Методическая разработка урока с применением здоровьесберегающих технологий «СКАЗКИ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям русского языка и литературы. В ней представлен анализ отдельных сказок Салтыкова- Щедрина, показаны элементы здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Краснодарского края

«Ладожский многопрофильный техникум»

Методическая разработка урока с применением здоровьесберегающих технологий

«СКАЗКИ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА»

                                                                 Преподаватель русского языка

                                   и литературы

                                       Толстякова В.С.

Ст. Ладожская

2014

Тема урока: "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» (гипербола,гротеск)

Цели:

образования: закрепить знания о жизни и творчестве писателя, повторить изобразительно-выразительные средства, познакомить с историей создания «Сказок», раскрыть художественное своеобразие сказок;

  развития: развивать умения пересказа, выступления  с сообщением на тему; определять, что сближает сказки Салтыкова - Щедрина с народными и что разделяет;

  воспитания: воспитывать любовь к русской классической литературе, потребность в чтении, формировать активную жизненную позицию.

Наглядность: тексты сказок, иллюстрации, портрет писателя, мультипроектор, выставка: тексты русских народных сказок, сказок Пушкина, басни И.А. Крылова.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3.Воспроизведение ранее изученного материала:

- краткие сообщения студентов о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова- Щедрина

- жанр сказки в литературе

-жанр басни в литературе (+ инсценированное чтение как вариант здоровьесберегающих технологий)

4.Новая тема.

Преподаватель:

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются. Его сказки современные литературоведы называют “малой энциклопедией его сатиры”. Почему автор серьезных романов избирает жанр сказки?

Ответы студентов.

Работа над литературными терминами: аллегория,

                                                                  гипербола, гротеск

                                                                  Сарказм

                                                              Эзопов язык (вспомнить притчу о Эзопе)

4. Работа над сказками.

“Дикий помещик” (1869).

План (на доске на экране):

  • краткий пересказ
  • элементы народной сказки
  • в чем отличие от сказок народных
  • какие пороки обличает писатель, над чем смеется
  • какие эпизоды при чтении вызвали улыбку.

Вывод: главная идея сказки – гротескный, сказочно-сатирический намек очевиден: мужиком живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет помещичью дебелость. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.

Физкультминутка.  Стоя и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».

 “Премудрый пескарь” (1883).

План (на доске на экране):

  • краткий пересказ
  • анализ (жизненная позиция старого пескаря, чему он учит)
  • как вы понимаете смысл заглавия
  • каково значение эпитета “премудрый”?

Историческая справка.

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается “изменой” Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются борцами “ с изменой”.

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Вывод. В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

5. Обобщение.

Писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом.

Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения.

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание.

Сочинить сатирическую сказку, обличающую современные пороки людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением дальтон-технологии по теме "Морфология"

Урок обобщающего повторения по теме "Морфология". Применяется технология дальтон-план....

Методическая разработка урока с применением лексической сказки. 1-2 класс. Учим счет.

Лексическая сказка. Помогает ребятам 5-7 лет быстро выучить счет от 1 до 10. Имеется ссылка на видео, которое можно использовать в образователном процессе....

методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”

методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....

Методическая разработка урока по литературе по теме "Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина".

Методическая разработка состоит из презентации, которую можно использовать на уроке знакомства с писателем....

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...