взять на себя наказание за страшный поступок своего ребёнка.

11.Можем ли мы направить стрелку вверх, если подумаем о будущем для Стена?

Ответ: Да.

 12.Благодаря каким двум моментам?

 Ответ: раскаяние сына и самопожертвование отца.

6. Составление схемы (в виде графика) на основе размышлений учеников.

А как выглядел бы наш график, если бы Стен не признался?

добро

зло

Почему мы не знаем о дальнейшей судьбе долговязого? Почему автору это совсем не интересно?

Ответ: в этом герое нет задатков для исправления.

8. Составление схемы на основе анализа текста.

Итак, в чём же последствия поступка Стена-младшего? Запишите в тетради. Схема заполняется постепенно (по ответам учеников).

                                         

 Схема (окончательный вариант):

поражение французов, провал атаки     Стена могли убить, арестовать

                                 

    смерть многих                   ↑                ↗         →страшный удар для отца

соотечественников,

 знакомых                  ←                                  →               смерть отца  в бою          

цена крови-

несколько  ←                                                           →полное сиротство

монет, но и

они не радуют

                                                                           →      бесчестье                                                                                

муки совести                   ←        →          несчастье

Дополнительные вопросы:

1.Для чего автор вводит образ немецкого солдата (пруссака), сказавшего мальчику: «Ошень некарашо!»

Ответ: Предательство вызывает презрение даже у неприятеля! А падение юного существа не оставляет никакого настоящего человека равнодушным.

2. Почему старый солдат обращается только к  Стену, а не к долговязому?

Ответ: Долговязый не хочет исправляться, а Стен страдает!

8. Составление схемы на основе анализа текста.

Эту схему можно не записывать в тетрадь.  

Примечание: если работа над схемами заняла много времени (это может произойти, если дети плохо подготовлены или если, наоборот, высказали много интересных мыслей), можно не рисовать схему даже на доске, а провести ИТОГОВУЮ БЕСЕДУ.

Схема заполняется постепенно (по ответам учеников).

            неопытность                 ложный стыд           зависть  

                               

                             ↑                   ↑                                  

азартная игра←                                          →неумение противостоять

     жадность←                                            соблазну

                                                                      (это большая опасность      

   угрозы ←                                               в подростковом   возрасте) и                                                                                                                                                                                                          

                                                                   отказать долговязому

страх              ←                                      →малодушие, безволие        

     9. Подведение итогов.  Беседа с классом.  В конце беседы учитель раздаёт карточку («Советы Стену. Способы борьбы с соблазном»).  Дома ребята должны ознакомиться с материалом и вклеить карточку в тетрадь. Карточка (в большом формате) может быть помещена на доске.    

 

Советы Стену (способы борьбы с соблазнами):

  1. Помни: остановиться можно всегда! И чем раньше – тем лучше!
  2. Не забывай в чём истинная сила и в чём слабость.
  3. Слушайся своего внутреннего голоса. Это голос совести!
  4. Не смотри на то, что вредно. Зло притягательно, можно не удержаться.
  5. Всегда думай о последствиях (для себя, для родителей, для других людей, а в военное время – и для Родины)!
  6. Не верь тому, кто тебя торопит. Тебе мешают принять правильное решение.
  7. Не доверяй тем, кто просит скрывать что-то от старших: учителей или родителей. Хорошее  не скрывают.
  8. Не бойся посоветоваться с родителями. Даже если вначале тебя поругают, потом обязательно помогут.
  9. Ничего не нужно скрывать. Правда всегда откроется. «Сколько верёвочке не виться, а кончик будет!» - говорит народная пословица.

10.Не поддавайся на провокации. В такой ситуации собеседник никогда не хочет тебе добра. Здесь всегда кроются подвох и опасность, и твой собеседник знает это.

11.Помни: нечестно добытое не приносит истинной радости.

12.Умей отказывать с твёрдостью. Психологи придумали мудрую фразу, которую ты всегда можешь использовать. Звучит она так:  «Спасибо, нет!»

Задание: Чему вы научились? Какой урок извлекли для себя? Какие советы могли бы дать Стену?

