Нравственное воспитание учащихся на уроках и литературы.
статья по литературе на тему

Форманюк Елена Иванона

На уроках литературы учитель имеет возможность решать важнейшие задачи в нравственном воспитании. Неслучайно, цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Поэтому я думаю, что для учителя словесника воспитание нравственности у учащихся становится одной из главных задач, как на уроке,  так и вне урока, потому что мы живём в такое время, когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия, а жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Форманюк Е.И.                                           МБОУ Черноборская сош

Нравственное воспитание учащихся на уроках  и литературы.

На уроках литературы учитель имеет возможность решать важнейшие задачи в нравственном воспитании. Неслучайно, цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Поэтому я думаю, что для учителя словесника воспитание нравственности у учащихся становится одной из главных задач, как на уроке,  так и вне урока, потому что мы живём в такое время, когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия, а жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью.

Проблемы нравственности волнуют многих педагогов-методистов( Н. А. Троицкая, М. К. Качурин, Е. И. Ильин и др. ), и каждый из них приводит немало аргументов о становлении духовного мира человека на уроках литературы. Конечно, это очень обширная тема, и отразить весь нравственный процесс  уроков литературы невозможно.

Толковый словарь С. И. Ожегова понятие «нравственности» определяет так: «Правила, определяющие духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения».

Значительная роль в  воспитании и обучении принадлежит учителям, преподающим предметы гуманитарного цикла, особенно литературу. Ведь преподавание литературы в школе играет важную роль в подготовке учащихся к жизни. Мы живём в такое время, когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия, жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью. Поэтому я считаю, что для учителя литературы воспитание нравственности у учащихся становится одной из главных задач, как на уроке, так и вне урока, конечно, не злоупотребляя процессом обучения. На уроках литературы я стараюсь научить ребят идейно-художественному, лингвостилистическому анализу лирических произведений, эпических текстов и понимать теорию литературы, развивать монологическую речь, и всё же при всём этом обращаю внимание их на нравственные моменты художественного произведения.  

О нравственной стороне произведений написано немало критических статей различных авторов:  Е. Н. Ильина, Г. И. Беленького, Н. А. Троицкой, М. Г. Качурина,  А. Я Васильевой, А. К. Кузнецовой и многих других. И каждый выдвигает свою точку зрения по определённой проблеме.

 В начале 20 века часто непорядочность, невоспитанность, предрассудки господствовали над  образованностью, трудолюбием, хорошими манерами поведения. Я считаю, что жизненные ситуации чеховских героев современны и нашему времени. Учитель литературы должен учить учащихся на уроках  видеть в человеке не внешнюю красоту, а внутреннюю, жить и трудиться не только для себя , но и для других.

Анализируя рассказ «Попрыгунья» А. П. Чехова отмечаем нравственную красоту и величие врача Дымова. Этот герой идёт на помощь людям, даже когда у него большое личное горе, и он сам имеет право на отдых и человеческое сочувствие.

 Чехов не даёт прямых авторских оценок Дымова ни как врача, ни как человека, почти не говорят о нём и герои рассказа. Но на протяжении  всего повествования разбросаны краткие авторские замечания, помогающие понять и величие героя, и силу любви его к людям.

Я считаю, что на уроках литературы при изучении художественных произведений учитель должен убедить учащихся внимательнее относиться к другим, становиться требовательнее к себе.

О социально-нравственных проблемах на уроках литературы в 8 классе говорится при изучении рассказа Л. Н. Толстого «После бала», в частности, о проблемах взаимоотношения человека и общественной среды, ответственности человека за происходящее вокруг него. Хотя рассказ с начала до конца посвящён любви, которая звучит чем сильнее, тем яснее слышна враждебная ей «музыка» ненависти и бесчеловечности.  Виден протест писателя против уродливых отношений человека и общества, ведь для Толстого святы истинно человеческие отношения. Поэтому главный герой рассказа Иван Васильевич заставил себя круто повернуть личную жизнь, уйти с привычного пути, подготовленного его происхождением и воспитанием. Ужасное зрелище наказания сделало его любовь тусклой, а нежные чувства мрачными, так как в Вареньке он увидел отцовские черты. Конечно, Варенька не виновата в том, что делал её отец. И всё-таки тень преступления ложится на человека, который – пусть  невольно и безумно- мирится с этим преступлением. Таким образом, Иван Васильевич  взял на себя ответственность отвечать за поступки других, и в этом заключается его нравственное превосходство над Варенькой и полковник.

