Доклад "Трудовое воспитание детей на традициях народа Саха"
проект по теме

Матвеева Евдокия Иннокентьевна

В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о национальных традициях, как о чем- то, фиксирующем только моменты различия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции, выражающиеся в национальной форме, еще не исчерпали своих прогрессивных возможностей и с успехом могут быть использованы в современном образовании.

        Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими,  учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга.

         Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции этноса. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, многовековая жизненная практика показали, что дети должны овладевать различными трудовыми умениями, навыками и переносить их на любой вид деятельности, свойственной данному народу, так как дети воспитываются и обучаются на предшествующих и настоящих примерах производственной деятельности народа.

          Воспитание детей домашним, общественно-полезным и производственным трудом относится к лучшим традициям народа саха. Но на современном этапе развития общества нередко не учитываются прогрессивные традиции народа саха. Как следствие этого растет количество людей оторванных от культуры народа, не знающих цели и цены жизни. В связи с этим использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью.

          Идея воспитания детей на народных традициях не только пропагандировалась, но и внедрялась в жизнь великими педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_detey_na_traditsiyakh_naroda_sakha.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Введение

         Актуальность исследования. Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, привела к необходимости гуманизации образования и усилению ценности обучения и воспитания подрастающего поколения на положительном этнопедагогическом опыте, историческом и национально - культурном наследии. В данных условиях возникает проблема введения народных традиций в воспитании, обращения к народным традициям в трудовом воспитании учащихся.

       Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. Труд способствует умственному, нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию и физическому развитию личности. Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги, общественные деятели рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду как органическую часть общего образования, находящуюся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, обращая при этом внимание на то, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности.

           Каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны ( А.Н.  Бондаренко, Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.).

      Важным средством, способствующим социальному развитию ребенка, являются отношения, в которые он вступает в процессе труда со своими сверстниками. Только через труд дети включаются в сферу многообразных социальных отношений и непосредственного общения со старшим поколением, сознательно усваивают  нормы морали (А.М. Арсеньев, П.Р. Атутов, Н.И. Болдырев, Н.К .Гончаров, Л.И. Новикова, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, С.М. Шабалов и др).

               В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о национальных традициях, как о чем- то, фиксирующем только моменты различия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции, выражающиеся в национальной форме, еще не исчерпали своих прогрессивных возможностей и с успехом могут быть использованы в современном образовании.

        Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими,  учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга.

         Основным средством формирования указанных качеств являются трудовые традиции этноса. Обилие информации, воспитание в соответствующей среде, многовековая жизненная практика показали, что дети должны овладевать различными трудовыми умениями, навыками и переносить их на любой вид деятельности, свойственной данному народу, так как дети воспитываются и обучаются на предшествующих и настоящих примерах производственной деятельности народа.

          Воспитание детей домашним, общественно-полезным и производственным трудом относится к лучшим традициям народа саха. Но на современном этапе развития общества нередко не учитываются прогрессивные традиции народа саха. Как следствие этого растет количество людей оторванных от культуры народа, не знающих цели и цены жизни. В связи с этим использование народных традиций в современной практике обучения и воспитания является настоятельной необходимостью.

              Идея воспитания детей на народных традициях не только пропагандировалась, но и внедрялась в жизнь великими педагогами такими, как Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Р.Оуэн и другие. Великие мыслители XIX в. В.Г.Белинский, Н.И.Пирогов, Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г.Чернышевский и др. высказывая прогрессивные идеи о воспитании и обучении, говорили о необходимости использования народных традиций в воспитательной деятельности.

             Наиболее полно и всесторонне проблема народной педагогики нашла отражение в исследованиях Г.Н.Волкова, на которые опираются многие современные авторы, исследующие педагогические традиции разных народов: Ш.М. Арсалиев, А.А. Григорьева, В.Ф. Афанасьев, ДА Данилов, М.Н. Егоров, Б.А Кадыров, Б.Н. Попов, А.Д. Семенова, И.С. Портнягин, К.С. Чиряев, 3 Б.Цаллагова и др.

