Главные вкладки

    План-конспект урока (11 класс) по теме:
    Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха

    Худаева Лариса Александровна

     

    «В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа Саха, олонхо является своеобразной энциклопедией древней истории, которую необходимо сохранять, изучать, знать»  - так об олонхо сказал Первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев. Цели урока следующие:

    1.     Получение представления об  олонхо как историко-этнографическом  источнике изучения древней истории народа Саха

    2.     Развитие навыков учащихся работать с текстом, выделяя значимые детали

    3.     Формирование умений работать в творческих группах

    4.     Владение специальной терминологией, и использование ее в речи

    5.     Воспитание любви к великой истории якутского народа через знание олонхо

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_1.rar1.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Добрый день дорогие ребята, меня зовут ХЛА, я учитель Я.Я. лит и НКНРСЯ Покровской гимназии. Я рада приветствовать вас на своем уроке.

    2 этап. Ассоциативное мышление:  (3 мин) Когда вы слышите слово олонхо, что  вы представляете? Какие слова звучат? Какие мысли у вас возникают? Картины? какие ассоциации возникают? Почему сегодня такое пристальное внимание к олонхо? Почему его так детально сегодня изучают и рассматривают?

    Якутия, Шедевр, Ньургун Боотур, Туйаарыма Куо… Олонхо было признано всемирным объединением ЮНЕСКО устным нематериальным шедевром в 2005 году

    3 этап. Тема и целевая установка урока:  (3 мин) А для меня олонхо – это, прежде всего, источник для изучения культуры и  истории моего народа. И тему сегодняшнего урока я обозначила так: Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха. Цель наша сегодня, используя олонхо в качестве фундамента,  подробного поговорить о гипотезах происхождения народа Саха.

    Чтобы у нас состоялся интересный разговор состоялся, я разделила вас на три группы: первая группа – историки-этнографы, вторая группа – географы и третья группа – лингвисты. У каждой группы на партах лежит опорный материал исторического, лингвистического и географического характеров, которые помогут вам достаточно быстро организовать работу в группах.

    Проблемный вопрос: Насколько олонхо правдиво, реалистично показывает происхождение народа Саха? Можем ли мы утверждать, что олонхо это источник, который указывает на происхождение народа?   Вам наверно, сейчас трудно ответить на данный вопрос, со знанием дела. Я очень надеюсь, что наш урок поможет вам определиться в ответе, и в конце урока мы с вами придем к определенным выводам.

    Первый президент РС(Я) М.Е.Николаев отмечал огромную роль олонхо: «В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа Саха, которое является своеобразной энциклопедией древней истории, которую необходимо сохранять, изучать, знать»

    4этап. Основная часть. Групповая работа: 

    Словарная работа. (5 мин) Мы сейчас обратимся к словарной работе Термины, которые мы будем использовать на нашем уроке такие: топоним и топонимика. И.У, что такое топонимика? А что такое топоним? Антропоним? Можете ли вы привести примеры из олонхо?

    Топонимика – наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие и современное состояние. Антропонимика - раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей. Топонимы – это географические названия, а антропонимы – это имена людей. Примеры: Нюргун Боотур, Туйаарыма Куо.

     Обращаюсь к группе историков-этнографов, что изучает наука этнография?

    Этнография изучает народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. 

    А вы группа лингвистов, что изучает лингвистика? К какой языковой группе и семье относится якутский язык?

     Лингвистика – это наука, изучающая языки. Якутский язык относится к тюркской группе, алтайской языковой семьи.

    А теперь географы, какие еще народности входят в тюркскую языковую группу? Где они в основном живут?

    География - это свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса. В тюркскую группу входят тувинцы, казахи, турки, чуваши, татары, башкиры, киргизы и т.д. В основном они проживают в Центральной Азии, Восточной Сибири. 

    Работа с текстом. 

    Давайте прикоснемся к тексту олонхо и посмотрим, как древний эпос рассказывает о происхождении народа Саха.