    Готовясь к урокам литературы, я постоянно обращаюсь к книгам Е. Н. Ильина – «Искусство общения», «Путь к ученику», «Минувших дней итоги». В них он рассказывает о нравственном воспитании учащихся на уроках литературы. В книге «Путь к ученику» он говорит о духовной связи между книгой и учеником. Я согласна с его мнением, что «воспитательная функция на уроке литературы является  основной. Книга является помощницей в нравственном становлении личности, в обретении опыта». Е. Н. Ильин считает, что этим критерием вымеряется и творческая позиция словесника, что образовывать легче, чем воспитывать, а связать то и другое ещё труднее. Учителя – словесника Ильин мастером человеческих наук, владеющим книгой и психологией на уроке. Чтобы возбудить интерес  у ребят к художественному произведению, он советует «идти к ученикам надо не только с темой, но и с проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, как горизонталь с вертикалью, урок обретает свою учебную и нравственную ёмкость». В доказательство он называет темы уроков по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»: «Как среди людей остаться человеком?», «Что грузить на подводы?», «Отцы и дети в романе «Война и мир».

    Основываясь на свой опыт работы в школе,  я  считаю, что художественная книга немыслима без творческого приёма. Значит, не может состояться рассказ о ней  ( на уровне книги ), если «словесник  не использует своего приёма, не только объясняющего, отражающего, но ещё и зримо демонстрирующего процессы искусства. Да, конечно, опорой урока и всё же является текст художественного  произведения.

   Можно размышлять о многих мнениях, заостряющих  внимание словесников, как воспитывать в учащихся нравственные качества на уроках  литературы, и каждая точка  зрения по-своему  будет  правомерна.

Анализируя  свой опыт работы, прихожу к такому мнению, что на уроках русского языка и литературы нужно использовать все воспитательные приёмы, и понять поступки, жизнь героев, увидеть хорошее и плохое в них, можно только тогда, когда будет прочитано художественное произведение. А также считаю нужным включать в урок жизненный опыт ученика. Две жизни- его и персонажа- соединить в одно и доказать, что Онегин и Наташа Ростова- это мы.

Воспитание нравственности через художественное произведение представляет собой обширную тему.

Из  опыта работы: при изучении художественных произведений с учащимися 5-11 классов на уроках рассматриваю проблему взаимоотношений родителей и детей. На сегодняшний день, я думаю, этот вопрос является немаловажным. Ведь насколько будет доброй и тесной связь детей с родителями, тем в ребячьих сердцах звонче зазвучит любовь, отзывчивость, честность, сострадание, ответственность. А учитель будет стараться не только развивать, но и закреплять нравственное начало, положение учеников в семье.

Учебной программой предусмотрено немало произведений, где показаны взаимоотношения отцов и детей, то есть старшего и младшего поколения в семье. Это произведения К. Паустовского, А. С. Пушкина «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», Л. Н. Толстого «После бала», В. Шекспира «Ромео и Джульета», А. Островского «Гроза», И. С. Тургенева «Отцы и дети»,  А. Куприна «Олеся»,  М. Горького «Фома Гордеев», М. Шолохова «Судьба человека», «Донские рассказы»(«Родинка», «Червоточина» и др.)

Изучая в 5 классе сказку «Тёплый хлеб» К. Паустовского, стараюсь убедить учащихся, что положительные качества в человеке всегда одерживают превосходство . Так и Филька(главный герой) сумел разжечь в своём сердце искорку доброты, сострадания к солдатскому коню. А помогла ему в этом бабушка, которая рассказала ему поучительную сказку.  После этой истории Филька кормит коня тёплым хлебом и беды в деревне прекращаются.

Задаю ребятам вопрос:

- Каким добрым делам и поступкам  учат ваши родители, дедушки и бабушки?

- Какие истории, рассказанные взрослыми, помогли выбрать вам правильное решение?

Обычно со всех сторон сыплются истории, примеры о том, как нужно относиться к людям, животным. И тут же ребята приходят к выводу, что родные их учат добру, любви ,состраданию, ведь в жизни без этих качеств не прожить.

Обратимся к фрагменту урока литературы в седьмом классе. Изучая произведение А. С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цель: выявить у ребят чувство ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их поступков помогают вопросы по тексту:

  1. Права ли Дуня, что уехала из дома?
  2. Как отреагировал отец(С. Вырин) на отъезд Дуни?
  3. Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?
  4. Как вела себя Дуня на кладбище?(Обращаю внимание на глаголы легла и лежала)

Конечно, ребятам этого возраста хочется видеть конец повести счастливым. Воспользовавшись  этим, я использую элементы урока- гипотезы, то есть начинаю вопросы со слов: «Что было бы если…

Вопросы:

- Что было бы, если станционный смотритель был  принят в доме Минского, как гость?

- Что было бы, если Дуня уехала с согласия отца?

-Что было бы, если приехала навестить отца после появления его в Петербурге?