           Проведенный анализ состояния учебно - воспитательной работы показывает, что многие проблемы трудового воспитания детей школьного возраста и традиции народа саха изучены, однако система трудового воспитания детей  на традициях народа саха еще недостаточно исследована. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью обновления содержания трудового воспитания путем включения в него народных традиций и отсутствием научно-педагогических разработок, способствующих рациональному отбору и внедрению их в воспитательно- образовательный процесс; необходимостью теоретического осмысления этнопедагогического богатства культурно- исторического наследия народа и снижения интереса к нему со стороны семьи и педагогов.

 Объект исследования: процесс трудового воспитания детей

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия трудового воспитания детей  на традициях народа саха.

Гипотеза исследования: процесс трудового воспитания детей на традициях народа саха может быть эффективным, если:

-обеспечить актуализацию трудового воспитания детей  на традициях народа саха;

- разработать и апробировать технологию трудового воспитания детей на традициях народа саха, включающую принципы народности, природосообразности, культуросообразности, естественности, целостности, направленности, связи труда с жизнью, наглядности, ретроспективности и три аспекта трудового воспитания: содержательной, практической, морально- волевой;

-осуществить процесс трудового воспитания детей на традициях народа саха в условиях интеграции объединяющих усилия семьи и интерната.

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы трудового воспитания детей на традициях народа саха и обосновать педагогические условия его осуществления.

Задачи исследования:

-разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретическую основу процесса трудового воспитания детей на традициях народа саха;

-раскрыть сущность и содержание традиций народа саха как эффективного средства трудового воспитания детей;

-определить критерии, показатели и уровни сформированности трудовых знаний, умений и навыков учащихся;

- обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий трудового воспитания детей на традициях народа саха;

-опираясь на результаты исследования, разработать практические рекомендации по трудовому воспитанию детей  на традициях народа саха.

Методологической основой исследования являются положения философской концепции о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого, концепции, определяющей роль труда, трудовой деятельности во всестороннем развитии личности, об активной сущности человеческой деятельности, видах деятельности человечества, принципах единства теории и практики.

Исходными теоретическими положениями исследования выступают теории трудового воспитания ( П.Р.Атутов, А.Н Бондаренко, Р.С.Буре, Я.Л.Коломинский, М.В Крулехт, Л.В.Куцакова, А.С.Макаренко, ТАМаркова, В.Г.Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей школьного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей школьного возраста (Г.Н.Волков, ААГригорьева, Д А.Данилов, Н.Д.Неустроев, А Д Семенова, И С Портнягин, К.С.Чиряев, 3 Б.Цаллагова).

Методы исследования:

-теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;

-изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, тестирование, анкетирование, беседу;

-теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, личным участием воспитателя в опытно - экспериментальной работе, сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, целенаправленным системным анализом массовой практики, передового опыта и полученных выводов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • в определении на основе  психологических, педагогических идей сущностных характеристик трудового воспитания детей;
  • в выявлении методов, приемов, средств, обеспечивающих эффективность воспитательных мероприятий, связанных с использованием народных традиций;
  • в определении конкретного содержания положительных традиций народа саха, способных оказать трудовое воздействие на  школьников;
  • в разработке методических рекомендаций по использованию традиций народа саха в трудовом воспитании школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении специфических особенностей традиций народа саха, в определении педагогического потенциала традиций народа саха, его воздействия на трудовое воспитание детей  школьного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства трудового воспитания детей, разработанная порционная программа, диагностический материал, методические рекомендации по использованию традиций народа саха могут быть реализованы педагогами в воспитательно - образовательном процессе школьного образовательного учреждения. Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике школьного и семейного воспитания.