    Рассмотрим композицию олонхо. Скажите, в чем особенность его композиции? (Композиционная структура сюжетов олонхо одинакова во всех сказаниях)

    Из каких основных частей она состоит?  (состоит из следующих основных частей: экспозиция, завязка, кульминация и развязка)

    Экспозиция: эпический зачин. Что входит в экспозицию олонхо? Правильно, описание срединной земли, происхождение и воспитание героя. Сейчас я хотела бы попросить группу лингвистов зачитать нам отрывок из олонхо.

    Неколебимая черная ширь земная,

    нерушимыми скалами по краям ограждаясь,

    Араат-морем в середине вспучиваясь,

    неубывающими морями вокруг окаймляясь,

    семиободная-семикрайняя,

    с семью подпорками

    изначальная мать-земля моя

    вот так сотворялась, оказывается.

     (отрывок из олонхо Модун Эр со5отох)

    Как вы думаете, про какое это море «Араат» тут говорится? П. А. Ойунский топоним Арат Байгал упоминаемый в олонхо в качестве родины героя связывал с Аральским морем. Где находится это море? Могли ли якуты в древности жить рядом с Аральским морем?

    Аральское море находится в Центральной Азии. Мы думаем, что они могли там жить, потому есть гипотезы о южном происхождении народа Саха, которую придерживался Г.В. Ксенофонтов. Лингвисты: это могут доказать некоторые якутские слова, обозначающие названия животных которых в современной Якутии нет: тэбиэн, хахай, баабыр, хой…

    Историки, скажите нам временные рамки, в которые входят степные саха Центральной Азии? (3-2 тыс. лет д.н.э.) Значит якуты 3 тысячи лет назад до рождения Христа могли жить рядом с Аральским морем, в Центральной Азии.

    Хорошо, после экспозиции идет завязка: должен быть повод для богатырского похода или подвига.  

    В Уот Кудулу Бай5але

    Родился Арсан Дуолай
    Злодействами возмутивший миры,
    Что отроду был в преисподней своей
    В облезлую доху облачен, 
    Великан с клыками, как остроги…
     и что же он делает?

    Правильно, крадет девушку из Среднего мира, чтобы жениться на ней. Какое слово в этом отрывке является антропонимом? Арсан Дуолай – покровитель нижнего мира. Стоит отметить, что слово Арсан, его производные Аслан, Арслан означают у многих тюркских народов - свирепый лев. Тюркские народы населяющие Южную Сибирь и Саяно-Алтай, это тувинцы, алтайцы. Обращаюсь к географам, где находится Саяно-Алтай?  А топоним тут какой? Уот Кудулу Бай5ал. В переводе огненное море. Уот Кудулу Байгал – Огнедышащее море также связывается с Аралом, где бывает явление горения. Да, когда человеку кажется, что море горит синим пламенем.

    Младшая дочь моя –

    Милая Айталыын Куо

    С восьмисаженной косой,

    Маленькая дочурка моя,

    Не она ли – самая главная часть

    Сердца могучего моего?

    Мне расстаться с ней,

    Как расстаться с печенью черной моей!

    В имени каждой красавицы в олонхо содержится слово «Куо», которое  у саяно-алтайских народов означает «красавица», которое указывает на близость этих народов и общность древних эпических традиций саяно-алтайских народов и народа Саха в момент создания героического эпоса. Тувинский и алтайский языки очень похожи на якутский язык так как они входят в одну группу родственных языков. Вы можете видеть на презентации такие слова, относящиеся к религии и культуре народа Саха, которые очень часто встречается в олонхо.

    Рассмотрим кульминацию: В кульминации олонхо всегда выстпуает борьба с врагом и победа над ним. Прочитаем отрывок из кульминации олонхо:

    Покамест Нюргун Боотур говорил,

    Покамест от ярости боевой

    Взбухали его бока,

    Вдруг невесть откуда взялся

    Трехголовый

    Огнедышащий змей

    Тюенэ Мо5ол Тойон

    Найдите в этом отрывке антропонимы. Антропоним – Нюргун Боотур и Туенэ Мо5ол Тойон. Мо5ол и монгол похожи по звучанию, но и по значению тоже:  великий, могучий. Ф.Страленберг и Г.Миллер выдвинули и обосновали на основе олонхо и  преданий гипотезу об исходе саха с Монголии, в эпоху возвышения Чингисхана. (XIII век) О чем может свидетельствовать еще и монгольский пласт в якутском языке, ведь многие слова относящиеся к скотоводству и коневодству – это слова монгольского происхождения. И так, мы рассмотрели гипотезу монгольского происхождения Саха.

