Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся
статья по теме

Алатырева Оксана Геннадьевна

Выступление на семинаре «Развитие творческих речевых умений и эстетического мировозрения учащихся в урочной и внеурочной  деятельности» (тема выступления: «Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся»). К выступлению прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная газета как средство развития творческих способностей обучающихся

Творчество - это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь
Майк Вэнс (слайд 2)

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить

Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своих творческих способностей не только на уроке, но и во внеурочное время. Являясь логическим продолжением учебной деятельности, внеклассная работа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей тех обучающихся, которые стремятся глубже усвоить материал, чем на уроке, проявить себя в практической деятельности. Этому способствует участие в сетевых предметных проектах, конкурсах, кружковой работе.

В 2011-2012 уч. году было решено организовать кружок по созданию школьной газеты. Назвали мы его «Большая перемена», по названию газеты. (слайд 3)

Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.

Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. (слайд 4)

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Содержание программы (слайд 5)

I. Вводное занятие

 Знакомство с разделами программы, с необходимыми принадлежностями на занятиях. Об организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

II. Понятие журналистики. Жанры журналистики

 Что такое журналистика? Кто такой журналист? История журналистики в России. Появление в Европе и России первых печатных газет. Роль журналистики в обществе и роль ученического издания в жизни школы. Знакомство с самыми распространёнными жанрами. Интервью, заметка, фельетон. Определение функций жанров. Их роль и место на газетной полосе.

III. Виды газет,  правила оформления газеты. Заголовки

Виды газетной бумаги. Требования к ней. Порядок расположения материала. Работа корреспондента, художника, корректора. Виды, особенности, оформление заголовков

IV. Работа в редакторе Publisher

Знакомство с программой Publisher, ее назначение и краткая характеристика. Верстка статьи. Форма текста, размер материала. Композиция полосы.

V. Интервью. Способы получения и подачи

Признаки, типы и виды  интервью. Особенности проведения интервью. Классификация вопросов.

Практическое задание: проведение учебных интервью.

VI. Подготовка и выпуск газеты

Подбор материала, верстка и выпуск школьной газеты

Проработав год по этой программе, я поняла, что за год все аспекты рассмотреть очень сложно, и поэтому переписала нынче программу, теперь она предусматривает 3-х годичное обучение.

Издание общешкольной газеты, безусловно, служит и развитию детского самоуправления. Газета призвана осветить важнейшее события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, реализовать способности учеников. Здесь роль газеты трудно переоценить – это и объективность информации, и, в какой-то степени, реклама событиям школьной жизни, и даже вклад в создание имиджа школы, поддержание её престижа.

В редколлегию принимаются все желающие, но пока  состав работающих  небольшой и охватывает до 5-7 человек. Это ребята разных классов, в основном с седьмого по одиннадцатый. В газете мы освещаем все школьные события, печатаем интервью с учителями и детьми по поводу того или иного события.

  1. Сбор материала, обработка  (слайд 6)
  2. Верстка газеты  (слайд 7)
  1. В № 2 прошлого года в газете мы напечатали стихи, посвященные дню матери, учащихся школы  (слайд 8)
  2. Там же осветили интервью с учителями и юношами школы о курении (слайд 9)
  3. Интересное интервью нам дали наши Татьяны (Татьяна Анатольевна, учитель математики и Татьяна Леонидовна, учитель английского языка) в Татьянин день. (слайд 10)
  4. Осветили мы также и приезд в нашу школу высокого гостя - А.А. Волкова. (слайд 11)

В 4 номере газеты появился герб школы. (слайд 12)

Если в прошлых номерах мы поздравляли только юбиляров, то нынче ввели рубрику «Примите поздравления», в которой поздравляем всех именинников за месяц. (слайд 13)

В планах у нас расширить штат журналистов, привлечь ребят всей школы, чтобы они помогала в создании газеты, писали свои статьи на какие - то волнующие их темы  и приносили их нам, а так же расширить наличие различных рубрик.

В каждый номер мы пытаемся вложить частичку своей души и тем самым сделать его познавательным, интересным и развлекательным. Чтобы материал о проходящих в школе мероприятиях не был похож на сухие отчёты, стараемся находить ребят, которым это мероприятие понравилось, которых оно  чем-то зацепило, чтобы статья получилась эмоциональной и  интересной. 

Возможно, у нас ещё не так профессионально сделана газета, требуется коррекция дизайна, вёрстки, но самое главное – есть к чему стремиться, а значит, работа продолжается.

Таким образом, общешкольная газета – еще и способ самореализации, развития ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ, в частности, к изданию школьной периодики. Реализация данной программы позволяет создать базу для развития творческого потенциала учащихся.

Спасибо за внимание. (слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной,познавательной деятельности,как средство развития творческих способностей обучающихся

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования в разделе декоративно- прикладного направления....

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....

Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.

Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...

Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"

Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы «Школьная газета как средство развития творческих способностей учащихся».

Статья-отчёт о работе над созданием школьной газеты для выступления на семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"....