На рассмотрение выносятся следующие положения:

1. Основы трудового воспитания  школьников составляет актуализация традиций народа саха;

2. Технология трудового воспитания детей  школьного возраста на традициях народа саха строится на принципах народности, природосообразности, культуросообразности, естественности, целостности, направленности, связи труда с жизнью, наглядности, ретроспективности и включает три аспекта трудового воспитания: содержательный, практический, морально-волевой.

3. Эффективность протекания процесса трудового воспитания детей   на традициях народа саха обеспечивают следующие условия: приобщение детей к народным традициям в сочетании с элементами трудовой деятельности, создание материальной среды обучения трудовым умениям и навыкам с национальным колоритом, проведение совместной работы воспитателей и семьи, направленной на формирование трудовых умений и навыков на традициях народа саха.

Гл.1.  Теоретические и методологические предпосылки трудового воспитания детей школьного возраста на традициях народа саха 

        Истоки науки о воспитании уходят в далекое прошлое народа. Прежде всего, учение о воспитании исходило из античной философии Сократа, Платона, Аристотеля. С тех пор почти все мыслители обращались к этой проблеме воспитания, совершенствования человека в целом (П.Верджерио, И. Кант, Ж.К. Сартр и др.)

          Характерной особенностью исследований проблемы трудового воспитания является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии (Д.Дьюи, И.Кант, Т.Кампанелла, К.Маркс, Т.Мор, и др.), психологии (А. Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, и др.), педагогики (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.)

     Исходными теоретическими положениями исследования выступают теории трудового воспитания ( П.Р.Атутов, В.А.Поляков, И.Г.Майорова,  Г.Н.Година,  А.Н. Бондаренко, Р.С.Буре, Я.Л.Коломинский, М.В Крулехт, Л.В.Куцакова, А.С.Макаренко, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей школьного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей школьного возраста (Г.Н.Волков, ААГригорьева, Д А.Данилов, Н.Д.Неустроев, А Д Семенова, И С Портнягин, К.С.Чиряев, 3 Б.Цаллагова).

           Большое внимание психологическим аспектам трудового воспитания уделяли психологи (К. Н. Платонов, В.С. Филатов, В.И. Селиванов, А.В. Веденов, ВА Яковлев, О.В. Щекочихин и др.).

Региональные аспекты проблемы трудового воспитания изучаются такими учеными-исследователями, как В.В .Акимов, А.А.  Баишев, М.Д. Гермогенова, Д.А. Данилов, У. А. Карамзина, Е.П. Кондратьева, АВ. Мордовская, И.Н. Сандитова и др.

      Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека.

       Педагогическая наука рассматривает трудовое воспитание как органическую часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и школе. Дана общая характеристика сущности содержания трудового воспитания; выявлены качества личности, необходимые для успешного процесса; определены педагогические условия трудового воспитания детей на традициях народа саха. Были рассмотрены принципиальные позиции для определения подхода к проблеме исследования.

      Как показал анализ историко - педагогических источников, для определения общетеоретических основ нашего исследования большое значение имеют мысли, идеи, взгляды известных педагогов, уделявших большое внимание фактору труда в формировании личности растущего человека. Это, прежде всего положения, идеи, разработанные А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, С.Т.Шацким. В своих трудах они исходили из понимания особой роли труда в развитии личности.

       Рассматривая труд как важнейшее средство воспитания личности, специалисты исходили из того, что важнейшую стержневую характеристику личности составляет коллективистская направленность (Т.Е. Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В. Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), развитие воспитательных функций коллектива (В.МКоротов), разработка педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.)

      Основу трудового воспитания детей  составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова). Уже в школьном возрасте знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в воспитательно - образовательной работе, так как они обеспечивают понимание роли труда в жизни общества и каждого отдельного человека, перестраивают мотивы и отношения к собственному труду, к предметам, созданным другими людьми.

     В исследованиях В.И.Логиновой осуществлен логико - дидактический анализ содержания научного понятия «труд». На его основе были вскрыты существенные связи и зависимости, доступные познавательным возможностям детей. В.И. Логинова создала иерархическую систему знаний о труде взрослых, раскрывающую его сущность для школьников.

