Применение математического мышления народа Саха, в создании образов окружающего мира, персонажей, героев в эпосе олонхо „Ньургун Боотур“.
статья по математике (9 класс)

Дмитриева Марина Ивановна

25 ноября 2005 г.  решением ЮНЕСКО  якутский героический эпос  олонхо был признан – «Шедевром  устного нематериального наследия человечества».

         Юнеско признал наш эпос олонхо истинным шедевром всемирной культуры. Якутский эпос Олонхо представлен всему миру как наивысшее произведение созданное народом Саха.  

           В содержании гениального якутского эпоса – олонхо “Ньургун Боотур Стремительный” заложена философия этнического математического мышления древнего народа саха.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olonhodmi.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Применение математического мышления народа Саха, в создании образов окружающего мира, персонажей, героев в эпосе олонхо „Ньургун Боотур“.

                                                                                                                  Дмитриева Марина Ивановна

 Учитель математики

                                                              МБОУ « ЧСОШ им.А.Г.Чикачева»

                                     высшей категории                                                                         

            Мы должны быть благодарны нашим далеким предкам ,добрым и мудрым, благодаря  которым выжили, не растворились в суровом краю, за то, что сегодня они позволяют нам гордиться олонхо- мировым щедевром.

В олонхо очень ярко, красочно описывается окружающий жизнь, быт, древнего якутского народа с незапамятных времен, и его борьба со силами зла. Чтоб, понять и иметь представления  о жизни героев, об их борьбе со силами Нижнего мира, об  окружающем мире «Орто дойду».

25 ноября 2005 г.  решением ЮНЕСКО  якутский героический эпос  олонхо был признан – «Шедевром  устного нематериального наследия человечества».

         Юнеско признал наш эпос олонхо истинным шедевром всемирной культуры. Якутский эпос Олонхо представлен всему миру как наивысшее произведение созданное народом Саха.  

           В содержании гениального якутского эпоса – олонхо “Ньургун Боотур Стремительный” заложена философия этнического математического мышления древнего народа саха.  

      Вековые наблюдения над явлениями природы родного края суммировались в фольклоре.В олонхо много сюжетов фантастического характера. Это помогает развивать абстрактное воображение, логическое мышление, любознательность ребенка, будит его мысль, поощряет смекалку. Свое естествознание народ саха углубляет, расширяет использованием имен числительных, которые подчеркивают существования представления о бесконечности пространство и времени.

Например, путь богатыря описывается:

Семьдесят семь могучих смерчей

Восемьдесят восемь могучих бурь

Девяносто девять сильных ураганов сопровождали

Сорок громовых трещин,

Восемь засверкавших молний мешали ему

         В данном случае двузначные числа усиливают ужасающий путь богатыря, дают понять, что богатырем может стать человек сильной  воли, храбрый, чистый душой и телом, рыцарь своего народа, борец за справедливость и добро. Благодаря своей силе, здоровью он побеждает, преодолевая удары судьбы, боль, холод и голод.

         В олонхо представлена якутская мифология – сказание о происхождении нашей земли: боги поселили людей на земле - в Среднем мире; Верхний мир находился во власти светлых богов; нижним миром правили чудовища враждебным людям. Средний мир – “Орто Дойду» описывается так:

Осьмикрайняя

Об осьми ободах

Бурями обуянная

Земля – всего живущего мать,

Предназначенно – обетованная,

В отдаленных возникла веках.

И оттуда сказание начинать.

         В олонхо описывается жизнь человека  с первого появления его на земле. Человек, появившись на земле начинает организовывать жизнь на ней, преодолевая различные препятствия, встающие на его пути: это чудовища заполнившие прекрасную страну. Они разрушают ее и разрушают все живое. Человек должен очистить страну от этих чудовищ и создать на ней изобильную, мирную и счастливую жизнь.

        Герой и его племя божественного происхождения. Племя народа называется айыы-аймага. Герой богатырь изображается самым сильным и красивым.

Донельзя красивый сын,

С восьмилетнего величиной,

С девятилетнего величиной.

Выкормыша богатырской семьи.

        Герой могущественный богатырь, ведущий смертельную борьбу. Поэтому он рисуется еще величественным и грозным:

Огромен он как утес,

Грозен лик у него,

Выпуклый лоб его

Крут и упрям;

Толстые жилы его

        Выступают по всему:“Могучий образ Ньургун Боотура” – описывается в олонхо следующим образом:

Лес из лиственниц молодых

До пояса не доходит ему,

А темя его головы

Касается верхних ветвей

Могучих лиственниц вековых.

Если на небо он глядел

Небо загораживал он;

Если плечи приподымал,

Солнце и луну закрывал.

Вот каков он был – аарт-татай!

      Значительное место в олонхо занимает говорящий и поющий конь – помощник и советчик героя:                                  

Волосы на загривке его,

В три маховых сажени длиной,

Копьями поднялись;

Смоляная грива его,

Длиной в семь размахов рук,

Играла серным огнем;

Черный волос на крупе коня,

Растущий в три ряда,

Взъерошился

И шипел

       Из этого повествования возникает в воображение слушателя олонхо огромный фантастическими размерами богатырский конь Айыысыт.

