«Школьная газета как средство речевого развития учащихся»
методическая разработка по литературе на тему
В своей работе "Школьная газета как средство речевого развития " показываю рдеятельность кружка "Юный журналист" в школе. В связи с переходом на ФГОС ОО данная программа может стать основой для программы по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школьная газета как средство речевого развития учащихся»
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить.(Слайд 1)
Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своих творческих способностей не только на уроке, но и во внеурочное время.(Слайд 2)
Необходимо одновременно помогать юным дарованиям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа рассчитана на 1 год. (Слайд 3)
Рабочая программа «Юный журналист» рассчитана на 68 часов, которые проводятся в течение года (по 2 часа в неделю)
Курс позволяет учащимся выявить свои способности по литературе.
Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике.(Слайд 4)
(Слайд 5)Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, творческих способностей, интереса к литературе, истории и другим наукам.
(Слайд 6) Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. (Слайд 7)Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий, которые позволяют каждому учащемуся создавать личностно значимую для него продукцию: презентации, публикации, фотографии.
(Слайд 8) Формы занятия, предусмотренные программой:
1. свободная творческая дискуссия;
2. ролевые игры;
3. выполнение творческих заданий;
4. активные методы формирования системы общения;
5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
(Слайд 9)Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
(Слайд 10)Задачи:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
(Слайд 11)Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
(Слайд 12)Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
(Слайд 13)Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
(Слайд 14)Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Программой предусмотрен конкурс творческих работ и публикации в прессе.
(Слайд 15) В редколлегию принимаются все желающие, но пока состав работающих небольшой - 9 человек. Это ребята разных классов, с седьмого по одиннадцатый. В газете мы освещаем все школьные события, печатаем интервью с учителями и детьми по поводу того или иного события.
Коллектив газеты является активным ее участником. Ученики любят делать опросы, тестирования, анкетирования; брать интервью, фотографировать. Те ребята, которые уже занимаются второй год в кружке, могут самостоятельно формулировать цели и задачи рубрик, составлять вопросы к интервью. В редакцию газеты входят: главный редактор - Гречка Т.И., корреспонденты: Свириденко Ю., Панасенко П., Фатеева А., Утёнышев С., Смирнова М., Гончарук М., фотограф: Латышев Д.; верстальщики: Смирнова Д., Мещерова А..
(Слайд 16) Работа над газетой осуществляется на заседаниях Редакционного совета и Редколлегии, на которых определяется содержание, объем издания.
Периодичность выхода издания — один раз в два месяца в течение учебного года (с сентября по июнь).
(СЛАЙД 17 ) Редакционный совет:
- утверждает концепцию газеты, ее дизайн и направленность;
- осуществляет общее руководство изданием номеров газеты;
- утверждает предлагаемые в газету статьи, рисунки и фотоматериалы;
- выносит замечания авторам газеты.
(СЛАЙД 18 ) Начало издания – 2011 год.
Газета – результат работы учащихся 7-11 классов.
Разнообразные новости
Тематические подборки.
Школьные юбилеи, праздники, достижения
Рассказ о знаменитых выпускниках.
Рубрики газеты «Звездочка» различны. Очень часто входят такие рубрики:
(СЛАЙД 19,20 ) •«От редактора»;
•«Наши достижения» (призеры олимпиад, победители спортивных соревнований различного уровня);
•«Проба пера» (стихи и проза наших учеников);
•«Поздравляем!»;
•«Интервью номера» (разговор с интересными людьми, учителями, учениками, родителями);
•«Наши корреспонденты сообщают» (заметки на наиболее острые темы корреспондентов газеты);
•«Кроссворды, ребусы, загадки» и т.д.
(СЛАЙД 21 ) Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…
(Слайд 22) В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
(СЛАЙД 23) Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
(СЛАЙД 24)В ходе работы учащиеся знакомятся с понятиями:
1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция,
2.типы речи, стили речи,
3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья, …
Учащиеся должны уметь:
1.собирать материал, систематизировать его,
2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,
3.доказывать свою собственную точку зрения,
4.интересоваться мнением других людей,
5.составлять план,
6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,
7.собирать материал
8.грамотно излагать свои мысли,
9.создавать макет будущего номера
10.редактировать созданный материал
В итоге ученики :
- умеют построить устное и письменное сообщение;
- умеют работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умеют общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельно готовятся к публикации материалов в прессе.
(СЛАЙД 25) Все приобретенные навыки ребята могут использовать при написании сочинения в 10 и 11 классах, на ЕГЭ по ли-ре.
В связи с переходом на ФГОС ОО данная программа «Юный журналист » может стать основой для программы по внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123528-1350063831.jpg)
Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся
Выступление на семинаре «Развитие творческих речевых умений и эстетического мировозрения учащихся в урочной и внеурочной деятельности» (тема выступления: «Школьная газета как средство развития т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/30/picture-575977-1422602161.jpg)
Презентация «Школьная газета как средство речевого развития учащихся»
Доклад на тему «Школьная газета как средство речевого развития учащихся»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-539181-1417939086.jpg)
Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся
Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Личностно-ориентированный подход требует становления педагога как професси...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/14/picture-280665-1376485715.jpg)
Школьная газета как средство социализации и развития творческих способностей одаренных обучающихся
В данной работе представлен краткий отчёт о работе школьной газеты в рамках реализации комплексной модели психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся через интеграцию урочной и внеур...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/16/picture-1046990-1531763383.jpg)
Из опыта работы учителя русского языка и литературы «Школьная газета как средство развития творческих способностей учащихся».
Статья-отчёт о работе над созданием школьной газеты для выступления на семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1085772-1543057155.jpg)
Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – на...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-82289-1352399195.jpg)
Внеурочная деятельность учителя - логопеда как средство активизации речевого развития учащихся с ОВЗ
Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – зало...