         По своему содержанию труд детей школьного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд на природе, ручной труд и художественный труд.  Таким образом, мы определяем процесс трудового воспитания детей школьного возраста необходимой частью общего образования.

       Народная педагогика - это совокупность педагогических идей, воспитательного опыта, вырабатываемых народными массами на протяжении всей своей истории и сложившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических, археологических и исторических материалах.

      На современном этапе научной разработкой проблем этнопедагогики занимаются Э.Е.Алексеев, У.А.Винокурова Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, А. Г. Корнилова, Л.В.Кузнецова, Н.Д.Неустроев,

Т.Н.Петрова, АД.Семенова, З.Б.Цаллагова и др.

        «Традиции» (лат. Traditio - передача, предание) характеризуются в научной литературе как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи, ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально - культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени.

      Мировая педагогическая мысль выявила позитивную роль народных традиций, активно влияющих на процесс жизнедеятельности, в том числе и трудового воспитания подрастающего поколения. К.Д.Ушинский отмечал, что « воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитывать сильных характеров». О « механизме» воздействия на формирующуюся личность указывает Г.Н.Волков. Он пишет, что « народные традиции сильны логикой действия, дела, деятельности, результатами воздействия на психику воспитуемых».

       Важным источником изучения народных традиций являются продукты материальной культуры (орудия труда, жилище, предметы домашнего обихода, одежда, принадлежности ритуалов). Трудовые традиции - это исторически сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение формы и виды трудовой деятельности, свойственные данному народу (включая взгляды народа на труд, опыт трудового воспитания подрастающего поколения).

     На основании опыта изучения якутского фольклора выявлены такие трудовые традиции:

- включение детей в производительный труд и труд по самообслуживанию с самого раннего возраста;

- строгое разделение труда по половым признакам;

- некоторые виды работ прикреплены индивидуально к каждому ребенку, невыполнение которых влечет за собой конкретные отрицательные последствия;

- большая ранняя самостоятельность, влекущая за собой определенную ответственность.

     Народная педагогика с момента своего возникновения воплощала в себе, прежде всего опыт трудового воспитания подрастающего поколения. Основу народной педагогики составляют воспитательные традиции, которые выступают средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального, трудового опыта и нравственных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим передавались нормы поведения людей и национальных черт культуры. Специфика народной педагогики в понимании основ воспитания и формирования личности предполагает, что основополагающим фактором воспитания должны стать трудовые традиции. Вся народная этика сводится, главным образом, к воспитанию ребенка трудом, развитию трудолюбия и других нравственных качеств. В этом залог преемственности, связи поколений, уважения к семье, роду, обществу в целом.

Гл.2. Содержание и технология трудового воспитания детей школьного возраста на традициях народа саха 

Экспериментальной базой исследования являются  воспитанники 1 коттеджа Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия).

    Исследование осуществляется с 2010 по 2013 гг.

1 этап - 2010-2011 гг. (поисково - теоретический). Выбор темы исследования, определение методологической основы и анализ уровня разработанности проблемы в педагогической,  социологической, психологической литературе, систематизация материалов, уточнение задач.

2 этап -2011-2012гг. (опытно - экспериментальный ). Проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий и методических приемов, проведение опытно - экспериментальной работы.

3 этап - 2012-2013гг. (заключительный). Продолжение работы над  материалом, проверка достоверности данных формирующего эксперимента, внедрение результатов в практику, статистическая обработка данных формирующего эксперимента, результаты исследования.

     В ходе эксперимента решались следующие задачи:

1. Выявить состояние работы в практике школьного образовательного учреждения по изучаемой проблеме, определить позицию педагогов по данному вопросу, уточнить факты использования в воспитательном процессе традиций народа саха;

2. Исследовать отношение родителей к процессу трудового воспитания детей на традициях народа саха;

3. Диагностирование исходного уровня  сформированности трудовых знаний, умений и навыков.