  1. Молодцы, хорошо поработали. Выставление оценок.

 Д.з.  – прочитать  рассказ Андрея Платоновича  Платонова (1899-1951)«Песчаная учительница», сведения о писателе

Карточки для ребят удобно распечатывать в следующем виде:

 

Советы Стену (способы борьбы с соблазнами):

1.Помни: остановиться можно всегда! И чем раньше – тем лучше!

2  Не забывай в чём истинная сила и в чём слабость.

3. Слушайся своего внутреннего голоса. Это голос совести!

4. Не смотри на то, что вредно. Зло притягательно, можно не удержаться.

5. Всегда думай о последствиях. 

6. Не верь тому, кто тебя торопит. Тебе мешают принять правильное решение.

7. Не доверяй тем, кто просит скрывать что-то от старших!

8. Не бойся посоветоваться с родителями.

9. Ничего не нужно скрывать..

10. Не поддавайся на провокации. Собеседник никогда не хочет тебе добра.

11.Нечестно добытое не приносит радости.

12. Умей отказывать с твёрдостью («Спасибо, нет!»).

Советы Стену (способы борьбы с соблазнами):

1.Помни: остановиться можно всегда! И чем раньше – тем лучше!

2  Не забывай в чём истинная сила и в чём слабость.

3. Слушайся своего внутреннего голоса. Это голос совести!

4. Не смотри на то, что вредно. Зло притягательно, можно не удержаться.

5. Всегда думай о последствиях. 

6. Не верь тому, кто тебя торопит. Тебе мешают принять правильное решение.

7. Не доверяй тем, кто просит скрывать что-то от старших!

8. Не бойся посоветоваться с родителями.

9. Ничего не нужно скрывать..

10. Не поддавайся на провокации. Собеседник никогда не хочет тебе добра.

11.Нечестно добытое не приносит радости.

12. Умей отказывать с твёрдостью («Спасибо, нет!»).

Советы Стену (способы борьбы с соблазнами):

1.Помни: остановиться можно всегда! И чем раньше – тем лучше!

2  Не забывай в чём истинная сила и в чём слабость.

3. Слушайся своего внутреннего голоса. Это голос совести!

4. Не смотри на то, что вредно. Зло притягательно, можно не удержаться.

5. Всегда думай о последствиях. 

6. Не верь тому, кто тебя торопит. Тебе мешают принять правильное решение.

7. Не доверяй тем, кто просит скрывать что-то от старших!

8. Не бойся посоветоваться с родителями.

9. Ничего не нужно скрывать..

10. Не поддавайся на провокации. Собеседник никогда не хочет тебе добра.

11.Нечестно добытое не приносит радости.

12. Умей отказывать с твёрдостью. («Спасибо, нет!»)

Советы Стену (способы борьбы с соблазнами):

1.Помни: остановиться можно всегда! И чем раньше – тем лучше!

2  Не забывай в чём истинная сила и в чём слабость.

3. Слушайся своего внутреннего голоса. Это голос совести!

4. Не смотри на то, что вредно. Зло притягательно, можно не удержаться.

5. Всегда думай о последствиях. 

6. Не верь тому, кто тебя торопит. Тебе мешают принять правильное решение.

7. Не доверяй тем, кто просит скрывать что-то от старших!

8. Не бойся посоветоваться с родителями.

9. Ничего не нужно скрывать..

10. Не поддавайся на провокации. Собеседник никогда не хочет тебе добра.

11.Нечестно добытое не приносит радости.

12. Умей отказывать с твёрдостью. («Спасибо, нет!»)

                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")

Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...

Разработка открытого урока по рассказу И.А. Бунина "Красавица"

Данная разработка позволит учителю, работающему в 11-х  классах, провести лингвостилистический анализ художественного прозаического текста на примере рассказа Бунина.Цель работы:  убедить детей в необ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...

Открытый урок химии 8 класс на тему: "Ионная связь"

Главной характеристикой атома является заряд его ядра, от которого зависит и радиус атома. Чтобы определить число электронов на внешнем уровне достаточно знать номер группы.Теперь, составим логическую...