Разработка урока по литературе в 7 классе на тему: "А.С.Пушкин. Трагедия "Борис Годунов". (Сцена в Чудовом монастыре)"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Вараева Татьяна Александровна

Разработка данного урока отвечает всем требованиям ФГОС. Урок построен по технологии критического мышления и речевого развития. Используются такие приемы, как синквейн, "Мозговой штурм", "Толстые и тонкие вопросы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx221.79 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока
:  «А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)».

Класс: 7

Учебно-методический комплект (УМК) "Литература. 7 класс. Коровина В.Я."

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный ( литература – история – музыка).

Метод обучения: комбинированный.

Технологии: речевого развития, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Приемы: «Мозговой штурм», «Осмысление эпиграфа», «Система «толстых» и «тонких» вопросов», «Синквейн».

Цель урока: познакомить учащихся  с отрывком из драмы А. С. Пушкина, с особенностями драмы.

Задачи урока:

  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес и уважение к литературе;
  • воспитывать ценностное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  1. Развивающие:
  • развивать внимание;
  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  • формировать логическое мышление;
  • развивать  умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  1. Образовательные:
  • развивать умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение отличать особенности литературных жанров;
  • развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать технику чтения.

Формируемые УУД:

Личностные ( внутренняя позиция учащегося, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке) ;

Коммуникативные (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать);

Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации, умение воспроизводить простые логические действия);

Регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование.

Принципы системно-деятельностного подхода:

-принцип психологической комфортности;

-принцип деятельности;

-принцип непрерывности, вариативности, творчества.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • УМК;
  • Словари;
  • Карточки с заданием.

Структура урока:

I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ:

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной цели.

II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ:

1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

2.Физминутка.

3.Закрепление изученного материала.

III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП:

1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ.

  Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 - Добрый день, дорогие ребята. Известный педагог Я.А.Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я думаю, сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех и каждый усвоит что-то важное для себя. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем.

Актуализация знаний. Постановка учебной цели.

Проверка Д/З. ( прием – «Мозговой Штурм»)

- Ребята, с творчеством какого писателя вы познакомились на последних уроках?

- Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знаете?

- Назовите героев произведений А.С.Пушкина, которые вам запомнились.

- Как вы думаете, почему именно эти образы Александр Сергеевич выбрал для своих произведений?

- А сейчас я бы хотела прочитать вам отрывок из стихотворения Кондратия Федоровича Рылеева. Послушайте его и подумайте, какое произведение мы будем сегодня проходить, и как будет звучать тема нашего урока:


Москва-река дремотною волной

Катилась тихо меж брегами;

В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной

И златоверхими главами.

Умолк по улицам и вдоль брегов

Кипящего народа гул шумящий.

Всё в тихом сне: один лишь Годунов

На ложе бодрствует стенящий.

Пред образом Спасителя, в углу,

Лампада тусклая трепещет,

И бледный луч, блуждая по челу,

В очах страдальца страшно блещет.

Тут зрелся скипетр, корона там видна,

Здесь золото и серебро сияло!

Увы! лишь добродетели и сна

Великому недоставало! ‹…›

( учащиеся называют тему урока)

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. ( «А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.)

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его главную цель: что сегодня предстоит нам выполнить?

( Цель – знакомство с отрывком из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

- Правильно, в ходе урока мы познакомимся с фрагментом трагедии, углубим представление о драматическом жанре; будем совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности.

II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ.

- Итак, сегодня мы знакомимся с новым для вас произведением А.С.Пушкина «Борис Годунов». И начнем мы с истории. (Выступление ученика с использованием подготовленных слайдов для презентации к уроку)

- Чему же посвящена трагедия «Борис Годунов»

Работа с эпиграфом.

 - Ребята, перед вами два эпиграфа. Давайте прочитаем каждый и выберем, какой нам подходит к уроку больше.

Металися смущенные народы, 
И высились, и падали цари, 
И кровь людей то славы, то свободы, 
То гордости багрила алтари…

                             А.С.Пушкин.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробом.

А.С.Пушкин.