          Анализ анкетирования родителей показал, что большинство родителей проявило интерес к данной проблеме, но имеют нечеткое представление о роли традиций народа саха в трудовом воспитании. В городских семьях на трудовое воспитание внимание не обращается, это связано с урбанизацией, благоустройством жилых домов, малодетностью и т.д.

Исходя из проведенных исследований, в конце констатирующего этапа работы определены уровни критериев (теоретический, практический, морально-волевой) сформированности трудовых знаний, умений, навыков детей школьного возраста, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни критериев сформированности трудовых знаний, умений, навыков (содержательный, практический, морально-волевой) детей

Основные критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Теоретический

36%

48%

16%

Практический

46%

42%

12%

Морально-волевой

24%

56%

20%

          Основными показателями содержательного критерия сформированности трудовых знаний, умений, навыков детей являются: иметь представление о труде взрослых, разных видах труда, орудий труда, обобщенные представления о связи труда людей разных профессий, понимание значимости труда людей, трудовые традиции (знание обрядов, обычаев, заповедей, запретов-оберегов, традиционных игр, упражнений, состязаний).

       Показателями практического критерия сформированности трудовых знаний, умений, навыков детей являются: владение основными трудовыми умениями и навыками, национальными видами труда.

        Основными показателями морально-волевого критерия являются: устойчивость трудовых усилий, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

    Основу формирующего этапа исследования с учетом теоретических аспектов изучаемой проблемы составили следующие задачи:

- разработать вариативную программу по трудовому воспитанию детей школьного возраста путем включения традиций народа саха;

- организовать взаимодействия семьи и коттеджа  по трудовому воспитанию детей школьного возраста на традициях народа саха.

           Всего в исследованиях приняли участие 10 детей школьного возраста.

Результаты анализа подтверждают необходимость разработки программы по трудовому воспитанию, включающую использование традиций народа саха.

     Формирующий эксперимент показал, что трудовое воспитание детей на традициях народа саха охватывает три аспекта трудового воспитания:

 1) содержательный. Данный аспект включает ознакомление с национальными видами труда, знакомство с загадками, скороговорками, поговорками, песнями о труде, с традиционными народными праздниками, ритуалами, беседа о трудовых традициях народа саха.

2) практический. В содержание этого этапа входила трудовая деятельность самих детей. Для  мальчиков «Мастер на все руки»- столярные работы по ремонту мебели в коттедже, изготовление скворечников. Создание материальной среды для обучения трудовым умениям и навыкам с национальными элементами, способствовало проведению различных национальных игр, формирующих трудовые умения и навыки: «Охотничьи игры» - сбор палатки, стрельба из пневматического ружья, настольные игры «Хаамыска», «Хабылык», «Тырыынка». В группу приемов входили: показ, упражнение, объяснение, разъяснение.

1) морально - волевой. Он включает подготовку детей к трудовой деятельности (устойчивость трудовых усилий, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, доведение начатого дела до конца и т.д.). Этот аспект раскрывается в ходе решения воспитательных задач.

      Для родителей был организован курс по повышению этнопедагогической культуры. Он проводился один раз в месяц. В содержание курса входило знакомство с традициями народа саха, углубленно изучались трудовые традиции; для проверки эффективности предлагаемого курса проводились совместные мероприятия с детьми. ( игры-соревнования «Веселые старты»,  соревнование по мини-футболу памяти спортсмена отца Игнатовец О., «Обугэлэр оонньуулара», национальные праздники «Ысыах» и т.д )

        По завершению формирующего эксперимента для проверки эффективности исследовательской программы были проведены контрольные срезы, целью которых было определение уровня сформированности трудовых знаний, умений, навыков.

            Результатом формирующего эксперимента стал определенный рост уровня сформированности трудовых знаний, умений, навыков детей школьного возраста (табл.2).

Таблица 2.