    Приступаем к Развязке: в развязку входит возвращение богатыря в свою страну и традиционные заключительные строки о том, что главный герой со своей женой (родственниками, детьми) счастливо и богато живут до сих пор, умножая род «ураангхай саха». Прочитайте отрывок.

    Так на благодатной

    Средней земле,

    На медной равнине ее,

    На золотой вершине ее,

    На тучном лоне ее,

    Изобилием всяческим одарен,

    Неколебимой судьбой наделен,

    Дружною семьей окружен,

    Счастливо жил, говорят,

    Защитник народа саха

    Богатырь могучий

    Нюргун Боотур;

    И о нем сложили в былом

    Великое олонхо.

    Вот так заканчиваются многие сказания олонхо. А мы рассмотрим само слово олонхо. А.С.Борисов утверждает, что слово олонхо легло в основу этнонима ольхонуты. Ольхон это крупнейший обитаемый остров озера Байкал. Выходцы этого острова считались самыми первыми сказителями олонхо. По мнению К Райхла слово олонхо происходит от огузского слова олон – песня.  Таким образом, можно предположить три теории происхождения народа Саха:

    1. Степные саха Центральной Азии (3-2 тыс.лет д.н.э.)
    2. Саяно-Алтайские саха Центральной Азии, саха Южной Сибири (2-1 тыс. лет д.н.э.)
    3. Урангхай саха под воздействием монголов (1-13 вв. н.э.)

    Работа с опорной схемой: Очень хорошо. Молодцы. Перед вами опорная схема истории становления народа Саха, вы сейчас обсудите в группе, и скажите, к какой гипотезе больше склоняется ваша группа, обоснуйте ответ.

    1. Степные саха Центральной Азии (3-2 тыс.лет д.н.э.)
    2. Саяно-Алтайские саха Центральной Азии, саха Южной Сибири (2-1 тыс. лет д.н.э.)
    3. Урангхай саха под воздействием монголов (1-13 вв. н.э.)

    5 этап. Рефлексия: Урок наш закончился. Я бы хотела, чтобы вы выразили свои впечатления о нашем уроке на этих карточках (письменно)

    6 этап. Заключительное слово учителя: В конце урока мы можем с уверенностью сказать, что олонхо является энциклопедией древней истории народа Саха, которую необходимо сохранять, изучать, знать…

    Спасибо за урок, до свидания!

    Использованная литература:

    1. А.И. Гоголев. «История Якутии»
    2. Бурцев А. А. Якутские олонхо и эпические памятники народов мира (к постановке проблемы)
    3.  Молдобаев И.Б. ОПЫТ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО СРАВНЕНИЯ ЭПОСА "МАНАС" И ОЛОНХО «СТРОПТИВЫЙ КУЛУН КУЛЛУСТУУР»
    4. Уткин К.Д. Мифологические основы олонхо
    5. Википедия. http://ru.wikipedia.org
    6. Международный фон исследования тенгри. http://tengrifund.ru
    7. Якутский героический эпос олонхо. http://www.jakut.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

    На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

    "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

    На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

    Таблица как средство изучения литературы как школьного предмета

    Данная работа представляет собой описание педагогической технологии изучения литературы как школьного предмета. Она опробована на практике в течение нескольких лет....

    Таблица как средство изучения литературы как школьного предмета

    Данная работа представляет собой описание педагогической технологии изучения литературы как школьного предмета. Она опробована на практике в течение нескольких лет....

    «Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха»

    Цели и задачи урока:1.     Получение представления об  олонхо как историко-этнографическом  источнике изучения древней истории народа Саха2....

    Лирика чисел. Цифровая поэзия как средство изучения поэтического стиля представителей разных эпох и направлений.

    Цифровой век принес с собой цифровую поэзию — стихи, записанные цифрами. Если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутств...

    Индивидуально-проектная деятельность как средство изучения классической литературы

    Цели и задачи каждого проекта, которые ставит педагог перед учащимся, не только задают конкретные рамки каждого индивидуального проекта, но и стимулируют учащихся к творческой деятельности, провоцируя...