Урок по басням И.А.Крылова в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_basnyam_krylova-_kurmanova.rar | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 137 Г.ЧЕЛЯБИНСКА
Выполнила Курманова Нурия Зайнулловна,
учитель русского языка и литературы первой категории.
Методическая разработка
урока литературы
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012г
Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И.А. Крылов. Басни.
Тема мероприятия: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».
Цели урока: знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | |||
Организация начала урока | Психологический настрой детей на урок. Точечный массаж лица. - Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица). А теперь улыбнёмся друг другу! | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | |||
Мотивация к учебной деятельности | Проблемный вопрос: -Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются? -Дайте лексическое значение слова «пруд» -Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд. Виртуальная экскурсия. Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будет тема нашего урока. | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание |
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах. Что такое барельеф? Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | |||
Выборочная проверка домашнего задания | Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ” Беседа по статье. -Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? -Какие события предшествовали этому? - Как он получил образование? -С написания каких произведений началась его писательская деятельность? -Что такое басня? (Тема прошлого урока) | Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.» 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни. 3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. (1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке). Отвечают на вопросы учителя. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. |
Работа с литературоведческими понятиями. | «Карта жанра» – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. -Вспомните и дайте определение басни. | Групповая работа. Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка. Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл. | |
Мини-исследование в группе. | Или аллегорический смысл. - А что такое аллегория? Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон? На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечают на вопрос учителя. | |
Физ. минутка (пауза релаксации) | Организует разминку. Ча, ча, ча Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
| Активно выполняют физические упражнения | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | |||
Работа с текстом басни. | Беседа: - Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Волк и ягненок». -Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку? -Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость. | Отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Словарная работа | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта | Групповая работа. В группе- выпишите 10 непонятных слов. Группы -обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Коллективная проверка. | |
Выразительное чтение учащимися | Чтение по ролям басни Подготовка к чтению. Чтение. | ||
Знакомство с иллюстрациями басни Крылова | Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему? — Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. | |
Этап 5. Закрепление полученных знаний | |||
Групповая работа. Самостоятельный анализ басни. | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали? 2.-Над какими пороками человека смеется автор 3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли 2 группа. 1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка? 2.-Какие глаголы характеризуют главных героев? 3.- Язык персонажей басни И. Крылова подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений. 3 группа. 1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? 2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? 3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“... (Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила). Афиширование. 2 задание. Составление сравнительной таблицы Сопоставление басни Лафонтена и Крылова. Афиширование. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач |
Этап 6. Подведение итогов урока
| |||
Обобщение | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок. Афиширование результатов | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Самооценка | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | |
Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть). | Записывают задания в дневники | |
Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление). | - Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист. Итоговый комментарий | Дети добавляют в свои аппликации нужные детали: яблоки, цветы или листья. | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы Басни И.А.Крылова 6 класс
Презентация поможет раскрыть, проанализировать содержание басен И.Крылова,...
Итоговый урок-игра по басням И.А. Крылова (5 класс)
Командная игра по литературе (итоговый урок по творчеству И.А. Крылова - 5 класс)...
Урок-игра по басням И.А. Крылова, 5 класс
Урок обощения по творчеству И.А. Крылова, 5 класс (УМК Коровина В.Я.)...
Обобщающий урок по басням И.А.Крылова (6 класс)
Конспект обобщающего урока по басням И.А.Крылова в 6 классе с использованием программы Plickers....
Презентация к обобщающему уроку по басням И.А.Крылова (6 класс)
Презентация к обобщающему уроку по басням И.А.Крылова (6 класс)...
Урок-игра "Басни И.А.Крылова" 5 класс
Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова...
Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе «В мастерской художника слова. Крылов и его басни».
Позволяет расширить круг знаний о творчестве баснописца, продолжить формирование навыков работы с текстом. Для достижения данных целей используются следующие технологии: "Обучение в сотрудничеств...