Якутский героический эпос ОЛОНХО
материал по теме

Кузнецова Татьяна Анатольевна

 

Литературная гостиная по книге "Ньургун Боотур Стремительный"

Цель:Познакомить учащихся с якутским героическим эпосом. Дать представление  о сложном пути исторического развития народа Якутии. Воспитывать уважение к культурно-историческому наследию Республики Саха и достоянию ее народа.

Медиа-поддержка:

ПК, медиа-проектор, музыкальный центр

Программы,  диски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Якутский героический эпос ОЛОНХО

(Автор сценария зав.отделом библиотеки Кузнецова Т.А.)

Олонхо для якутского народа есть

энциклопедия мудрости его искусства

и поэзии. Это музей, где собран весь

алмазный фонд поэтического гения

этого народа, все вершины духовного

и материального творения его в прошлом.

Суорун ОМОЛЛОН,1940 г.

        Оформление: Задник оформлен как экран. На сцене (пока не знаю).  

Ведущий 1. Здравствуйте уважаемые гости, ребята, учителя! Все вы прекрасно понимаете, что историю своего края надо знать.

Ведущий 2. И мы надеемся, что вы её знаете, а это значит – с легкостью ответите на вопросы и разгадаете кроссворд.

        Кроссворд на слайдах

Ведущий 1. Трудновато?.. Давайте приоткроем занавес этой исторической тайны.

Ведущий 2. Слушайте внимательно, и вы найдете ответы на вопросы

  На фоне якутской музыки выходят чтецы. Торжественно с чувством начинают читать отрывок из песни-олонхо «Родина моя» А.И.Сафронова (перевод Вл.Солоухина).

1 чтец         О родина,

                Якутия моя!

Как заколдованный забытый богатырь,

Окованный железными цепями,

Коленопреклоненный, неподвижный,

Вдали,

В углу земли,

У кромки Ледовитой

Ты спишь, не в силах чары одолеть.

2 чтец         Но верю, знаю,

Верю и надеюсь,

Что ты проснешься,

Сбросишь эти цепи,

Ты обернешься

Бодрым, смелым, сильным,

И вот тогда-то

Земля от всех снегов освободится,

Река от толстых льдов освободится,

Тайга от зимних вьюг освободится.

1 чтец         А люди,

Замурованные в юртах,

Сидящие под стражей лютой стужи,

Все на ноги поднимутся.

Все встанут

И выйдут на свободу, где земля

Теплом весенним радостно курится,

Где солнце светит, тучи разогнав.        

2 чтец         Остановитесь,

Слушайте,

Внимайте!

Уже сейчас под толстым слоем снега

Журчат, клокочут первые ручьи,

Уже сейчас в голодных дымных юртах

Слова людей проснувшихся слышны.

Мне эти звуки, признаки ясны,

О первые проснувшиеся люди,

О вы, кто раньше встал,

Кричите, пойте громче,

Будите остальных,

Зовите дни весны!

Музыка громче. Слайды с выходом ведущих музыка затихает __________________________________________________

Ведущий 1. Ну, что? Попробуем отгадать хотя бы  одну букву из кроссворда?

Ведущий 2. Не получилось?! Тогда продолжим…

Ведущий 1.        У каждого народа есть свои символические святыни. Так как мы живем в Якутии мы должны знать святыни якутского народа, а у них их трижды три и все они гармоничны:

Ведущий 2.

  1. Сэргэ, чорон, хомус;
  2. Олонхо, ысыах, осуохай;
  3. Конь, олень, стерх,

Ведущий 1.Все они дают прямой выход к богатейшей, духовной жизни народа – к языку, истории, традициям.

Ведущий 2. Каждой святыне можно было бы посвятить отдельное мероприятие, но Олонхо всё оживляет, оно и сердце и сердцевина этой гармонии.

Ведущий 1.Поэтому сегодня я предлагаю прикоснуться к святыне святынь якутского народа, величайшему творению якутского ума – ОЛОНХО.

Ведущий 2. Мы начинаем первые литературные чтения героического эпоса ОЛОНХО, и посмотрим как поняли, как прочувствовали ребята поэтических шедевр якутского народа.

Музыка якутская с нарастанием. Выходят чтецы 8в класса начинают чтение с драматизацией.

