«Школьная газета как средство речевого развития учащихся»
методическая разработка по литературе на тему

Ласточкина Татьяна Ильинична

В своей работе "Школьная газета как средство речевого развития " показываю рдеятельность кружка "Юный журналист" в школе. В связи с переходом на ФГОС ОО данная программа может стать основой для программы по внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьная газета как средство речевого развития учащихся»

  Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить.(Слайд 1)

 Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своих творческих способностей не только на уроке, но и во внеурочное время.(Слайд 2)

   Необходимо одновременно помогать юным дарованиям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

  Настоящая программа рассчитана на 1 год. (Слайд 3)

   Рабочая программа «Юный журналист» рассчитана на 68 часов, которые проводятся     в течение года (по 2 часа в неделю)

   Курс позволяет учащимся выявить свои способности по литературе.

   Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по  литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике.(Слайд 4)

   (Слайд 5)Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, творческих способностей, интереса к литературе, истории и другим наукам.

(Слайд 6)   Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

  Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. (Слайд 7)Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий,  которые позволяют каждому учащемуся создавать личностно значимую  для него продукцию: презентации, публикации, фотографии.

(Слайд 8) Формы занятия, предусмотренные программой:

1. свободная творческая дискуссия;

2. ролевые игры;

3. выполнение творческих заданий;

4. активные методы формирования системы общения;

5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

  Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

(Слайд 9)Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

(Слайд 10)Задачи:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

(Слайд 11)Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

(Слайд 12)Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

  (Слайд 13)Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

(Слайд 14)Формы контроля разнообразны:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

  Программой предусмотрен конкурс творческих работ и публикации в прессе.

  (Слайд 15)  В редколлегию принимаются все желающие, но пока  состав работающих  небольшой  -  9 человек. Это ребята разных классов, с седьмого по одиннадцатый. В газете мы освещаем все школьные события, печатаем интервью с учителями и детьми по поводу того или иного события.

 Коллектив газеты является активным ее участником. Ученики любят делать опросы, тестирования, анкетирования; брать интервью, фотографировать. Те ребята, которые уже занимаются второй год в кружке, могут самостоятельно формулировать цели и задачи рубрик, составлять вопросы к интервью. В редакцию газеты входят: главный редактор - Гречка Т.И., корреспонденты: Свириденко Ю., Панасенко П., Фатеева А., Утёнышев С., Смирнова М., Гончарук М., фотограф: Латышев Д.; верстальщики: Смирнова Д., Мещерова А..

 (Слайд 16) Работа над газетой осуществляется на заседаниях Редакционного совета и Редколлегии, на которых определяется содержание, объем издания.

  Периодичность выхода издания — один раз в два месяца в течение учебного года (с сентября по июнь).

(СЛАЙД 17 ) Редакционный совет:

  • утверждает концепцию газеты, ее дизайн и направленность;
  • осуществляет общее руководство изданием номеров газеты;
  • утверждает предлагаемые в газету статьи, рисунки и фотоматериалы;
  • выносит замечания авторам газеты.

(СЛАЙД 18 )  Начало издания – 2011 год.

Газета – результат работы  учащихся 7-11 классов.

Разнообразные новости

 Тематические подборки.

Школьные юбилеи, праздники, достижения

Рассказ о знаменитых выпускниках.

Рубрики газеты «Звездочка» различны. Очень часто входят такие рубрики:

(СЛАЙД 19,20 )  •«От редактора»;

•«Наши достижения» (призеры олимпиад, победители спортивных соревнований различного уровня);

•«Проба пера» (стихи и проза наших учеников);

•«Поздравляем!»;

•«Интервью номера» (разговор с интересными людьми, учителями, учениками, родителями);

•«Наши корреспонденты сообщают» (заметки на наиболее острые темы корреспондентов газеты);

•«Кроссворды, ребусы, загадки» и т.д.

(СЛАЙД 21 ) Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…

 (Слайд 22) В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

(СЛАЙД 23)  Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

 

 (СЛАЙД 24)В ходе работы учащиеся знакомятся с понятиями:

1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция,

2.типы речи, стили речи,

3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.

4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья, …

  Учащиеся должны уметь:

1.собирать материал, систематизировать его,

2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,

3.доказывать свою собственную точку зрения,

4.интересоваться мнением других людей,

5.составлять план,

6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,

7.собирать материал

8.грамотно излагать свои мысли,

9.создавать макет будущего номера

10.редактировать созданный материал

  В итоге ученики :

- умеют построить устное и письменное сообщение;

- умеют работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умеют общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельно готовятся к публикации материалов в прессе.

(СЛАЙД 25) Все приобретенные навыки ребята могут использовать при написании сочинения в 10 и 11 классах, на ЕГЭ по ли-ре.

 В связи с переходом на ФГОС ОО данная программа «Юный журналист » может стать основой для программы по внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся

Выступление на семинаре «Развитие творческих речевых умений и эстетического мировозрения учащихся в урочной и внеурочной  деятельности» (тема выступления: «Школьная газета как средство развития т...

Презентация «Школьная газета как средство речевого развития учащихся»

Доклад на тему «Школьная газета как средство речевого развития учащихся»...

Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся

Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Личностно-ориентированный подход требует становления педагога как професси...

Школьная газета как средство социализации и развития творческих способностей одаренных обучающихся

В данной работе представлен краткий отчёт о работе школьной газеты в рамках реализации комплексной модели психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся через интеграцию урочной и внеур...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы «Школьная газета как средство развития творческих способностей учащихся».

Статья-отчёт о работе над созданием школьной газеты для выступления на семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"....

Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – на...

Внеурочная деятельность учителя - логопеда как средство активизации речевого развития учащихся с ОВЗ

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – зало...