Такие вопросы выявят ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о милосердии к людям.

Выше было сказано о том, что жизненный опыт ученика нужно соединять с жизнью персонажей. Поэтому завожу разговор о том, как относятся ребята к родителям. Прошу их подумать минуту о том, всегда ли были справедливы ребята с ними. Как поступят они, когда родители будут преклонного возраста. Затем предлагаю всем ребятам

 помолчать ,включаю медленную музыку и предлагаю мысленно попросить прощения у родителей за плохие свои поступки.

Тестирование, вопросы викторины позволяют учителю проверить знание текста  художественного текста. Здесь уместно использовать ИКТ. Один учащийся выполняет работу на компьютере, затем проверяется тест на экране классом:

-Как зовут коня Тараса?(Чёрт)

- Почему конь Тараса бешено отшатнулся, когда на него сел хозяин? (Вес Тараса = 20 пудов)

- Какого размера шаровары были у сыновей Тараса, когда они уезжали?(Размером с чёрное море)

- Кто из братьев был старше?(Остап)

- Сколько лет Андрию? (20 лет)

- Сколько героев в первой главе?( 4- Тарас, Остап, Андрий, мать) и др.

Незаметно задаю вопросы, которые заставляют ребят задуматься.

1.За кого больше всего переживала мать? Почему?

2.Кому из сыновей передались черты характера Тараса?

3.Кто из сыновей Тараса предал Родину, товарищей по оружию?

4.Кто погибает из сыновей Тараса, защищая Родину и друзей? Почему?

Конечно, нужно не забывать и об обучающих методах преподавания, о речевом и идейно-художественном своеобразии, о связи литературы с другими видами искусства.

И вновь  используя  ИКТ, предлагаю ученикам представить, что начинается путешествие по Третьяковской галерее.

Вопрос:

-Какую картину напоминают нам герои повести «Тарас Бульба»? (Картину Васнецова «Три богатыря».

 Раскрывая характеристику героев, вновь обращаю внимание ребят на отношения Тараса и сыновей. Тарас внутренне  переживает за детей, хочет видеть их сильными, выносливыми, смелыми. Неслучайно, Н. В. Гоголь начинает повесть кулачной «дракой» отца с сыновьями, этим самым он отражает силу воли, смекалку, твёрдость характеров Остапа и Андрия. У Тараса свой метод воспитания. Нельзя не сказать о матери Остапа и Андрия, она представляет собой вечный символ материнской любви. И снова, для ребят готовы вопросы, которыми выявляется нравственное величие каждого:

- Какими деталями, словами автор даёт почувствовать душевное состояние матери? (Выражение лица, отчаяние).

- Как автор относится к матери?(Описание пейзажа).

- С чего начинается Родина  для наших героев?( С материнской любви, с родного хутора, детства)

Таким образом, у ребят сформировалось впечатление об отношениях родителей и детей 15 – 16 веков.

Затем задаю вопрос :

- Чем отличается современное воспитание от воспитания времён Тараса Бульбы?

Если учащимся средних классов нужно помочь осмыслить поступки морали, то старшеклассников учитель направляет в правильное русло, они сами выявляют  нравственные позиции героев произведения.

  К примеру, в десятом классе уместна тема «отцы и дети» в романе Л.Н Толстого  «Война и мир». Урок представляет беседу за круглым столом. Учащиеся  заранее готовят сообщения.

Кроме целей обучающей и развивающей на уроке немаловажной является воспитательная. Вот фрагмент урока. И вновь я нацеливаю ребят на то, чтобы видеть в поступках героев хорошее и плохое. Мы с ребятами говорим о взаимоотношениях в семьях: Ростовых, Болконских, Курагиных.  

Если в семьях Ростовых веет добродушие, порядочность, взаимопонимание родителей и детей, то о семье Курагиных этого не скажешь. Если нравственные качества Ростовых открыто представлены читателю, то долг, честь и совесть Болконских скрыты за невидимой завесой.

Ребятам задаю вопрос: «почему Наташа Ростова и Николай с любовью и нежностью относится к отцу и матери?». Ответов, конечно, много: доказывают примерами из текста, пытаются доказать теоретически, но все сходятся на мысли, что многие зависят и от родителей, они первыми у

идут на встречу детям.

 Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

В статье изложены отдельные аспекты нравственного воспитания детей на уроках литературы. Имеются ссылки на конкретные произведения. Определены подходы к решению данной проблемы при изучении неко...

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

Основные направления работы по духовно - нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы, «Основ православной культуры»» и во внеклассной деятельности в рамках образовательной организации

Настоящий педагогический опыт имеет практико-ориентированную направленность, предметный результат которого ориентирован на интересы и особые потребности обучающихся. Он основан на глубоком и всесторон...