Далеко за дальним хребтом

Давних незапамятных лет…

За туманной дальней чертой

Несказанных бедственных лет,

Когда тридцать пять племен,

Населяющих Средний мир,

Тридцать пять улусов людских

 Не появились еще на земле…

Когда великий Улуу Тойон

И гремящая Куохтуйа Хотун

Еще не жили на хребте

Яростью объятых небес,

Когда еще не закляли их

Словами, разящими, словно копье,

Люди их рода айыы аймага

 С поводьями за спиной, -

В те времена

 Была создана

Изначальная Мать-Земля…

С такой твердынею под пятой,

Нажимай – не колыхнется она!

С такой высоченной хребтиной крутой,

Наступай – не прогнется она!

С широченной основой такой,

Ударяй – не шатнется она!

Осьмикрайняя, на восьми ободах,

На шести незыблемый обручах,

Убранная в роскошный наряд,

Обильная щедростью золотой,

Гладко – широкая, в ярком цвету,

С восходящее – пляшущим солнцем своим,

Взлетающим над землей,

С деревами, роняющими листву,

Падающими, умирая;

С шумом убегающих вод,

Убывающих, высыхая;

Расточающимся изобильем полна,

Возрождающимся изобильем полна,

Бурями обуянная, -

Зародилась она,

Появилась она

В незапамятные времена –

Изначальная Мать-Земля…

Необозрим кругозор,

Неизмерим простор

Великой долины той –

 Широкой равнины той;

Прославленное имя ее –

Праматерь Кыладыкы.

Там степная трава зелена,

По траве будто волны бегут;

Там деревья густо цветут;

Крупной дичи там счета нет,

Мелкой дичи там сметы нет,

В изобильной этой стране

Приволье  горлицам и сарычам,

Там кукушки звонко поют всегда…

Но до той поры,

Пока с высоты

Белых неколебимых небес

Великий Айыы Сиэр Тойон

Трех своих любимых детей

На облаке не опустил,

Повелев им жить на Средней земле…

Ответы на вопросы _______________________________________________

Ведущий 1.        Сейчас вы должны наверняка отгадать первое слово.  Или хотя бы букву.

Ведущий 2. Назовите мать древнего  свирепого племени. Ну давайте откроем буковку.

Ведущий 1.        А как называлась изначальная мать-Земля?

Ведущий 2 . И это не знаете?

Ведущий 1.        Из этой выписки мы узнаем, как создавалась изначальная Мать-Земля; как она была прекрасна; как она тремя людьми, спущенными с Верхнего мира, была впервые заселена.

Ведущий 2. Когда были спущены с Верхнего мира первые люди, уже сюда налетали 

На фоне музыки выходит 6в класс

С северных, метельных небес

Сонмища свирепых племен,

У которых рты на груди,

Чей отец был Улуу Тойон,

А мать – грохочущая на высоте,

Неистовая Куохтуйа Хотун.

Огненными глазами они

Оглядывали равнинную ширь;

Им по нраву пришлось

По долине той

Прыгать скакать, играть;

А от их тяжелых прыжков,

От свирепой игры и возни

Трещинами раскололась земля,

Буераками расползлась,

Раскололась оврагами вдоль и вширь.

Из-под купола выхревых небес

Заваленной тучами стороны

Набегали сюда племена

Подземных абаасы,

Чей отец – Арсан Дуолай,

А мать – старуха Ала Буурай,

Властители страшных

Подземных бездн.

Медными глазами они

Разглядывали равнинную ширь,

Им по нраву долина пришлась.

И вот исполины абаасы,

Как огромные ели, зимой

Покрытые грузным снегом и льдом,

Играли, прыгали тяжело,

Лишь метались темные тени их.

И от их тяжелых прыжков,

От чудовищной их игры

Балками раскололась земля,

Оврагами разорвалась…

Народившиеся от первых людей

Три племени уранхай – саха,

Четыре племени айыы-аймага

Сильных вырастили сыновей,

Отважных богатырей,

Не жалеющих головы своей.

Вставали отважные удальцы,

Выходили давать отпор

Налетавшим сверху врагам;

Кистенями размахивая, крича,

Шумно устремлялись они

В погибельной Нижний мир;

С копьями наперевес

Толпами подымались они

 По склону бурных небес

В грохочущий Верхний мир.

От полчищ верхних богатырей

 Поражение терпели они;

От полчищ подземных богатырей

Терпели они урон;

А в Среднем мире своем

Укрытья не было им…

Танец_____________________________________________________________

Ведущий 1.        Отгадываем следующее слово.