       Олонхосуты описывают в гиперболических чертах его мощь, красоту, ум Ньургуна Боотура Стремительного. В олонхо велики роли фантастического элемента, символики.

       Орудия борьбы богатыря огромных размеров в олонхо соответствует его мощи и силе:

Словно длинный изогнутый мыс,

Опоясывающий широкий алас,

Это лук был велик,

Как излука большой реки.

Колотушка – палица там была

Из цельного дерева

С толстым комлем

В девяносто девять пудов.

        Описание моря.

Сажен на десять в высоту

Взлетали гребни кипящих волн

Вредоносный, удушливый пар.

Серым облаком

Над морем вставал ,

Пламенем лицо обжигал.

         Описание дома.

Силою исполинов- творцов

Сотворенное построен был

Тридцатистенный дом

Из цельного серебра,

Полный всяческого добра;

Сверкая кровлею золотой,

На девяносто сажен в длину

Раскинулся этот дом,

На расстоянии дневной пути

Видимый отовсюду кругом;

Чтобы вольно вливался в него поток

Девяноста лучами дарящего свет

Белого солнца дня,

Девяносто окон больших

Прорублено в доме том,

Равного которому нет.

       Числительное девять  является магическим. Девяносто, семьдесят – магические числа, с ним связано вера в духе деревьев и трав, тайги, тундры, холмов.

       Описание Священного дерева (Аар – Луук мас), который  является  центральным местом страны олонхо:

Великое древо Аар – Луук,

Широко раскинув ветви свои,

Не проникает верхушками их.

Густые ветви его

Куполом высятся над землей

На семьдесят дней пути,

Изгибаются плавно вниз,

Достигая моря с одной стороны,

А с другой до Татты – реки…

        А так говорится о широком поле на прекрасной земле олонхо:

Огромное, что

В течении девяти лет

Девять журавлей не увидели края,

Восемь белых стерхов

За восемь лет

Не достигли окраин.

         Здесь числа девять – восемь сочетаются со святыми птицами народа – журавлем и стерхом, издревле являющимися символами красоты и нежности, верности, прелести природы – матушки. Долгий полет этих птиц можно сравнивать с величием мыслей, мечтой народа о высоких идеалах доброты и мудрости.

Восемь девушек –

Восемь лебедей, -

Девять юношей –

Девять журавлей

Кумыс гостям поднесли,

Окружили радостно их,

С почетом в дом повели.

         Якуты считали число семь обладает магической силой, что это очень большое число, оно оберегает человека от несчастий. Число девять тоже является магическим, было основанием системы счисления у древних якутов и поэтому считали всемогущим числом, использовали как символ в различных своих традициях.

        Героиня олонхо Туйаарыма Куо идеализируется как воплощение женственности, красоты и человеческой доброты.

На юных ее щеках

Вечерняя играла заря,

На белом открытом лбу

Блестела утренняя заря;

Черные брови ее

Камчатские соболя

В линию вытянуты одну;

На пушистых ее щеках

Румянец вспыхивал огневой,

Напоминающий двух

Огненно – красных лис.

Из под ее тенистых ресниц

Яркие сверкали глаза,

Робкий, сердечный,

Сладостный взгляд;

Очертанья стройного тела ее.

Прекрасная Туйаарыма – Куо,

С девятисаженной косой

Сквозь дорогую одежду видны,

Сквозь нежное тело

Кости ее

Брызжущий излучают свет,

Видно, как переливается мозг

Сквозь тонкие

Кости ее

Так светла, прозрачна она.

Невиданная на земле,

Совершенна ее красота

О, как поступь ее легка!

О, как радость ее полна!

        Она может быть и сама богатыркой и вести бои, защищая себя и других.

        Кыыс Кыскыйдаан – отрицательная героиня из нижнего мира. В олонхо представлен в таком образе:

 Подобная стреле боевой

С виду резвая и во сне

Богатырского склада,

Во всем соразмерна,

Станом тонка,

Поясу она

В три обхвата была.

Были примерно

Обхватов пять

Выпуклые бедра ее

Будто выточены целиком

Из лиственничных стволов

Могучие руки ее.

 

         Наши предки имели свои традиционные единицы измерения длины, времени и массы . Расстояние до места падения стрелы от места стрельбы измеряется шагами. Тучность скота и лошадей рассчитывается с помощью частей руки, а также путем соотношения этих частей руки. Длину также рассчитывают путем сравнения с длинной части ноги, руки человека, а также расстояние между ними. Для примера можно привести следующие единицы измерения длины: “былас” - сажень; “харыс” - четверть; “суом” - расстояние между концами большого и указательного пальца, т.е. четверть аршина; “тутум” - мера ширины: 4 пальца  ; “биир илии” - ширина пальца; “уллунах” - пядь. Большое значение для стимулирования мышления детей имели календари. Год состоит из 365 дней. Зимнее время длится 146 дней (с 22 октября по 17 марта), весенняя пора – 78 дней (с 17 марта по 3 июня), летнее время – 75 дней (с 3 июня по 17 августа), осеннее – 67 дней ( 17 августа по 22 октября). Понятие “времена года” соотносится с любимыми видами игр, а работа связана с погодными условиями. Поэтому дети должны были соизмерять свою жизнь с природными явлениями.