- Выберете и запишите тот эпиграф, который, по вашему мнению, подходит к нашему уроку.

-  Мы с вами не раз упомянули на уроке слово «трагедия». Давайте же отыщем в толковом словаре определение трагедии и запишем его в тетрадь.

- Ребята, летом вы читали произведение «Борис Годунов» полностью, а дома вы вспоминали отрывок, относящийся к событиям в Чудовом монастыре. Сейчас я хотела бы зачитать вам один из монологов в данной трагедии. (Читает учитель)

- При чтении отрывка вам встретились незнакомые архаизмы. Зачитайте их. А теперь найдем их значение в словаре В.И.Даля.

 Физкультминутка.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.

- Ребята, использую систему «Толстых и тонких вопросов», давайте с вами дадим характеристику главным героям сцены.

- Назовите героев сцены в Чудовом монастыре.

- Когда происходит эта сцена?

- Как Пимен относится к труду летописца? Докажите примерами из текста.

- Где происходят события, описанные автором в данном отрывке?

- Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

- Как он относится к Григорию?

- Какое событие изменило судьбу Пимена?

- Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?

- Только ли царей винит в преступлениях Пимен?

- Что приснилось  Григорию в ночь, описанную автором?

- Можно ли назвать сон Григория вещим?

- Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

Работа с карточками.

- Ребята, на карточках записаны различные эпитеты и слова, обозначающие черты характера. В карточке № 1 подчеркните те, которые, по вашему мнению, относятся к  летописцу, а в карточке №2 черты, характеризующие Григория. (Дети подчеркивают)

Карточка № 1

Простодушие, гордость, жадность, смиренность, спокойный, жестокий, мудрый, верный Богу, злой, мстительный, усердие, умилительная кротость.

Карточка № 2

Доброта, жажда власти, стремление к богатству, страх, жалость, самозванец, мудрость, простодушие, беглый инок, жалость, хитрость, наивность.

Закрепление изученного материала.

- И сегодня драма Пушкина востребована: кино, театр, музыка. Переводы.

 В завершении урока хочу предложить вам послушать музыку величайшего композитора Модеста Петровича Мусоргского, который тоже обратился к этой исторической теме и написал оперу «Борис Годунов».

- Ребята, какие эмоции и ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки?

III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП

Рефлексия.

- Проверим, как вы усвоили полученные на уроке знания. Продолжите фразы:

- Среди героев трагедии я запомнил…

- В произведении «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) нашли свое отражение мысли о…

-Драматические произведения отличаются от ряда других тем, что…

- Отличительные черты трагедии в том, что…

-А сейчас я хотела бы предложить вам составить синквейн. С этим понятием вы уже знакомились не только  на уроках русского языка, но и других. С технологией составления синквейна вы уже знакомы. Попробуйте самостоятельно в тетрадях выполнить это задание, а потом мы зачитаем ваши варианты.

- Ребята, наш урок подошел к концу, и перед тем, как вы получите домашнее задание, давайте попробуем дать оценку нашей с вами работе.

- Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Все ли вам было понятно на сегодняшнем уроке и на что бы вам хотелось обратить внимание?

- Перед вами листы самооценки, я предлагаю вам их заполнить, чтобы оценить вашу работу на уроке.

Домашнее задание:

  1. Выразительное чтение отрывка.
  2. Сообщение «История России в произведениях Пушкина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе . А.С.Пушкин "Борис Годунов"(сцена в Чудовом монастыре).

Открытый урок в 7 классе. Тема: А.С.Пушкин "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре)....

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

А. С. Пушкин. "Борис Годунов" сцена в Чудовом монастыре.

Презентация может быть использована на уроке литературы при изучении отрывка из трагедии "Борис Годунов" А. С. Пушкина...

разработка урока по литературе 5 класс

          Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: ·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...

А.С. Пушкин "Борис Годунов": сцена в Чудовом монастыре.

А.С. Пушкин. "Борис Годунов". Сцена в Чудовом монастыре...

А. С. Пушкин.«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). 7 класс.

Презентация к уроку литературы в 7 классе  позволяет активизировать процесс обучения по данной теме, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как ...