Уровни критериев сформированности трудовых знаний, умений, навыков (содержательный, практический, морально-волевой) детей школьного возраста

Основные критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Теоретический

6%

48%

46%

Практический

12%

46%

42%

Морально-волевой

4%

30%

66%

           Обработка результатов констатирующего этапа показывает, что в начале у детей  был выявлен низкий уровень сформированности трудовых знаний, умений и навыков, а по итогам формирующего эксперимента прослеживается тенденция к росту числа детей с высоким уровнем сформированности трудовых знаний, умений, навыков.

      Таким образом, опытно - экспериментальная работа доказала действенность, целесообразность и эффективность разработанных педагогических условий трудового воспитания детей школьного возраста на традициях народа саха.

    Заключение

         В современных условиях общество нуждается в личности с выработанной активной жизненной позицией. Наиболее благоприятные условия для активного проявления качеств личности представляет труд. Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. Труд способствует умственному, нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию и физическому развитию личности.

        В народной педагогике методика трудового воспитания является сложной и многосторонней. Она включает в себя не только методы приобщения к труду, но и формы организации трудового участия детей. Эта методика решает задачу не только психологической, но и моральной подготовки к труду, а порой и содержание трудовой подготовки отдельного ребенка. Учет возрастных, индивидуальных различий и особенностей пола предполагает посильность и доступность трудовых поручений.

     Система трудового воспитания характеризуется наличием определенных правил, которыми руководствовался народ саха в трудовой подготовке детей. При этом в процессе труда приобретаются первые навыки коллективизма, бережного отношения к природе, труду, результатам труда, аккуратность, дисциплинированность, точность, взаимовыручка и т.д. Трудовые традиции регулируют поведение, способствуют формированию положительных качеств личности, наряду с другими элементами формирования подрастающего поколения.

     Выделенные критерии и уровни позволили проследить позитивную динамику сформированности трудовых знаний, умений, навыков детей. Необходимый уровень сформированности трудовых знаний, умений, навыков обеспечивается путем внедрения технологии трудового воспитания, ориентированной на использование традиций народа саха и включающей принципы народности, природосообразности, культуросообразности, естественности, целостности, направленности, связи труда с жизнью, наглядности, ретроспективности и три аспекта трудового воспитания: содержательный, практический, морально - волевой.

      Совместная деятельность воспитателей и семьи является важным фактором трудового воспитания детей школьного возраста. Проводимая работа по повышению этнопедагогической культуры родителей способствует формированию трудовых знаний, умений, навыков детей  на традициях народа саха. Таким образом,  исследование может послужить основой для дальнейших изысканий, творческих поисков в области разработки научных основ трудового воспитания детей  на традициях народа саха.

Список литературы:

1. Дедюкина М.И. Новые подходы к классификации детских игр, г. Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2000 г.

2.Дедюкина М.И. Народная педагогика в современной якутской семье, г. Якутск, 2003 г.

3.Дедюкина М.И. Современное функционирование народной педагогики в семье, Педагогическая наука, г. Якутск, 2003 г., №4.

4. М.И. Дедюкина Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003 г.

5. Дедюкина М.И. О педагогических традициях народа саха: Триада, 2003 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание Человека в человеке на уроках культуры народов Саха.

«Человек на пути к себе… Он всегда ищет, по какому пути ему следовать. Ему будет легче в пути, если он осознает свою сущность и Ритуал как систему трансляции личности, если он научится проявлять в сло...

Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха

«В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа Саха, олонхо является своеобразной энциклопедией древней истории, которую необходимо сохранять, изу...

«Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха»

Цели и задачи урока:1.     Получение представления об  олонхо как историко-этнографическом  источнике изучения древней истории народа Саха2....

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...

Проект "9 томтор" - популяризация и развитие национального многоборья, спортивных традиций народов Саха

Основание:- Пропаганда национальных видов спорта народа саха;- Развитие и совершенствование уникальных способностей одаранных подростков по национальным видам спорта в комплексной;- Формирование здоро...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...