Ведущий 2.        Отец древнего свирепого племени

Ведущий 1.  Теперь рассмотрим, как описывается разрушительная сила боя богатырей двух миров. 5 в класс

Медлить больше не стали они,

Друг против друга встали они.

Рогатины боевые подняв,

Будто рогами друг друга разя,

Сшибаются два быка, -

Ринулись друг на друга они,

На рогатинах сразились они.

Кованные наконечники их

Рогатин боевых

Изогнулись,

Свернулись в кольцо…

Рогатины боевые свои

Отбросили они,

Да как взялись за мечи,

Да как принялись мечами махать,

Вскрикивая и вопя,

Как поленья, друг друга щепать…

Несокрушима была их броня,

Искрошились у них мечи

По самую рукоять.

Кюн Дьирибинэ-богатырь

Белым своим кулаком

С голову трехлетка быка,

Словно молотом грузным, хватил

Сына подземной тьмы,

Отскочил, увернулся абаасы

 От страшного взмаха того,

 В полсилы пришелся удар…

Загребистую лапу свою,

Пятипалую лапу свою туго сжав,

Черным чудовищным кулаком

Величиной со стегно быка,

он ударил сына айыы,

шлепнул как по мокрой земле.

Три дня – три ночи подряд

Кружились бились они…

Всесветная

Наступила беда,

Несчастья несметные начались..

Проклятия, вопли, плач

Прокатывались по трем мирам;

Отовсюду страшный слышался рев;

Затрещали укрепы

Вселенной всей.

Зашатались опоры миров…

Песня____________________________________________________________

Ведущий 2.        Опять возвращаемся к кроссворду.

Ведущий 1.        Отец племени подземных абаасы

Ведущий 2.  А сейчас послушайте о богатыре, котогоро зовут  Ньургун Боотур Стремительный.           7в класс выходит

Адьярские племена

Попрали веленья владык судьбы,

Решения огненного суда…

Как спустили с верху потом,

Как поселили на средней земле,

Словно звонкую стрелу.

Оперив,

Словно копье,

На бой снарядив, чтоб улусы солнечные

Защитить,

Чтоб людей от гибели

Оградить,

Как послали

В средний бедственный мир

Исполина-богатыря,

Которого три мира зовут

Именем таким:

Владеющий Вороным конём,

 Стоя рожденным на грани небес,

Стремительный Нюргун Боотур…

Если спросят,

Каков он собой,

Этот избранный богатырь,

Как он - бедный -

С младенчества вырастал

Как в детстве,

Копье себе мастеря,

Верхнему миру грозил,

Зычно крича, вопя,

Что растопчет его,

Что в обломки его сокрушит;

Как малышом-ползунком,

Еле-еле на четвереньки встав,

Колотушку сделав себе,

Нижнем миру угрожал,

Что придет разрушит его,

Обрушит каменный свод;

Как он гулко стучал

О покрышку бездн,

Громом голоса

Оглашая простор

Над перевалами трех дорог,

Мычанием как дикий бык,

наполняя темный подземный мир, -

обо всем об этом олонхосут

отдельно песнь поведет.

Ведущий 2.        Ну и давай отгадаем последние два слова

Ведущий 1.        Одно из народившихся от первых людей племя

Ведущий 2.         Как называют автора и чтеца якутского эпоса

Ведущий 1.  Вы прослушали и посмотрели лишь малую толику классического наследия Севера.  

Ведущий 2. Но не духом единым жив человек. Интересна и история костюма северных жителей.

Ведущий 1. Представляем вашему вниманию слайд-шоу «История якутского костюма (А.Ф.Гапотченко.)

Показ

Ведущий 1. А сейчас…

Ведущий 2. Приглашаем ВАС…

Ведущий  (вместе) на  торжественное  открытие  Галереи ОЛОНХО, а мы с вами прощаемся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одежда народов Якутии

Слайд 6

Одежда эвенов Эвенская женская одежда имеет вид кафтана без воротника, с зауженной талией и со сборками сзади. Шьётся она из оленьей шкуры или из неблюя мехом вверх и обильно украшается цветными каймами с применением вышивки бисером, подшейным волосом оленя или лося, продержкой ремешков, аппликацией из цветной замши. Вся одежда выдержана в тёплой, золотисто-коричневой гамме.

