открытый урок "Жанр героического эпоса"
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

 

Тема урока: Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования

 

Учитель: Яковлева А.И.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШ

Цели:

Обучающие:

1. Обобщение знаний о мире былин и олонхо;

2. Научить сопоставлять олонхо и былину;

3. Научить обращаться к родному устному творчеству для изучения былин.

Развивающие:

  1. Развитие творческих способностей учащихся средствами выразительного чтения былины и олонхо по тексту;

2. Развитие литературных умений комплексного анализа текстов олонхо и былины;

3. Обучение анализу композиции былины;

Воспитательные:

1. Привитие интереса к жанру;

2. Воспитание чувства товарищества, идеи побратимства;

3. Обогащение культурно-духовного субъективного опыта учащихся через погружение в устное народное творчество;

4. Актуализация общечеловеческих ценностей, формирование нравственных позиций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanr_geroicheskogo_eposa_-urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования

Открытый урок в 8 «б» классе Мастахской средней общеобразовательной школы

Учитель: Яковлева А.И.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШ

Дата проведения: 11.03.2008

Цели:

Обучающие:

  • 1. Обобщение знаний о мире былин и олонхо;
  • 2. Научить сопоставлять олонхо и былину;
  • 3. Научить обращаться к родному устному творчеству для изучения былин.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей учащихся средствами выразительного чтения былины и олонхо по тексту;
  • 2. Развитие литературных умений комплексного анализа текстов олонхо и былины;
  • 3. Обучение анализу композиции былины;

Воспитательные:

  • 1. Привитие интереса к жанру;
  • 2. Воспитание чувства товарищества, идеи побратимства;
  • 3. Обогащение культурно-духовного субъективного опыта учащихся через погружение в устное народное творчество;
  • 4. Актуализация общечеловеческих ценностей, формирование нравственных позиций

Представление команд

Команда «Русичи»:

Лидер:   Семенова Саина  Дмитриевна,  староста класса, хорошист

Состав команды:

                Афанасьев Егор,

                Спиридонова Яна,

                Семенова Мария,

                Гурьев Айсиэн,

                Семенов Петя

Команда «Ураанхайдар»:

Лидер: Стручкова Ньургуяна Семеновна, учебный сектор класса

Состав команды:

Петров Андрей,

Михайлов Гриша,

Алексеева Клава,

Мальцева Галя

  • Наш консультант:

   Афанасьев Нифонт   Николаевич,  ученик 8 «Б» класса МОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа», хорошист

Речевая разминка.

Чтение учащимися текстов сцены  боя из олонхо «Бэрчимэн Бэргэн»  и былины «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»

Эвристическая беседа

  • Почему эти произведения мы называем героическим эпосом?
  • Как они написаны?
  • Как мы их читаем?
  • Средства выразительности
  • Что описывается?

Вопросы по содержанию эпоса:

  • 1. Противостояние каких героев мы видим ?
  • 2. Это положительные герои или отрицательные?
  • 3. Почему два богатыря затеяли бой?
  • Чем заканчивается это противостояние?

      -     мировой;

  • победой сильнейшего;
  • вмешательством третьего лица.

Сопоставление двух эпосов

Якутское олонхо              Русская былина

Жанр

Размер

Герой

Фольклоризированная история

Особый стих

Мифология

Сюжет

Идея

Лингвистическая викторина

  • 1. Два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически;
  • 2. То, о чем говорится в тексте;
  • 3. То, к чему призывает автор;
  • 4. Типы речи;
  • 5. Стили речи

Комплексный анализ текстов двух народов, двух эпосов- якутского олонхо и русской былины

  • 1. Тема эпоса;
  • 2. Основная мысль героического эпоса;
  • 3. Тип речи;
  • 4. Стиль речи;
  • 5. Анализ по уровням.

Анализ по уровням:

  • Лексический уровень

(тематические группы, средства выразительности)

  • Морфологический уровень

(части речи)

  • Синтаксический уровень

(типы предложений, порядок слов в предложении)

  • Фонетический уровень

(звуки речи)

Работа в группах с текстами олонхо и былины.

Новая тема

Композиционная структура сюжета.

Сюжет – (от франц.  Sujet – предмет) –система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям

Сюжет былины (части былины)

1.Зачин

2. Основная часть

-завязка;

-развитие действия;

-кульминация;

-развязка;

3. Концовка

Задание: Соотнесите части былины с содержанием.

1. Почестный пир за побратимство;

2. Богатырь Илья Муромец отправляется в город Рязань;

3. Обращение Добрыни к Илье с предложением дружбы;

4. Место рождения богатыря, его родители, приобретение им силы;

5. Описание хода событий, встреча Ильи с матерью Омелфой;

6.Встреча Ильи с Добрыней, описание боя богатырей;

Заключение

Философия народа – мудрость героических эпосов олонхо и былины; Нравственные заветы предков в олонхо.

Вывод урока:

1. По жанру, по сюжету и по идее былина и олонхо схожи;

2. Нравственные заветы двух народов: идея эпоса – идея побратимства;

единение  сил в борьбе против врагов.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о героическом эпосе-олонхо.

Героический эпос якуто-олонхо, признанный Всемирной организацией ЮНЕСКО-шедевром всего человечества, В олонхо сражаются богатыри среднего и нижнего миров, в конечном итоге добро побеждает зло. Если ко...

Якутский героический эпос ОЛОНХО

Литературная гостиная по книге "Ньургун Боотур Стремительный"Цель:Познакомить учащихся с якутским героическим эпосом. Дать представление  о сложном пути исторического развития народа Якутии...

Героический эпос народов мира.

Факультативное занятие по МХК в 8 классе....

Русский героический эпос. Герои русского героического эпоса

Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.Былины, как прави...

"Гэсэр" Бурятский героический эпос

Презентация предназначена для занятий по курсу "Писатели Восточной Сибири" в 6 классе. Содержит иллюстративный материал, способствующий пониманию особенностей бурятского героического эпоса и  раз...

Интегрированный урок ОЛОНХО - героический эпос

Интегрированный урок для учащихся художественных школ и студий и сетевой урок для младших школьников и старших дошкольников общеобразовательных школ...

Героический эпос

Материал можно использовать при изучении раздела "Теория литературы. Героический эпос (начальные представления)"...