         Сделав перевод единиц измерения предков на современные математические единицы измерения   получили огромные гиперболические размеры.

         Страну олонхо  представил себе бескрайней и удивительно красивой.

Долина Кыладыки имеет   ширину-3 верст=3км198 м, длину  200 верс=213 км200м

         Главные герои олонхо предстали в   воображении поистине в фантастическом образе. Итак, Ньургун Боотур имеет рост с могучих лиственниц вековых,  обхват талии 5 маховых саженей 5 х1,78=8,9м, плечо 6 маховых саженей 6х1,78=10,68м

        У девушек народа саха признаком истинной красоты является длинная густая коса. 

   Коса Туйаарыма Куо имеет длину 9 х 1,78=1602см = 16м 02см.

   Коса Айталыын Куо-сестра Ньургуна имеет длину 8 х 1,78=1424см=14м24см.

       Богатырский конь - один из наиболее ярких и увлекательных образов олонхо .     Богатырский конь – верный друг Ньургуна Боотура. Значительное место в олонхо занимает  говорящий и поющий богатырский конь –верный друг, помощник и советчик Ньургуна Боотура, активный участник всех событий, в которые в ходе действия вовлекается герой. Он не только в трудный момент советует герою, как быть, но при случае и сам вступает в бой с противником.                        

     Конь Ньургун Боотура   имеет красивую гриву, длиною в три маховых саженей ,  а шелковые поводья девятисаженной длины .    

 Ньургун Боотур прежде всего защитник, воин. Его орудия, соответственно, имеют очень большие размеры:

Палица имеет вес  90 пудов    16кг.х 90 = 1440кг.

 Железные ядра весят пятьдесят пудов  50*16кг=800 кг

Жилище богатыря имеет длину  90 сажен   90*2,134м=192,06м

       Кыыс Кыскыйдаан – отрицательная героиня олонхо 

       Длина шеи-1,78х7=1246см

       Длина языка-1,78х7=1246см

       Нюргун Боотур Стремительный благороден и бесстрашен, готов ради защиты своего народа "с солнечными поводьями за спиной" пожертвовать собой, чтобы одолеть чудовище Уот Усутаакы, которое оскверняет и разоряет родной людям Средний мир.

       Сапоги –тарбоса Уот Усутаакы имеет тридцать пудов 30*16=480 кг

       Сердце Уот Усутакы  девяносто девять пудов   99*16=1584кг.

       Численные выражения в описании олонхо усиливают представления фантастических образов и поистине гиперболических размеров. И именно использование содержания олонхо помогает  глубже выразить величие мыслей и мечту народа саха о высоких идеалах доброты и мудрости. 

        Традиции, обычаи древнего саха изложенные в эпосе, часть которых дошла до наших дней, составляют математическое естествознание. Наблюдая веками явления природы человек замечал соответствия между ними. Дальше систематизируя и обобщая устойчивые взаимозависимости в природе, человек познавал закономерности, постепенно учился применять их.

      Изучения, сохранения и развитие знаний и умений, культуру традиции, обычаи нашего народа – главная забота и задача будущего  поколения.

      И именно использование содержания олонхо помогает  глубже выразить величие мыслей , мощь, красоту якутских богатырей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о героическом эпосе-олонхо.

Героический эпос якуто-олонхо, признанный Всемирной организацией ЮНЕСКО-шедевром всего человечества, В олонхо сражаются богатыри среднего и нижнего миров, в конечном итоге добро побеждает зло. Если ко...

Якутский героический эпос ОЛОНХО

Литературная гостиная по книге "Ньургун Боотур Стремительный"Цель:Познакомить учащихся с якутским героическим эпосом. Дать представление  о сложном пути исторического развития народа Якутии...

Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха

«В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа Саха, олонхо является своеобразной энциклопедией древней истории, которую необходимо сохранять, изу...

«Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха»

Цели и задачи урока:1.     Получение представления об  олонхо как историко-этнографическом  источнике изучения древней истории народа Саха2....

Олонхо- богатство народов Саха

МР «Уус-Алдан улууьа (оройуона)»МБОУ «В.Н.Мигалкин аатынанЧаран орто уопсай уерэхтээьин оскуолата»            «Олонхо – саха норуотун ...

Образ девы-воительницы в якутском эпосе олонхо и русских былинах

Целью исследоания является сравнение специфики образа женщины-богатырки в якутских олонхо и русских былинах.  В работе выделены особенности формульной характеристики женщины-богатырки в эпических...

Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....