Слайд 7

Одежда долган Характерная мужская одежд А ДОЛГАН имеет несколько своеобразных разновидностей, полупрямого покроя, сшитых из длинношерстных оленьих шкур. Так же как и все верхние женские одежды, они отлично сохраняют тепло и удобны в работе в тундре. Долганские мастерицы шьют для мужчин праздничную верхнюю одежду, приталенную и сильно расклешенную к низу. Она бывает короткой (до колен) и длинной, присборенной сзади. К верхним одеждам шьют соответствующие головные уборы.

Слайд 8

Одежда чукчей. Традиционная одежда чукчей представляет собой глухую кухлянку и камлею из оленьей шкуры, характерные для всех арктических народов мира. Семантику ее декора определил культ природы. Одежда мужчин плотно прилегает к телу, что помогает сохранять тепло. Чукчи защищают голову малахаями, поверх которых надевают капюшон.

Слайд 9

Одежда эвенков Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая "парка". Носили ее как мужчины, так и женщины. Шили ее из оленьих шкур. Меховая парка не имела никаких украшений; одежду из сукна украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц. Женская одежда была отрезная и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой.

Слайд 10

Одежда юкагиров Главная отличительная черта юкагирской одежды — скромный, тёмный колорит, отсутствие броских красок. Зимняя мужская юкагирская шуба представляет собой глухую парку, мехом внутрь, слегка расширенную книзу, колоколообразную , отделанную по подолу широкой аппликационной каймой из двух красных и одной синей полосами. Женская одежда, распашная, тёмная, мехом наружу, имеет вид пальто, также расширяющегося книзу, колоколообразного , полы которого оторочены красной тканью. По подолу проходит широкая кайма, посредине которой всегда аппликационная красная полоса с белой камусной выпушкой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературная гостиная Якутский героический эпос ОЛОНХО Первые чтения Автор: зав.отделом библиотеки Кузнецова Т.А.

Слайд 3

1 Х о т у н 2 К ы л а д ы к ы 3 Т о й о н 4 А р с а н 5 с а х а 6 о л о н х о с у т Заселение земли Чтецы Мать-земля Бой богатырей Ньургун Боотур 1. Мать древнего свирепого племени 2. Проматерь Земли 3. Отец древнего свирепого племени 4. Отец племени подземных абаасы 5. Одно из народившихся от первых людей племя 6. Как называют автора и чтеца якутского эпоса ?

Слайд 4

Кроссворд

Слайд 5

Как появилась изначальная Мать-Земля… Кроссворд

Слайд 6

1 . Мать древнего свирепого племени 2. Проматерь Земли 3. Отец древнего свирепого племени 4. Отец племени подземных абаасы 5. Одно из народившихся от первых людей племя 6. Как называют автора и чтеца якутского эпоса ? 1 Х о т у н 2 К ы л а д ы к ы 3 Т о й о н 4 А р с а н 5 с а х а 6 о л о н х о с у т Заселение земли Чтецы Мать-земля Бой богатырей Ньургун Боотур

Слайд 7

Кроссворд

Слайд 8

1. Мать древнего свирепого племени 2. Проматерь Земли 3. Отец древнего свирепого племени 4. Отец племени подземных абаасы 5. Одно из народившихся от первых людей племя 6. Как называют автора и чтеца якутского эпоса ? 1 Х о т у н 2 К ы л а д ы к ы 3 Т о й о н 4 А р с а н 5 с а х а 6 о л о н х о с у т Заселение земли Чтецы Мать-земля Бой богатырей Ньургун Боотур

Слайд 10

1. Мать древнего свирепого племени 2. Проматерь Земли 3. Отец древнего свирепого племени 4. Отец племени подземных абаасы 5. Одно из народившихся от первых людей племя 6. Как называют автора и чтеца якутского эпоса ? 1 Х о т у н 2 К ы л а д ы к ы 3 Т о й о н 4 А р с а н 5 с а х а 6 о л о н х о с у т Заселение земли Чтецы Мать-земля Бой богатырей Ньургун Боотур

Слайд 11

Кроссворд

Слайд 12

1. Мать древнего свирепого племени 2. Проматерь Земли 3. Отец древнего свирепого племени 4. Отец племени подземных абаасы 5. Одно из народившихся от первых людей племя 6. Как называют автора и чтеца якутского эпоса ? 1 Х о т у н 2 К ы л а д ы к ы 3 Т о й о н 4 А р с а н 5 с а х а 6 о л о н х о с у т Заселение земли Чтецы Мать-земля Бой богатырей Ньургун Боотур